Дурацкий жанр для идиотов

Apr 13, 2014 12:14

Про фильм "Конгресс" (Ари Фольман, 2013) я писал здесь: http://foxword.livejournal.com/243132.html
Дождался. Но не в кинотеатре, а с монитора. Может и к лучшему. Останавливался. Уходил курить пить чай. Думать. Возвращался. Отжимал паузу.
Из предыдущего фильма-мультфильма Ари Фольмана "Вальс Баширом": http://foxword.livejournal.com/244387.html
выросло стихотворение плавание: http://foxword.livejournal.com/245330.html
Возможно из этого фильма ничего и не вырастет, но по мозгам мне он проехался. Я к творчеству Станислава Лема достаточно холоден. Единственное, что привлекло моё внимание к фильму "Конгресс", что экранизированный рассказ "Футурологический конгресс" Станиславом Лемом был написан как ответ на "Человек в Высоком замке" Филипа Дика. Что в главной роли Келли из "Санты-Барбары", я понял уже в процессе просмотра.


Самое главное, это с самого начала не связывать детище Ари Фольмана с детищем братьев Вачовски. В логичности антиутопии "Конгресс" проигрывает "Матрице", потому что он не о социальных проблемах, как в основном его расшифровывают, а о личных: о страхах, любви, привязанности, мечте.


Актрисе Робин Райт, живущей в самолётном ангаре вместе с двумя детьми, один из которых слепнет и глохнет, предлагают последний контракт в жизни: её тело и эмоции оцифруют и превратят в анимэшку, а она в ответ на полученные деньги больше не сыграет ни одной роли. Пожизненный контракт подразумевал 20 лет. Актриса выжила. И она приезжает из реальности в закрытое анимационное пространство, где ей предлагают следующий контракт на 20 лет: превращение Робин Райт в субстанцию. Слишком уж красиво она стареет. Нельзя упустить такую уникальность.


Любой человек может ввести Робин Райт в свой организм, переродиться на время в неё. Впрочем, в счастливом новом мире можно стать кем угодно.


В новом мире воплощаются все мечты. Каждый находит для себя идеальные условия для жизни. Во сне.


- А четыре таракана, играющие в покер - это сон?
- Да, но вопрос: Чей?


Покинуть мир вечных галлюцинаций можно. Но кто решится от него отказаться? Как, например, навсегда отказаться от интернета? Некоторые отказываются.


Но кому из нас нужна правда?


И есть ли у человека выбор? Если выбор всегда один: либо ждать смерти здесь, среди зловонной правды, либо там, в мире галлюцинаций.


Фантазия безопасна. Так по началу кажется. Использование шаблона проще, чем поиск самого себя. Став кем-то другим, ты словно избавляешься от ответственности, от ошибок, от страха быть идиотом. Тот, другой, идиотом быть не может, потому что тот - символ.


Не может же быть идиотом Ганеша?


Или Майкл Джексон, даже если он всего лишь официант в ресторане.


Или Йоко Оно? Она же просто символ крутизны и независимости...


Никто не может быть идиотом, кроме меня. Значит надо перестать быть собой.


Например, стать Кафкой.


Неведомой зверюшкой. Не-человеком.


Произведением искусства, нотой в партитуре, абстрактным понятием...


Реализованным другими символом. Дорожка проверена и утрамбована. Сколько девочек наряжались в миф о Фриде Кало?


В миф о Клеопатре?


Хотя бы потому, что их близкие искали не их самих, а другой миф, хотя бы о "Венере" Сандро Ботичелли (вслед за Владимиром Владимировичем Набоковым). Каждый из нас время от времени задавал себе вопрос: Я как кто? С любым ответом жить проще. Только бы не "я как Я".
Меня всю жизнь пугали Джорджем Оруэллом, а в итоге в окружающем меня пространстве победил Олдос Хаксли.

Киноколлекция, Владимир Владимирович Набоков, Ари Фольман, Фильмы для детей и юношества, Филип К Дик, Высказыванию не подлежит

Previous post Next post
Up