Dec 29, 2010 18:20
Да, я уже писал о том, сколь многое мне еще предстоит посмотреть, прежде чем окончательно определиться с персональным списком лучших фильмов года. Но все вокруг так увлекательно подводят итоги, что мне самому захотелось. Все равно в пабе в аэропорту заняться особенно нечем. Итак, напоминаю условия: в расчет берутся только фильмы, созданные в 2010 году и на данный момент успевшие появиться в отечественном прокате хоть как-то - а это настолько блеклый список, что я даже не могу выделить из него десять картин, только восемь. Сами понимаете, позиции и список за два месяца еще не раз успеют поменяться, однако большая часть из представленного ниже имеет вполне серьезные шансы на попадание в финальную десятку.
8. "Начало", реж. Кристофер Нолан
Самый захватывающий боевик года. Динамичный, изобретательный и весьма неглупый - что для жанра вообще нестандартно. "Начало", тем не менее, портит то, что к зыбкой и метафоричной вселенной снов Нолан подошел с рациональным и расчетливым умом, который уже ничему не удивляется и не допускает возможность неожиданно проскользнувшего элемента хаоса. Фильм в результате выходит "стерильный", как операционная в частной клинике, да и разыгрывается подобно четкой и слаженной медицинской операции. Но, право, как легко об этом забыть, когда в монтажной кульминации герои совершают множественный переход между временами и пространствами, а у зрителя по эту сторону экрана перехватывает дух.
7. "Овсянки", реж. Алексей Федорченко
Режиссер "Первых на луне" продолжает исследовать искусственные мифы русской действительности последнего времени. А ну как не привлекательна идея знать, что где-то там есть поволжское племя, глубоко русское по духу, такое привлекательное в своей таинственности и зачаровывающее вневременным существованием, где жизнь и смерть - лишь обряды, мистические процессы, столь же высокие и отрешенные от реальности, сколь и последовательные. "Овсянки" - фильм, с которым очень трудно взаимодействовать; картина, которая требует очень определенного эмоционального состояния зрителя во время просмотра. Не будет его - не будет впечатления. Да, до сути новой работы Федорченко можно дойти и через анализ, однако она несомненно изначально рассчитывалась на совершенно другой уровень восприятия. И в этом превосходит многие отечественные фильмы последних лет.
6. "Где-то", реж. София Коппола
Самая странная картина 2010 года. С одной стороны, она безбожно проста в плане сюжета и центральной идеи; с другой - невероятно сложна во всем, что касается воплощения. Роскошная операторская работа, неожиданная и весьма сдержанная актерская игра Стивена Доррфа, очень нежное цветовое и световое оформление и та едва уловимая атмосфера полной заторможенности кризиса среднего возраста, которая в процессе развития фильма... нет, не исчезает, но превращается в возможность от заторможенности уйти. Уйти в направлении своего "куда-то".
5. "Иллюзионист", реж. Сильвен Шомэ
Пока все превозносят "Рапунцель" и третью "Историю Игрушек", подлинная анимационная магия проходит в почти пустых залах. Отойдя от мизантропии "Трио из Беллвиля" в сторону грустной иронии Жака Тати, Шомэ создал нечто одновременно очень нежное, смешное и при этом безысходное. Разворачивая фильм в традициях немых комедий, режиссер в конечном счете уходит в подлинный человеческий трагизм. Трагизм медленного и неумолимого ухода старых "волшебных" искусств, представители которых единственно творили настоящие чудеса, пусть даже никогда полностью не осознавая этого.
4. "Счастье Мое", реж. Сергей Лозница
Восхитительно честный и бескомпромиссный удар по морде современной России, в перспективе уходящий в темные глубины души - или что там у него вместо - русского народа. Путешествие дальнобойщика по отечественной глубинке в середине картины из роуд-муви неожиданно превращается в первостатейный хоррор, достигающий кульминационной развязки в соответствии со всеми законами жанра: быстро, жутко и с намеком на продолжение. Бесконечное продолжение ужаса под названием Россия, который начался когда-то давно, и с тех пор если и менялся, то лишь в сторону еще большей разрухи. Лозница впервые берется за режиссуру художественного фильма - и весьма уверенно - но иногда документалист в нем превалирует. И остается лишь поражаться, сколь мала разница между постановочной историей и подлинными усталыми огрубевшими рожами.
3. "Социальная сеть", реж. Дэвид Финчер
Идейное продолжение "Зодиака" - история о том, как одержимость идеей ломает судьбы как самого создателя этой идеи, так и тех, кто на свое несчастье его окружает. Финчер не исследует феномен "Фейсбука" на социальном уровне; для него куда важнее то, как этот проект из злой шутки над девушкой эволюционирует в нечто монструозное, подчиняющее себе всю жизнь и становящееся ее смыслом. Однако, последний кадр развенчивает иллюзию Цукерберга: этот смысл в своей сути смысла лишен. Бесконечное обновление страницы. Выхода не предусмотрено.
2. "Выход через сувенирную лавку", реж. Бэнкси (?)
То ли документальный фильм, то ли ловкое мокьюментари. То ли история становления художника, то ли самоирония над процессом и результатами творчества. Фильм, который не дает никаких определенных ответов, но совершенно не кажется непонятным. За всех говорит та уникальная, совершенно бесшабашная энергия, которой режиссеру, кем бы он ни был, удалось начинить пленку. Энергия чистого творчества, не подчиняющегося рамкам, стилям и нормам. Та самая, что столь редко встречается в "высоком" искусстве современности - она вышла на улицы, в свободной и неконтролируемой форме. И "Выход через сувенирную лавку" является одновременно и гимном уличному творчеству, и его разоблачением. Очередной парадокс, связанный с этим великолепным фильмом.
1. "Дядюшка Бунми, который вспоминает свои прошлые жизни", реж. Апичатпонг Веерасетакул
Каннское жюри сделало единственно верный выбор: бесконечные и неизобретательные фильмы на социальные и политические темы оно отмело в пользу восточной духовности. "Бунми" - это путешествие в глубины человеческого "надмира", когда причудливые закономерности прослеживаются бок о бок с абсурдным наслоением реального и сюрреального, мира физического и мира нематериального. Снятый на самую простую телевизионную пленку, "Бунми" поражает своей красотой. Полностью лишенный динамики, "Бунми" завораживает. Мало уделяющий внимания событиям, "Бунми" обладает четким сюжетом и выраженной идеей. Идеей, которую крайне сложно высказать вслух, но которая неизменно проникает в подсознание, в саму душу. И душа отвечает.
movie,
best movie,
loong boonmee raleuk chat,
somewhere,
inception,
2010,
social network,
le illusionist,
exit through the gift shop