Nov 04, 2023 20:30
Какое-то время назад я листал якобы интервью якобы бывшего сотрудника тюрьмы "Кресты", и там встретилась мысль, показавшаяся мне небезынтересной. Мысль примерно такая: сидят не те, кто совершают преступления, а те, кому это на роду написано. Если по справедливости наказывать всех, кто что-то совершил, то это половину населения надо закрыть (а другую половину казнить). Сидят те, кто попались.
Но не стоит понимать это так, что большинство населения - этакие преступные гении, ловко обводящие следствие вокруг пальца и вертящие его... ну, скажем, тоже на пальце. Нет, всё глупее и проще: подавляющее большинство преступлений предотвращается на этапе намерения. Задумав что-то, чел-овек прежде всего прикидывает, "а какие последствия будут лично для меня?" - и если ничего особо хорошего, то отказывается от задуманного. Хотя иногда бывают случаи, когда есть возможность избежать ответственности, и тогда совершению преступления ничто не мешает.
Поэтому представление о том, что среди народонаселения есть какой-то процент "прирождённых преступников", а все остальные - "нормальные добропорядочные люди", неверно. На самом деле преступны все. Генетическое разделение популяции присутствует, но по другому параметру. Особенность сидящего контингента, это отмечают все, состоит в сниженном интеллекте. Сидящие в среднем значительно тупее основной массы населения, их интеллект настолько низок, что они неспособны просчитать даже на один ход вперёд и представить себе прямые последствия своих действий. В сущности, это животные, живущие одним днём. И ещё есть доля тех, кто, может быть, и понимает, что не стоило бы творить какие-то вещи, но всё равно ничего не может с собой поделать и действует так, как велят эмоции и инстинкты. Одним словом, отличительная черта сидельцев - проблемы с интеллектом и самоконтролем. Черта эта, разумеется, врождённая, как и любая другая.
У сказанного имеется и этническое измерение. Есть народы, и все их знают, у которых с интеллектом и самоконтролем не очень, по крайней мере, на фоне прочих. Представители этих народов составляют значительную долю в числе сидящих, что неудивительно.
Вывод можно сделать такой. Нет "преступников" и "нормальных людей". Все преступны. Просто большинство либо не совершает преступлений, боясь неприятных для себя последствий, либо совершает их, когда высока вероятность остаться безнаказанным. Меньшинство же по глупости не способно предвидеть последствия, либо по дерзости не способно удержать себя в рамках, и поэтому совершает преступления, даже когда шансов остаться безнаказанным почти никаких. Эти-то в основном и сидят. Но чего уж точно нельзя про них сказать, так это того, что они более склонны к злу. Остальные склонны к нему не меньше, но им мешает страх наказания. Уберите этот страх, обеспечьте "нормальному человеку" реальную безнаказанность - и он примется творить такое, что другие "нормальные люди" содрогнутся. Но стоит и им предоставить безнаказанность, как они быстро наверстают. И при всём при этом внутренне ничуть не изменятся, останутся всё теми же "нормальными людьми", с их "а чо такова" и "а нас-то за что?". Банальность зла, как и было сказано.
психология,
социология