Творческий центр «НитьЯ»
Транс-драма «Сапфировая Бездна»
17 апреля, Дом Актёра (ул. 8 марта, 8)
Рассказать сюжет, значит украсть этот спектакль у зрителя. Потому расскажу только завязку. Молодой художник Стив из Ирландии, увлечённый наследием Карла Давида Фридриха, приезжает в Германию в те самые месте, где писал его любимый художник, встречает там девушку, влюбляется, возвращается на родину, много работает и вот возвращается снова на ту смотровую площадку на краю утёса, где встретил впервые свою любовь. В ожидании прихода любимой, начинает писать этюд, но вместо девушки появляется бомж Йорге, который решает прыгнуть вниз, в «сапфировую бездну» с этого самого утёса. Стив удерживает Йорге на краю. Пытается объяснить Йорге, что жизнь прекрасна, что всегда можно начать всё сначала, пока ты жив. Даёт Йорге денег, чтоб только Йорге ушёл из сакрального места любви Стива. Но Йорге уходить не намерен.
Спектакль идёт полтора часа без перерыва, потому что прерваться и нельзя. Этот дуэт сначала Малыша и Карлсона, потом Тома Сойера и Гекельберри Финна, потом Защитника и Обвинителя Любви держит за жабры. Грань между сарказмом и реальным «оскорблением чувств верующих» трещала только так. Люди вставали с кресел и уходили из зала. Несчастные в своей гордыне. Потому что финал был горек и прекрасен. Зал аплодировал стоя.
Мне было крайне интересно, что на этот сугубо христианский спектакль был собран полный зал людей, причастных к Обществу Сознания Кришны. И перед действием проходила раздача вайшнавских сладостей. Но это только подчёркивало, что у Бога много имён, каждый к нему приходит своей дорогой, и путь священника не менее сложен, чем путь прихожанина. И испытаний священнику отпущено вдоволь. И перед Богом мы все равны. И это мы идём к нему. И это мы строим храм в своём сердце. А Бог наполняет нас жаждой жизни.
Потому что отворачивает от жизни нас не Он. Мы сами хотим отвернуться.
Выводы из спектакля классические:
- Какой момент в жизни самый важный? - Здесь и сейчас, потому что ты живёшь здесь и сейчас.
- Какой человек самый важный? - Тот, рядом с которым ты находишься здесь и сейчас.
- Какое самое важное дело? - То, что ты можешь дать находящемуся рядом с тобой человеку здесь и сейчас.
Но вспоминаем мы эти простые формулы не часто. И снова открыть их для себя порой достаточно тяжело. Слишком велика ответственность. Некуда скрыться от собственной суеты и гордыни.
Моя жена дружит с одним из актёров. И когда он мокрый и счастливый обнял нас после спектакля, я ощутил солоноватый вкус обрызгавших нас капель и словно реально перенёсся в тот мир, нарисованный когда-то Каспаром Давидом Фридрихом, где стоят под куполом неба два таких изначально непохожих и таких сроднившихся человека.
Творческий союз «НитьЯ» обращается к театру традиционному. Никаких спецэффектов, минимальные декорации, акцент на актёрской игре, на вовлечении эмоциональном, а не зрительном. Даже стандартные затемнения - не более, чем отбивки в тексте.
Я не очень-то люблю театр. Долго прожёвываю внутри себя спектакли. Мне не получается отстраниться от спектакля, я всегда оказываюсь внутри созданного мира и любую несостыковку воспринимаю как личное оскорбление. В этом спектакле напрягли только наматываемые на себя Стивом цепи. Что-то в этом было от Гамлета с Высоцким, или даже Хлопушей Есенина. Но стоит вспомнить любую другую сцену, и прощаешь. Цепь - просто символ боли, которую человек накручивает на себя. А как ещё показать? Из каких других предметов?
И несколько слов о вере напоследок. В моём понимании, в словаре у Бога нет вопросов «Зачем?» или «За что?», но у него есть нежно лелеемый вопрос «Ради чего?». И вот это «ради», несмотря на все наши сожаления и уныния, все их в итоге с лихвой окупает. И спектакль построен также: чтобы понять, надо пройти до конца, не отвлекаясь, ни на что не закрывая глаза и уши.