(Продолжение)
Сам Терри Гиллиам в интервью говорит об этом фильме, что, конечно же, он знает значение каждой сцены, но предпочтёт, чтобы зритель сложил собственную версию происходящего. Для Гиллиама это фильм об избытке информации, о выборе того, что истинно, что ложно, кто сумасшедший - Коул или мы? Для меня важен выбор самого Коула: что является бредом из двух правд? Ведь двух правд быть не может?
Отправленный найти "армию негодяев", он обнаруживает "кучку испуганных детей". Все стройные построения и планы разлетаются, он перестаёт верить в собственные слова, в его голове появляется Сократовский "Даймоний", воплотившийся в одном из прыжков в бомжа с щербатым ртом.
И поскольку в прошлом есть Кэтрин, которую он словно бы знал с самого детства, то Коул выбирает прошлое, убеждает себя, что будущее - это его бред, как является бредом джентльмена в заячьих тапочках в психушке происхождение того с другой планеты. Главное, убедить свои галлюцинации отправить его назад в реальность, а потом вырвать себе зубы, в которые спрятан маячок, отслеживающий его передвижения.
Картина откровенно играет со зрителе в "верю - не верю" (версия "псих - не псих"). Ты начинаешь теряться, хвататься за всё подряд, то полагаться на инстинкты, то доверяться технологиям... Но приходит не страх, а полная растерянность. Ты становишься ребёнком, которого тянут за руку эти глупые взрослые, чего-то требуют, не понять чего.
Но в фильме нет "бунта детей". Издевательство Джоффри над своим отцом - следствие его безумия, а не расчёта. Армией "12 обезьян" движет чужое безумие и их собственная глупость, шалость, которая обходится слишком дорого. Терри в пайтоновской традиции вытянул абсурдность подобных подвигов, но в итоге сцена с жирафами, бегущими по мосту или со стаей фламинго над небоскрёбами настолько хороши, что это наверное единственный момент в фильме, где ты начинаешь улыбаться, ожидая, что "прокатило", что "Апокалипсиса" не будет.
Что осталось оборвать местные полицейские хвосты и улететь к морю.
Что будущее над тобой не властно, что можно дурачиться посылая "придуманным тобой" учёным сообщения на номер компании по чистке ковров. Что рядом с тобой та самая женщина, которую ты с детства видел во снах над телом... И вот тогда "улыбка" заканчивается.
Тебя объявляют героем, а потому ты должен умереть во имя своей миссии. Героям счастья не положено.
Можно что угодно объявить иллюзией, но реальностью является то, что имеет над тобой власть. И власть эта отдана добрым ребятам-полицейским, делающим свою каждодневную работу, убивающим опасного преступника, психа-рецидивиста, который изображает тут из себя "Спасителя человечества".
И твой крик в экран "Ублюдки!" ничего не меняет. Юный Джемс, которого тянут за собой перепуганные родители, видит собственную смерть. И самая прекрасная в его глазах женщина плачет над его мёртвым повзрослевшим телом. И рыжий подонок, в чьём чемоданчике лежат образцы смертельного вируса, уже выпустил в этом городе смерть из пробирки (по требованию таможни).
Утешает только одно, что рядом с подонком в кресло садится мерзкая доктор из будущего, представляясь страховым агентом. Википедия пишет, что её представление можно перевести, как "я здесь для подстраховки". Возможно "Конца света" теперь не будет. Но и Джеймса Коула тоже не будет. И Кэтрин проведёт свои дни под присмотром своих бывших коллег. Остаётся только мальчик, чья жизнь имеет шанс на иное продолжение.