クレイモア

Jun 25, 2024 21:00


Дочитал мангу "Клеймор". Много, яростно думал (на самом деле, нет). По жанру это махо-сёдзе, этакая "Мадока" в мире "Берсерка". Что ещё можно сказать по существу? Сначала о хорошем. Рисовка поначалу так себе, но постепенно улучшается - всё больше детализации, всё больше сисек. Особенно это касается главной героини, которая буквально преображается к концу, превращаясь из всратки в вайфу. Пожалуй, это единственное, за что мангу можно похвалить. Потому что в целом она представляет собой "коллекцию авторских ошибок".

Неизбежно сравнение с "Атакой титанов", которая своей фабулой во многом схожа. Если так сравнивать, то "Атаку титанов" можно считать за образец того, каким был бы "Клеймор", если бы автор всё сделал правильно. Или наоборот: "Клеймор" - это "запоротые титосы".

Самая главная проблема "Клеймора" связана с неправильным ростом эпика. К середине манги его уровень стабилизируется и дальше по сути не меняется. Следует вереница однообразных сражений со скучным превозмоганием, которые просто пролистываешь, а кончается всё унылой битвой с главным антагонистом. Это авторский провал. Дело в том, что существует "триада Геста", описывающая правильную последовательность антагонистов:

Если в каждой серии героям противостоит сюжетная оппозиция, при этом уровень угрозы каждый раз повышается, то гармоничное сочетание должно выглядеть так: "нечисть" - "демон" - "система".

Идея "нечисти" самоочевидна - это враги, плохиши. "Демон" - это развитие идеи нечисти по законам сиквела, "быстрее, выше, сильнее", качественный и количественный рост всех характеристик. После "демона" очередной апгрейд "нечисти" уже не имеет смысла, поэтому создателям третьей части приходится придумывать что-то новое. А страшнее "демона" может быть только "система" - "где сердце у спрута, и есть ли у спрута сердце?".

Если автор собирается сделать что-то достойное, он волей-неволей должен соблюдать этот порядок: "нечисть-демон-система", иначе никак. Образцом идеального соблюдения можно назвать "Гуррен-Лаганн", например. В "Атаке титанов" этот порядок также жёстко соблюдён. В "Клейморе" всё останавливается на уровне "демона". Это было бы терпимо, если бы автор намеревался оставить своё произведение "камерным", ограниченным по масштабу происходящих в нём событий. Но тогда манга должны была быть короче раза в два или три. Вместо этого автор уже к середине манги раскрывает суть происходящего и обрисовывает ситуацию во внешнем мире, как бы обещая читателю, что события скоро выйдут на мировой уровень. Но обещания так и не выполняет. Главные герои так и не выбираются со своего острова, не вмешиваются в мировые события и не меняют реальность в правильном направлении. В отличие от "Титанов", где всё это происходит в должный срок, и подоплёка всех сюжетных событий раскрывается до конца.

"Постепенное раскрытие мира" - вторая по значимости проблема "Клеймора". В "Атаке титанов" есть свои огрехи, есть непонятки и непродуманности, но в целом все секреты раскрываются, всё тайное становится явным. Осведомлённость читателя о мире произведения растёт от главы к главе. Тогда как в "Клейморе" она резко подскакивает примерно в середине манги и дальше почти не увеличивается. Причём главные герои особо и не пытаются выяснить, "что там снаружи" и как им дальше жить. "Неинтересно".

Ну и третья проблема - разительное отсутствие настоящих вотэтоповоротов - того, чем как раз славятся титосы. Итого в "Клейморе" мы не видим ни головокружительных перипетий, ни сногсшибательных узнаваний, ни положенного роста масштаба и значимости происходящих событий. Как и было сказано, авторский провал. Но то, чего не сумел автор "Клеймора", с успехом осуществил автор "Атаки титанов". Такое впечатление, что Исаяма прочитал мангу Норихиры и решил, так сказать, проделать работу над ошибками, показать, как надо правильно. (Конечно, это ошибочное впечатление: "Клеймор" выходил в 2001-2014 гг., а "Атака титанов" в 2009-2021 гг. Хотя...)

Но всё же следует отметить, что творческие неудачи автора отчасти компенсирует хеппи-энд, в титосах отсутствующий. Мы знаем, что Клэр с Лаки в конце всё-таки поебалися. Микасе с Эреном такой радости не досталось.

аниме, критика

Previous post Next post
Up