Aug 02, 2009 14:35
Напряженная вышла неделька: под четверкой дисков "Войны и Мира" неожиданно обнаружились желтые боксы с фильмами, полученными в свое время при покупке TotalFilm. И пусть журнал я уже перестал покупать, ибо по качеству статей, на мой взгляд, он сильно проигрывает Empire, диски остались. Вот из них, в большинстве своем, и вышел репертуар этой недели.
Спасти Рядового Райана, реж. Стивен Спилберг
Ставшая уже классической военная драма про первые шаги Союзников на пути к освобождению Европы, а заодно и про смелость, честь, братство и патриотизм. Тем не менее, патриотизм здесь больше человеческий, чем политический. Некоторые Спилберга обвиняют в излишней пафосности и воспевании американских солдат, но это совершенно зря. "Райан" не пафосен - он (неожиданно для голливудского проекта) жесток и реалистичен, с кровью, оторванными конечностями, грязью, слезами и убийствами. Честно показаны обе стороны: и немцы, и союзники жестоко расправляются с врагом, используя все имеющиеся средства и нередко давая волю своим эмоциям. Очень показательна в этом плане сцена ближе к финалу фильма, когда враги сцепляются буквально в звериной схватке и яростно и упорно пытаются одержать верх. Что характерно, немец побеждает.
Впрочем, "Райан" отличается от большинства исторических фильмов не только честностью, но и истинно-спилберговским профессионализмом. В фильме просчитан каждый кадр, каждая сцена развивается в соответствии с логикой жанра и заложенным в нее смыслом. Кому-то подобный расчет в кинематографе не по душе, но, с другой стороны, этот механизм работал как в 1998 году, так и работает сейчас. И работает, надо сказать, прекрасно.
Леди Исчезает, реж. Альфред Хичкок
Одна из последних доамериканских работа "Мастера Саспенса", один из первых шпионских детективов, один из крайне немногочисленных представителей жанра "комедийный триллер". Фильм веселый, ироничный и запоминающийся - неслучайно, он породил не один и не два ремейка и переосмысления. Сюжет о том, как по пути в Лондон из поезда неожиданно исчезает пассажирка и никто, кроме главной героини, не верит в то, что он вообще была, давно стал классическим. Но, к чести Хичкока, надо отметить, что ни один из "наследников" и близко не подобрался к уровню оригинала, его блестящим гэгам и грамотно нагнетаемой атмосфере паранойи. "Леди Исчезает", конечно же, тоже не идеален: интрига раскрывается слишком быстро, а роль персонажей в сюжете просчитывается в мгновение ока. Зловещие усики - плохой. Неестественно улыбается - соучастник. Благородные и участливый взгляд - положительный. Конечно, злодеи в 1938 году были в Англии очевидны. Неочевидным было лишь то, что через восемь месяцев после появления фильма, в котором злодеи арийской наружности пытаются выкрасть бабушку-шпионку, начнется Вторая Мировая Война...
Леди из Шанхая, реж. Орсон Уэллс
Классический нуар про обычного человека, который, влюбившись в обольстительную блондинку, ввязался в криминальную аферу, закончившуюся трагедией для всех участников и проиллюстрируювшую главную мораль фильма - люди-хищники, борясь между собой, в конце концов себя же и погубят. Картина обладает почти всеми обязательными чертами нуара: роковая красотка, закадровый голос, философский конец и увлекательный сюжет, повороты которого подчас невозможно просчитать - до того запутанны отношения между персонажами. Один главный герой прост и понятен, поскольку он не стремится никого обмануть, а лишь хочет простого человечекого счастья бок о бок с женщиной, которую любит. Наивно? Не просто наивно. В мире людей-акул, это смертельно опасно, ведь ты не знаешь, кому доверять и кто является истинным, а кого рисует воображение в зеркале. Эта идея бесконечно изобретательно для 1947 года раскрывается в финале фильма, когда оставшиеся в живых герои сходятся в смертельной схватке в комнате с зеркалами, отражаясь и стреляя по чужим отражениям. Визуальное решение в духе Уэллса: умное, оригинальное и технически-великолепно. Это относится, впрочем, и к фильму в целом.
Шестое Чувство, реж. М. Найт Шьямалан
Фильм, который многие называют лучшим фильмом десятилетия и одним из лучших фильмов всех времен и народов. Заслуженно ли - сложно сказать. У "Шестого Чувства" не отнять его высочайшего уровня исполнения, его тонкой психологичности и драматизма отдельных сцен. Во многом, разумеется, это заслуга актеров, и если Брюс Уиллис играет на своем стандартно-высоком уровне, то работа Хейли Джоэля Осмента является одной из лучших детских работ в кино: эмоционально, искренне и по-детски непосредственно. А потому, именно в сценах с мальчиком Коулом "Шестое Чувство" смотрится наиболее выигрышно, а сцены работают максимально эффективно. Но вот в чем проблема, этот самый эффект в фильме делится всего на две категории: либо до жути страшно, либо до слез драматично. И нет того, что связывало бы драму и хоррор воедино, сокращало бы пропасть между жанрами. Шьямалан мог сделать либо отличный фильм ужасов, либо великолепную психологическую картину. В итоге же, получилось нечто занятное и качественное, но уж слишком контрастное и спорное. Наверное, только такие межжанровые картины Шьямалану и удаются: как известно, оба его "чистых" проекта (хоррор "Явление" и драма "Девушка из Воды") были не приняты ни критиками, ни зрителями. Тем больший интерес вызывает его будущая работа по экранизации "Аватара" - нечто кардинально новое в его репертуаре.
Третий Человек, реж. Кэрол Рид (хотя некоторые говорят, что сам Орсон Уэллс)
Нуар по-европейски. Базовый набор тот же: роковая девушка, интрига, не лишенный философичности сюжет и грустная концовка. Но вместо дождливых американских городов - солнечная послевоенная Вена, разделенная на пять секторов. Вместо гангстеров с итальянскими корнями - шпрехающие на дойче австрийские рэкетиры. Вместо сил правопорядка - военные английского и русского штабов. Вместо "лирических скрипок" - романтичное бряцанье Антона Карраса на цетре. Но даже при столь оригинальной форме возникает вопрос: что же принесло "Третьему Человеку" Золотую Пальмовую Ветвь 1949 года? Тому я вижу ряд причин. Первая - его актуальность и новизна. Нуар, который пробует на прочность дружбу в городе, котором ни о какой дружбе и речи идти не может, в то время наверняка казался весьма острым. Вторая причина - смелые диалоги, через четыре года после окончания страшнейшей войны в истории высказывающие мысль о том, что насилие и смерть способствует развитию государства. Наконец, третья причина - одна из лучших ролей Орсона Уэллса, который в "Третьем Человеке" исполняет роль отрицательную и притягательную одновременно. Злодей произносит главную мораль фильма и вызывает сочувствие зрителя - сложно ожидать такого на следующий же год после "Рим - Открытый Город" Росселини. Но Канны любят новаторов. А зритель - так и просто обожает.
Семь Самураев, реж. Акира Куросава
Фильм-возрождение японского кинематографа, национально-эпическое кинополотно небывалой продолжительности (3 часа 21 минута, между прочим) и удивительной для 1954 года глубины и многоплановости. Фильм даже не о том, как семь доблестных самураев защитили угнетенную деревню от тирании разбойников. Это фильм, прежде всего, о национальном самосознании: о том, что японский народ - гордый народ, народ независимый и народ, способный себя защитить. Он таким становится не сразу, разумеется. Но под мудрым руководством он превращается из толпы индюшек в достойных людей, организованное общество. И, возможно, именно в семи самураях Куросава видит идеальных лидеров. Они обладают разными навыками, разными и очень четко выписанными характерами, они заботятся о народе, который ничего не может дать им взамен, а, совершив свое дело, уходят. Народ победил, народ счастлив и лидеры-самураи ему теперь не нужны. Политическое высказывание? Вероятно. Однако, фильм нельзя воспринимать как лозунг. Для Японии, как мне кажется, "Семь Самураев" - это напоминание о национальных традцициях и национальном характере на примере достойного прошлого. А для запада, в свое время на ура принявшего картину Куросавы, это знакомство с Востоком. И знакомство, надо сказать, приятное и подробное.
За Пригорошню Долларов, реж. Серджио Леоне
Фильм, прославивший и новый жанр спагетти-вестернов, и всех, к нему причастных. В особенности, Клинта Иствуда, за которым на долгие годы закрепилось амплуа крутого, находчивого и уверенного в себе парня, стреляющего без промаха и не знающего страха. Героя на века. Такой эффект, произведенный простой, в общем-то, картиной, понятен: ставка в фильме делалась на картинку, стиль. Оттого и смотреть его приятно просто физически, не задумываясь обо всех условностях, одноплановости персонажей, гиперболизированном драматизме, крови-болоньезе и отстутствии каких-либо идей. Леоне хотел сделать просто красивый итальянский вестерн, способный конкурировать с Америкой. Ну вот его он и сделал, открыв себе дорогу к будущим, уже более серьезным, масштабным и философским фильмам. Несомненно, в ближайшем будущем ознакомлюсь и с ними.
Леон, реж. Люк Бессон
Хороший фильм, который, к сожалению, слишком быстро устаревает. Уже не кажется таким неординарным сюжет, не цепляет за душу Жан Рено, не впечатляет музыка Эрика Серра и не создает напряжение боевая часть. Но некоторые вещи, все же, не стареют и их вполне достаточно для того, чтобы и сейчас признать место "Леона" в списке н-ного количества лучших фильмов за н-ный период. Первая из этих вещей - талант Натали Портман, тогда еще совсем девчушки, которая легко выдает мастерский уровень актерской игры, быстро переходит от драмы к комедии и по-взрослому демонстрирует еще чистые детские эмоции. Еще одно достоинство фильма - его подробность в жизнеописании быта киллера. Пожалуй, даже сейчас можно назвать лишь пару произведений про убийц, которые столь же детально раскрывают их мир, их повседневную жизнь.
Ну и, как бонус, к фильму прилагается Гэри Олдман, единственный и неповторимый. К сожалению, его в фильме чрезвычайно мало, но каждое появление - актерский бенефис, наполненный афоризмами и непередаваемо-безумными яркими моментами. Конечно, то была его не первая и не последняя злодейская роль, но такая экспрессия и стильность у героев Олдмана встречается далеко не всегда.
Ну вот и все. Скорее всего, где-то на будущей неделе интернет отрубят, потому следующий выпуск может появиться через пару недель, а то и через месяц. Но мне же лучше. Больше фильмов - больше удовольствия!
classic,
sixth sense,
third man,
hitchcock,
leon,
noir,
movies,
moviehumster weekly,
reflection