Продолжаю изучать труд Антонио Грамши "Тюремные тетради".
Несколько слов о самой работе. Книга представляет собой серию заметок на различные темы. Набор тем достаточно широк. Единой линии повествования нет (что вообщем-то и понятно, если принять к сведению, что это компиляция написанных в заключении заметок. При этом порядок размещения их в книге, как я понимаю, определялся составителями книги). А потому чтение не из лёгких. К тому же Грамши постоянно ссылается на работы современников, чаще итальянцев, что ещё более затрудняет процесс. Приходится хотя бы поверхностно разбираться кто такой
Кроче,
Джентиле,
Сорель и многие другие.
Но когда речь заходит о Марксе, марскизме (или, как часто говорит Грамши, философии практики, что более точно, на мой взгляд), истории, методологии изучения авторов и в первую очередь Маркса, проблеме перевода одних и тех же проблем с языка философии на язык политики и наоборот, то все усилия вознаграждаются.
Вот, например, что Грамши утверждает по вопросу о влиянии национальных особенностей на процесс развития:
"Кажется, Маркс, как и Гегель, полагал, что разные моменты процесса развития проявляются в различных странах, каждая из которых наиболее соответствует тому или иному из этих моментов (смотри предисловие к русскому изданию "Манифеста" от 21 января 1882 года). Эту свою теорию он так и не изложил в явном виде; таким образом, многие марксисты убеждены, что все стадии эволюции капитализма должны проявляться в одной и той же форме у всех современных народов. Слишком уж мало гегельянства в таких марксистах"
Это высказывании интересно в связи с тем, почему социалистическая революция произошла именно в России. Значит была предрасположенность. В чём она заключалась вопрос отдельный, но в том что она была сомневаться не приходиться.
Также небезынтересно следующее высказывание:
"Если спросят, не является ли философия практики именно теорией истории, следует ответить: да является..."
Собственно об этом же, но немного с другой стороны говорит и С.Е. Кургинян в
Смысле Игры 40. Марксизм действует там, где существует исторический процесс. А если процесс не исторический, верней уже не совсем исторический, то и марксизм проблематичен. Это примерно как применять механику Ньютона в квантовой физике - она уже не работает. Не потому не работает, что не верна, а потому что процессы другие и требуют другого исследовательского аппарата.
Click to view
П.С. Продолжаю изучать Грамши.