Впервые я попала в Бачек в июле прошлого года. Тогда я почти случайно прилетела в Непал за полтора дня до начала землетрясения и 3 месяца жила в Катманду, занимаясь сбором и доставкой гуманитарной помощи пострадавшим. На тот момент практически все западные страны эвакуировали своих граждан из зоны бедствия, улицы были пусты и те немногие иностранцы, кто остался помогать, были, так или иначе, друг у друга на виду. В хостел Алубар 1000 в историческом центре Катманду я как-то заехала за советом по бамбуковому строительству, потому что волонтёры Алубара занимались уже несколько месяцев стройкой буквально нонстопом с начала землетрясения. Человек, с которым я столкнулась на лестнице, впервые попав в Алубар, оказался главным волонтёром и менеджером проектов, связанных с гуманитарной помощью, организованными хостелом, Ом Адикхари. Именно к нему-то я и ехала.
- меня зовут Beautiful и ты можешь поехать со мной.
Коротко представился Ом. И на следующий день мы поехали отвозить книги, ручки и тетради в одну из школ на окраине Катманду. А ещё через пару недель Ом позвонил и предложил поехать в разведочный трип в Бачек. Он искал место для строительства школы в одном из самых пострадавших отдалённых районов Непала Горкха.
photo by Raman Kchetry
Тот трип остался в памяти 5-ти часовым переездом на джипе по каменистому бездорожью в облаке густой пыли, вверх, в отдалённые деревни, двумя ночёвками в Бачеке, 10-ти часовым переходом туда и обратно в деревню Оаланг, лучшим далбатом (непальское блюдо) в моей жизни, которым нас накормили гостеприимные жители высокогорной деревни, а ещё, почему-то, неожиданным ощущением абсолютного счастья, которое в тот период казалось сюрреалистичным.
- как ты думаешь строить школу?
- из цинковых листов и бамбука.
- но это же как временное укрытие, чисто от дождя.
- а ты думаешь до землетрясения школа была какой-то другой? В этих деревнях все школы такие.
photo by Om Adikhari
Деревенские школы в Непале с виду выглядят как сарай. Длинная коробка, разделённая тонкими перегородками на комнаты. Сооружение призвано защищать от ветра и дождя. Земляной пол, несколько столов и скамеек. Летом внутри жарко, зимой - холодно.
photo by Larisa Matteyssen
О том как и чем отстраивать Непал после массивных разрушений, вызванных землетрясением 15ого года говорили много. В Катманду приезжали архитекторы и экостроители со всего Мира со своими идеями и мастер классами. И многие остановились на строительстве из мешков с землёй. Технология, хорошо известная на Западе, для Непала нова. Местные жители в деревнях относятся скептически, как и ко всему новому. И только западные группы и молодые непальские энтузиасты берутся за такое. Логически и экономически строительство из мешков с землёй более чем оправдано. Все основные материалы под рукой, плюс здания из мешков сейсмоустойчивы. Однако строительные ошибки обходятся дорого, потому местные жители рисковать не хотят.
photo by Larisa Matteyssen
Главный архитектор строительства школы из мешков с землёй в Бачеке - Уджил Таманг. Уджилу 21 год и он учится на последнем курсе строительного университета в Катманду. За последний год Уджил уже построил несколько подобных объектов в разных пострадавших регионах Непала, на школу в Бачеке потребовалось больше времени, чем ожидалось. Волонтёров из хостела приезжает много, но некоторые работы, такие, как шпаклёвка, крыша, каменный пол - под силу только профессионалам. Работа местных строителей оплачивается из фонда, но в Азии договор на «завтра» может растянутся на 3-4 дня. Люди просто не появляются в назначенный день, и с этим ничего не поделаешь, только ждать.
photo by
Jacqueline Woo Строительство школы в Бачеке началось в январе 16ого года. И практически не выезжая с самого начала и до конца на стройке провела канадка Кати Гроган. Кати влюблена в Непал и уже несколько десятков лет ездит сюда с разными проектами. Но самая большая мечта всегда была построить школу. 25 апреля 2015 года Кати проснулась среди ночи у себя дома в Канаде от сильного сердцебиения. Быстро включила компьютер, открыла ленту фэйсбука и первым сообщением, которое она увидела, было сообщение от Ома, о землетрясении в Катманду. Следующие две недели она не могла с ним связаться, а её знакомые начали перечислять ей деньги в помощь Непалу. Неделю назад Кати в третий раз поменяла свой билет на самолёт домой, потому что сроки окончания строительства в очередной раз отодвинулись, теперь на июнь.
photo by Larisa Matteyssen
- "Я не знаю, друзья, как вы отмечаете траур в ваших странах, мы же держим тибетские флажки с минутой молчания. А ночью зажигаем свечи. Вы знаете, Непал уже год восстанавливается. Туристы только сейчас начинают возвращаться в Гималаи. Это был тяжёлый год для всех нас. В Непале четверть населения живёт за чертой бедности. И каждый ваш треккинг даёт работу как минимум для пяти человек. Вы сами видите, как тяжело жить в такой деревне, как Бачек. Вы сами в любой день можете решить уехать в Покхару или Катманду, но у этих людей выбора нет. Отсутствие нормального образования - одна из самых больших проблем Непала, обрекающая людей на жизнь в тяжёлых условиях постоянного физического труда. И я хочу сказать вам всем спасибо большое за вашу помощь и поддержку, физическую и материальную. Спасибо большое от Непала. От всех нас". - Год назад Ом потерял одного из своих лучших друзей, ушедшего с парой туристов в горы. В тот и последующие дни Непал потерял около 9 тысяч человек.
photo by Larisa Matteyssen
В Результате землетрясения 15ого года Бачек был почти полностью разрушен. Деревня буквально состоит из сколоченных наспех сараев из досок и железа. Готовят на дровах, электричество бывает несколько часов в день.
Но этот опыт ценен не только и не столько как освоение новых технологий. Прежде всего он окунает в настоящий Непал, в жизнь в отдалённых горных регионах. Когда в сухой сезон проблемы с водой, и носить её надо снизу вверх вёдрами не только в лагерь, но и тоннами на стройку. Когда из-за жары воздух сухой и всегда пыльный так, что к вечеру покрываешься плотным серо-жёлтым налётом и не всегда есть вода, чтоб всё это смыть. Когда из-за пыли постоянно насморк и першит в горле. Когда из-за нехватки овощей на обед и ужин всегда один и тот же рис с бобами и картошкой. И через неделю ты уже знаешь почти всю деревню в лицо, на роднике в очереди за водой помогаешь передавать вёдра и кувшины, и каждая собака виляет тебе хвостом по дороге из лагеря в маленькое, сколоченное из досок и железа кафе.
photo by Larisa Matteyssen
Я уехала из Непала полгода назад, в октябре 15ого и при первой возможности вернулась. У меня не было других идей, куда ехать. Через неделю после своего приземления в Катманду я снова была в Бачеке. Строительство этой школы будет закончено через несколько недель и мы уже думаем о вероятных возможностях построить следующую.
Лариса Маттейссен.
Покхара, Непал