И вновь я сам себе не верю: ну с чего, с какой такой ели упав мне вдруг резко захотелось увидеть вторую часть вторых "Утомленных Солнцем" (это даже звучит глупо!) - коли от "Предстояния" я плевался верблюдом, в Михалкове разочаровался не только как в режиссере, но даже как в человеке, а множественные переносы даты выхода "Цитадели" только приветствовал.
И вот на тебе. Нашел у камрада
kinopatriot пересказ отрывков, которые его Барство показывало на днях в рамках творческого вечера имени себя. И, знаете, по крайней мере на уровне задумки сцены - а большее пересказ дать не в состоянии - это впечатлило:
Героиня Анны Михалковой рожает в поле, во время бомбежки, в грузовике, за рулем которого - контуженая Надя Михалкова (Котова). Роды принимают раненые солдаты - все скопом. Роженица орет, пули свистят, мутные околоплодные воды льются, синяя пуповина дрожит в грязных и мозолистых солдатских руках, окровавленный орущий комок успокаивается у материнской груди. Ребенок, как выяснится, фашистский, мамаша предложит убить, но солдаты не одобрят, предложат назвать Иосиф Виссарионович, а потом оглянутся вокруг - от десятка остальных грузовиков остались только обгоревшие остовы. Вот вам и Иосиф Виссарионович.
Ну круто же! Мощнейший - особенно в рамках современного отечественного кино - образ рождения новой России. Чужак, зачатый вне любовных и семейных уз, а на свет прорывающийся под свист пуль и грохот взрывов. Его нежно принимают окровавленные грязные солдаты, и именем своим он обязан жестокому тирану. Не забываем также и про образ грузовика, наверняка дублирующий оный из оригинальных "Утомленных Солнцем", а значит напрямую указывающий на заблудившуюся, наивную и в конечном итоге расстрелянную страну.
Пожалуй, прав был Дмитрий Афанасьевич в том, что на самом деле Михалков - не особенно шифрующийся русофоб. Потому что он, будучи человеком умным (а то, что Михалков умен, сомнению не подлежит), не может не видеть всего отвратного положения вещей; а потому, ведомый желанием отследить исторические причины этого положения, он и уходит в 1930-1940-е годы. При этом показывая, что на деле эти причины заложены в самой русской ментальности, подлой и гадкой, а эпоха Сталина стала лишь наиболее плодородной почвой для ее - ментальности - проявления.
Иллюстративности для приложу старый, уже почти годовалой давности промо-трейлер. Посмотрите-подумайте, может, найдете там подтверждения или опровержения этой теории:
Click to view
Так что, похоже, пятого мая сего года я пойду в кино.
P.S. И, если честно, ну эту "Брестскую Крепость" куда подальше...