Постараюсь дать максимально подробно и с картинками. Если будут какие-то вопросы - спрашивайте
Сразу хочу предупредить, что картина по бизнес-плану очень сильно отличается от реальной. В процессе работы его не корректировала, только сейчас села составлять на будущий год с некоторыми поправками.
На мой взгляд, основная цель бизнес-плана - понять сколько вам потребуется денег для реализации проекта (их источники и куда они пойдут). Так же - когда все окупится и пойдет прибыль (хотя бы ориентировочно).
Если вы обратитесь к профессионалу для составления бизнес-плана - он полной и реальной картины вам не даст (только вы можете сказать что и как у вас будет). Мне делала бизнес-план для получения субсидии - да, там все "по правилам", но от реальности отличается в разы, если не больше. Так что, лучше потратьте неделю-две, но напишите бизнес-план сами. Все просчитаете и будете знать.
Итак, приступим.
1) Описание идеи. Как бы не банально это ни звучало, но все нужно описать на бумаге. Пусть, вы все детально представляете в голове, но четкую картину даст только картина на бумаге.
Важно отметить: что вы хотите - будет ли это мини-детский центр с 1 комнатой и одним типом занятий, или это будет группа неполного дня, или это будет большой детский клуб с большим разнообразием занятий, охватывающий детей от 1 года и до 30.
У меня было множество вариантов, причем их появлялось еще больше, когда я начинала видеть реальную картину. И начинались мысли, вроде: 1 комната, но может сделать утром группу неполного дня, а вечером разные занятия и т.д.
Далее, что также стоит детально рассмотреть - ЦА (целевая аудитория), т.е. для кого вы будете работать, кто будет вашими клиентами.
В этом ошибка многих, в том числе и моя: позиция, что мой клуб нужен всем родителям - ошибочна. Сталкиваешься с такими позициями: ребенок ходит в садик и этого достаточно; в школе всему научат, нечего забивать голову; мама лучше знает, что нужно ребенку и т.д. Причем, наше редкое направление для города (Монтессори-педагогика у нас в городе не воспринимается просто) вносит свои коррективы. Часто слышишь от родителей, что "так играть мы можем и дома". В этом проблема - как донести, что изменить и т.д. Пока не решила ее для себя.
Поэтому стоит сразу описать тех родителей, которые готовы развивать своего ребенка, точнее - водить к вам.
Следующее - конкуренты. В чем их преимущества и недостатки. Все это вам потребуется, чтобы не наступать на те же грабли, а хорошие моменты - перенять себе. Еще лучше, если вы сможете побывать у них на занятиях. :)
Откровенно говоря, к такому подробному описанию я больше не возвращалась. Но во время составления б/п работала активно.
2. Оборудование и материалы. Вот здесь нужно описывать все, что понадобится - от карандашей до занавесок. Я делала разные таблицы: канцелярия, мебель, посуда, декор, оборудование (для занятий материал) и т.д. Указываете количество, примерную (или точную) цену, итог
3. Затраты до начала работы. В этой таблице указываете затраты, которые необходимо будет произвести до начала работы. Помимо мебели и материалов для работы, сюда включаются: затраты на ремонт (только косметический, или капитальный), установка охранно-пожарной сигнализации (хорошо, если эти расходы возьмет на себя владелец помещения), оборудование комнаты ожидания (стол админа, гардеробная, стулья или диван ожидания и т.д.), кулер, если имеется санузел, то все, что нужно для него (коврики, зеркала, полочки и т.д.), затраты на вывеску, штендер и пр. первоначальные маркетинговые расходы, в т.ч. листовки, визитки, объявления, затраты на регистрацию в налоговой.
Сразу скажу, что никаких вопросов с СЭС и пожаркой я не регулировала. В СЭС мне сказали, что им (или они мне) я не нужна, в пожарку не обращалась вообще.
На этом простая работа закончилась :)
4. Расписание. Фактически, вам нужно уже составить расписание, которые вы хотели бы видеть в своем центре в идеальном варианте. Таким образом вы сможете увидеть проходимость вашего центра и максимально возможную выручку.
На картинке показано то, как это выглядит у меня
Несколько пояснений по колонкам:
1) Время показывает когда идут занятия.
2) Помещение. Я здесь рассчитывала на 2 комнаты, поэтому их условно разделила на 2 площади. Если у вас одна комната, значит будет 1 строчка.
3) Понедельник (вторник и т.д.) - название занятия
4) Максимальное количество детей в группе - на сколько детей у вас рассчитано помещение (8-10 человек, или больше).
5) Сколько платит 1 ребенок за занятие - стоимость занятия разового посещения. Если вы работаете по абонементам, значит высчитываете стоимость одного занятия по абонементы
6) Максимум сколько можно заработать с группы. Просто умножаете макс.кол-во детей на стоимость разового занятия
7) Реальное кол-во детей. Это интересный показатель. Точно его не может сказать никто. Я, когда считала, прикидывала интуитивно - сколько в идеале могут прийти детей на это время.
8) Выручка - то же, что и в колонке 6), но умножаете 7)х5)
9) З/п педагога - высчитываете сколько у вас педагог получает за 1 занятие. Сейчас я понимаю, что эти данные скорее условные.
В итоге хорошо подвести сколько вы зарабатываете в неделю/месяц, также сколько тратите на з/п педагогам в неделю и месяц. Эти данные понадобятся позже. Просто суммируете итоги по колонкам, и потом умножаете на 4,3 (среднее кол-во недель в месяце).
Работа творческая, длительная. Будут вопросы - задавайте.
5. И последнее - бюджет. В этой таблице нужно подвести все итоги и просчитать вашу деятельность года на 2-3 вперед.
В принципе, можете сделать эту таблицу как вам будет удобно. Объясню - как я ее делала.
Самая верхняя строчка - месяцы. Первый столбец - доходы и расходы.
Следующую строчка - остаток денег на начало месяца.
Доходы считала от планируемых (нижняя строчка - План по месячной выручке). Коэффициент (количество учащихся) брала наугад. Скажу сразу - ошиблась и довольно сильно.
В доходы так же включаете другие выручки, какие у вас могут быть (праздники, и т.д.)
Считаете итог доходов.
Расходы. Здесь - аренда, з/п педагогам и другим работникам, коммунальные платежи, налоги на з/п, канцелярия, если есть кредит, расходы на рекламу и пр. Также в конце подводите итог расходов.
Далее считаете прибыль (убыток) = доходы минус расходы.
Остаток на конец месяца = остаток на начало месяца минус прибыль (убыток). Его же переносите в остаток на начало месяца, но уже на следующий месяц.
Таким образом просчитываете 3 года, не меньше.
Потом будете анализировать таблицу и увидите - где на что стоит тратиться, где нужны будут дополнительные средства, где, наконец, выйдете в прибыль и т.д.
Подобные таблицы нужно будет сделать для всех вариантов, а также наилучшего и наихудшего развития событий.
Основное - все. Будут вопросы - пишите.