Написал, что режиссёр Мишель Гондри снимает "Убика", и понял, что кроме "Вечного сияния чистого разума" у него ничего не смотрел. Надо бы, конечно, было по порядку поставить "Науку сна", но я перешёл сразу к "Перемотке". И не пожалел. Главное, не прикладывать к тому, что творится на экране, шаблона какого-либо жанра. Мишель Гондри снимает своё отдельное кино."Шведское" - пользуясь термином из фильма.
Эти фильмы не соберут больших залов, но их как величайшее сокровище будут изредка доставать из архивов одинокие коллекционеры-любители и пересматривать вновь. Потому что это не сиеминутная пародия, а осмысление имеющейся у нас кино-культуры, замыкание разрыва цепи между тем, что есть по эту сторону экрана, и тем, что мы ищем по ту. Мишель Гондри говорит: границу очень легко стереть.
Если всё вокруг нас иллюзия, так почему мы сами не принимаем участия в её перепланировке. Или как говорит героиня фильма: "Наше прошлое принадлежит нам и мы вправе его изменить".
Самое сложное для зрителя, столкнувшегося с фильмами Мишеля Гондри, привыкнуть к эстетике разваливающегося мира (в "Убике" Дика на этой эстетике построена вся книга). Но если ты досмотрел этот фильм Гондри до середины, то потом тебе уже не остановиться. И даже после финальных титров фильм будет идти у тебя в голове. Именно после такого кино испытываешь самую настоящую благодарность к синематографу. Жаль, но среди фильмов, которые "ошведиваются" в "Перемотке" не упомянут "Человек с бульвара Капуцинов", а ведь именно его Мишель Гондри и переснял на новый лад.