Спектакль "Пастырь". О Сталине, коммунизме и нашей сегодняшней жизни

Nov 11, 2019 10:21





В воскресенье прошлое воскресенье 3 ноября я посетил спектакль «Пастырь» в театре «На досках». Главный режиссер и драматург театра - С.Е. Кургинян.

На спектакле присутствовал А.А. Проханов, которого я вижу второй раз за короткое время в театре.

В самом спектакле поднимается множество тем, но главная - это конечно вопрос о сущности Сталина. Кем он был? Это вопрос крайне не простой. И подходить к нему с обычными мерками нельзя. Ну так на то и мистериальный спектакль, чтобы копнуть поглубже.


image Click to view



А что может быть глубже, чем библейские образы овец, волков и пастырей? Из названия ясно, что в спектакле приходят к выводу о том, что Сталин - это пастырь.

Но ведь мало сказать, что Сталин - это пастырь! А что делает пастыря пастырем? Чем он отличается от волков? И что такое овцы? Притом, что сам персонаж Сталина называет себя волком и не очень то и хочет признавать себя пастырем... Как вообще разрешается вся эта коллизия?

Ответ на эти вопросы требует погружения в очень глубокую метафизическую проблематику. Собственно говоря, спектакль это и делает. И иначе, чем средствами и приемами мистериального театра, ответа на такие вопросы, как мне кажется, и не добыть.

Нет, можно в очередной раз перечитать отрывок о романе духа и души из книги Томаса Мана «Иосиф и его братья». Но в лучшем случае это даст лишь понятийно-категориальный аппарат для обсуждения и размышлений. Это, конечно вещь необходимая, но совершенно недостаточная.

Потому что совершенно не ясно как все это происходит не на уровне космогонических рассказов, а в применении к жизни отдельно взятого человека. Например в жизни Сталина. Что Сталина превратило в пастыря? Что он такого пережил, что стал тем, кем стал?



Фрагмент спектакля "Пастырь" Театр "На досках"

Конечно  же сумасшедшие сторонники строгой научности проблематизируют такие рассказы. Мол не доказано, что так оно и было! Так ведь никто и не спорит, что не доказано. Но тут надо сказать, что в биографии Сталина, особенно в том, что касается его детства, вообще мало что известно со 100% достоверностью. Даже с датой рождения есть проблемы. Но ведь это же не означает, что в виду отсутствия 100% доказательств тему вообще не следует поднимать! Еще как надо! Особенно, если учесть влияние Сталина на историю России, которое, между прочим, со временем от чего-то не ослабевает. И если ее не будем поднимать мы, то это совершенно точно сделают наши враги. Тогда получится, что их точка зрения не встретит никакого сопротивления! А если встретит, то вот ту, основанную на строгой научности, но которая в силу недостатка материалов и в силу внутренней эмоционально-волевой ограниченности, свойственной строгой научности, легко окажется побитой. Точно также, как это случилось в СССР, когда коммунизм превратили в сухую и безжизненную теорию (А Ленин, между прочим, говорил об учении Маркса), а потом на него обрушилась вся эмоционально-волевая мощь антисоветской мифологии.

Но вернемся к овечье-волчьей коллизии. Откуда берутся волки и овцы? В спектакле «Пастырь» об этом не говорится, но этот вопрос, правда в некотором ином преломлении, поднимается в спектакле «Бой» того же театра. Разделение людей в данном случае есть отражение природного закона, закона иерархии и закона взаимного пожирания.



В этом смысле коммунизм ставит сверхзадачу освобождения общества от такого закона. В этом же и заключается суть Марксовой формулы о переходе общества из царства необходимости в царство свободы! В спектакле «Пастырь» есть такой образ героя грузинской мифологии великана Амирани, который увидел, что люди едят хлеб, смоченный их же кровью. И он захотел это исправить, и стал выжимать кровь из людского хлеба! Люди должны есть хлеб без крови! Хлеб без крови - это очень сильный символ! И всё это впитывали горийские мальчишки Иосиф Джугашвили и Симон Тер-Петросян... А потом была Великая Октябрьская социалистическая революция, которая провозгласила идею построения нового общества. Такого общества, которое будет построено не на принципе взаимного пожирания!

Если кто-то полагает, что это вопросы, оторванные от реальности, истории и практики, то этот кто-то очень плохо в этой самой реальности, истории и политике разбирается.

Например, есть такой фундаментальный вопрос о причинах краха СССР Почему это произошло? Из-за предателя Горбачева? А почему он смог сделать все то, что сделал? А смог он это, потому что советские люди во многом превратились в овец. С.Е. Кургинян не раз приводил высказывание азербайджанского аналитика, которое очень емко характеризовало тогдашнюю ситуацию: «Это общество ням-ням, которое может зарезать один волк». Тут что «ням-ням», что овцы - все едино.

image Click to view



Горбачев и оказался этим волком. В этом смысле очень показательна вот эта сценка сатирика Хазанова 1990 года. Там все сказано. И сказано прямо. Я не хочу демонизировать ни Хазанова - исполнителя, ни Альтова - сочинителя. В конце концов, «когда строку диктует чувство»... Главное, что зал хохочет. Вот только интересно, а что потом сталось с этими людьми. И соотнесли ли они сказанное тогда со сцены с постигшей их судьбой? Они поняли, что овцами, которых будут драть волки - это они?!

Вообще, конечно, понятно, что такие образы, очень не хочется примерять на себя. Но это нужно сделать. На то и театрально-мистериальное действо, чтобы соприкоснуться с этой историей, с этой коллизией, чтобы увидеть себя в ней или свое несоответствие тебя и того, что явлено.

И надо сказать, что конечно же спектакль такому соприкасанию очень и очень способствуют. Актеры, которые взывают к залу, они же имеют в виду и всех бывших граждан СССР вообще, и всех присутствующих в театральном зале и каждого зрителя конкретно. Я попытаюсь вглядеться в это зеркало.



Обратите внимание на кепочки.

Мы, дети перестройки, которые выросли в 90-ые разве в чем-то не похожи на персонажей мистерии?

В чем-то безусловно сходство есть. Наше детство прошло в ситуации, когда волки терзали окружающих нас людей. Они закрывали заводы, закрывали КБ, уничтожали целые индустрии. Они грабили общество и упивались своим богатством, властью и безнаказанностью.

Все это оборачивалось миллионами искалеченных судеб. Кто-то погиб, участвуя в бандитских разборках, кто-то погиб в результате гражданских войн, миллионы бежали со своих мест, кого-то убили, кто-то спился, кто-то сошел с ума. Сколько молодых людей были духовно растлены? Сколько молодых людей, мальчишек и девчонок стали беспризорниками? Я помню, как у нас в доме в 90-х валялись пакеты с клеем, который нюхали эти молодые люди. Сколько людей еще были истерзаны, ограблены, обворованы, изнасилованы, брошены на произвол судьбы?

image Click to view



И все это мы, дети, выросшие в 90-х, воспринимали и видели. Тирания злых людей торжествовала. А пастырей не было. В этом смысле я не могу не обратить внимание на слова из фильма Тарантино о пастырстве. Казалось бы где Тарантино, а где эта тема, но тем не менее. Слова бандита Джулса говорят о том, что волк и пастырь в чем-то похожи. А похожи они в том, что не являются овцами. А особенность овцы в том, что она является слабой.

«Правда в том, что ты слаб, а я - тирания злых людей!» Эти слова очень точный диагноз и очень неприятный. Вопрос в конечном счете заключается не в том, что у тебя есть пистолет, а в чем-то другом. В состоянии твоего духа.

Но вернемся к спектаклю. Чем же мы отличаемся от героев мистерии? Они же точно же как и мы видели бесчинства и страдали от них. Вот только они превратились в мстителей. А мы нет. А в чем отличие?

Я вижу два существенных отличия. Во-первых, Сталин и Камо выросли на культуре своего народа и на высоких образцах русской культуры. Они впитали в себя легенды об Амирани и русскую классику. А это очень благодатная почва для прорастания революционных зерен. Мы же во многом оказались отрезаны от такой культуры. Вместо фольклора и высокой классики мы смотрели голливудские поделки и читали низкопробную лабуду. Нет, конечно было и что-то другое, но низкопробщина заняла весьма существенную нишу нашего культурного багажа.

А во-вторых, в спектакле прямо говорится, что едва ли не решающим и преобразующим в жизни двух мальчиков стала казнь двух крестьян, которые убили князя Амилахвари. Убили они его за то, что князь отомстил крестьянину за победу в скачках, на которых сам же князь и вынудил его участвовать.  Отомстил князь, убив невесту одного из крестьян. Перед смертью два друга сказали, что жители Гори будут преданы проклятию, если не отомстят… Мальчики и отомстили.



Фрагмент спектакля "Пастырь" Театр "На досках"

То есть, к по-настоящему великим делам Сталина да и Камо (кто знает, что бы еще мог сделать этот человек, если бы не погиб так рано) подвигло сопротивление тем нечеловеческим (и в этом смысле волчьим) бесчинствам князя со стороны двух простых крестьян. Тут же можно вспомнить про Ленина и казнь его брата Саши.

В этом смысле, наверное, очень важная мысль, которую я вынес из спектакля заключается в том, что нельзя недооценивать поступки одного человека. Быть может один поступок одного человека, который сделал что-то по настоящему, правильно и до конца, наплевав на все, быть может такой поступок окажется тем самым снежком, который запустит лавину необходимых преобразований. Сначала в людях, которые некоторым образом превратятся в пастырей. А потом эти пастыри преобразуют мир. И кто знает к каким высотам такие преобразования способны привести человечество. Быть может невероятный по замыслу и масштабу замах коммунистов на царство свободы для Человека и Человечества будет воплощен!

Вера в Это заставляет совершенно иначе взглянуть на себя и на свою жизнь. Если каждый поступок настолько важен, то и относиться к каждому поступку необходимо куда как более ответственно.

Недаром же пелось в революционной песне:

Смело, друзья! Не теряйте

Бодрость в неравном бою,

Родину-мать защищайте,

Честь и свободу свою!

Пусть нас по тюрьмам сажают,

Пусть нас пытают огнем,

Пусть в рудники посылают,

Пусть мы все казни пройдем!

Если погибнуть придется

В тюрьмах и шахтах сырых, -

Дело, друзья, отзовется

На поколеньях живых.

Кургинян, Коммунизм, Сталин

Previous post Next post
Up