It's been a hard day's night...

Sep 29, 2010 00:10

 Только что вернулся из ВГИКа - и это лишь первый вечер из четырех (трех, если удастся найти себе замену на пятницу и если у Рейнджа все в порядке (а, Рейндж?)): всю неделю дружным жюри-коллективом смотрим отечественных претендентов на участие в XXX Международном Фестивале. Проблема в том, что за день нужно отсмотреть 15-17 фильмов, а у российских авторов просто какое-то кинонедержание. Смотрели неделю назад немцев - так у них все фильмы аккуратно в 5-10 минут хронометража укладывались, и за это время рассказывали (не все, конечно, но большинство) внятную историю и давали представление о мастерстве всех причастных лиц. В отечественных же фильмах средний хронометраж - минут 16. Причем, вот парадокс, самые долгие получасовые фильмы оказывались самыми приятными и любопытными, а средние по продолжительности - именно что средними по качеству.

Не вызывая ни малейшего удивления, большая часть картин посвящена сирым и убогим. Инвалиды на голову, инвалиды физические, извращенцы, самоубийцы, маленькие дети и дряхлые старушки - вот они, герои студенческих работ, один в один списанные с героев работ их предшественников и предшественников предшественников. "Дедово кино", короче.

Но вот что странно. При всей тематической ограниченности, каждый из четырех достойных фильмов этого дня (а это, кстати, почти треть!) являлся очень теплым и приятным произведением. Мой персональный фаворит, которому я заранее желаю победы в конкурсной программе - фильм Ольги Томенко "Дотянуться до мамы". Поражает он в первую очередь тем, что там практически ничего не происходит, а погружение в мир картины происходит в пару минут. Прямо как в жизни. В обычной серой хамоватой семье, живущей где-то под Владивостоком, поругались дочка и деспотичная мама, которой нерадивое дитя пожелало скорейшей и болезненной смерти на морской рыбалке, куда на ночь глядя отправились родители. И вот дочка ждет маму и папу, которые все не возвращаются, закрывает окна, распахнутые порывом штормового ветра, поправляет застрявшую в часах кукушку, пытается спать, но видит кошмары с телами в воде, в панике бежит на берег и пытается дозваться до матери, чтобы на следующее утро счастливо обнаружить всех живыми-невредимыми и все столь же родными-хамоватыми.

Посредством монтажа и отличной операторской работы нагнетается феноменальное эмоциональное напряжение. Стоит отметить, что на отборе мы сегодня смотрели незавершенную картину, в которой озвучены были только диалоги, но это еще более выделяло ее из 15 кандидатов. Подчас казалось, будто смотришь немое кино - настолько хорошо была проработана именно картинка, ее роль как средства выразительности. Ну и, несомненно, приятно, что в эпоху, когда в кино заправляют цинизм и/или приторная любовь, из-под студенческой камеры выходит настолько добрый фильм. По-хорошему добрый, без идеализации или излишних страданий. Надеюсь, что у Ольги Томенко будет хорошая кинокарьера - было бы жаль потерять ее на телевидении или среди безликих продюсерских заказов.

movie, vgik, reflection

Previous post Next post
Up