(no subject)

Sep 22, 2023 22:30


Продолжение про машину времени.

В комментариях мне заметили следующее:

Так и выглядит похоже для "суперпозиции". "Суперполководцы", крушащие империю за империей на своем пути, причем многократно бывающие на волосок от гибели в бою или при заговорах, но помирающие только тогда когда "дело сделано". Великие революции, которые состоят из цепочек переворотов по 6-10 только крупных (присылают переделывать по несколько раз, поскольку результат в будущем не торт). Постоянно вылезающие в ключевые моменты истории "пророки", "советники", "марсельцы", "морячки", "латышские стрелки", которые потом рассасываются сами по себе. Странные метаморфозы лидеров-долгожителей с изменениями внешности, характера и предпочтений, включая гастрономические и половые.

Но надо сказать, что 6-10 револьверных переворотов - это ни о чём. Если бы их было 60-100, или 600-1000... Количество ошивающихся в произвольном моменте путешественников во времени, как уже было сказано в записи по ссылке, не ограничено ничем (если они перемещаются во времени по своему желанию). А это уже "ультрафиолетовая катастрофа". Должен быть какой-то механизм, ограничивающий присутствие путешественников в чужом времени, не дающий процессу сорваться в расходимость. Я предположил следующее:

Объяснить можно и тем, что модификация прошлого интересна и доступна очень немногим силам, которые при этом находятся в не слишком отдалённом будущем. Нет смысла из XXI века менять события тысячелетней давности, они неактуальны. Интересны в этом смысле только последние лет сто или двести. С ними и будут работать. Конкурирующих организаций, которые могут себе позволить отправить агентов, мало. Одна из них в конце концов прогнёт события в каком-то ключевом моменте под себя и закроет все приемлемые пути для дальнейшего изменения. Остальные утрутся и сосредоточатся на других моментах.

Этим объясняется, почему количество агентов в каждом моменте времени не стремится к бесконечности.

Но возможно и такое объяснение. Поскольку вселенная одна (если их много, это уже другой жанр - исекай), все временные петли должны быть самосогласованными. А это значит, что перемещения во времени безблагодатны - путешествовать можно сколько угодно, но ничего всё равно не изменишь, как ни старайся. В конце обнаружится, что все твои усилия пропали втуне, или даже поспособствовали возникновению в будущем того мира, который ты покинул, чтобы его изменить. Иллюзия возможности перемен происходит от неполноты информации о мире. Путешественник может убить своего деда, но потом обнаружит, что это был не его дед, или что дедок вполне себе выжил. Свобода воли никуда не пропадает, но неполнота информации фундаментальна и принципиальна - "мы никогда не знаем всего", - и с её помощью вселенная всегда выкрутится и непротиворечиво объяснит и согласует с неизменным ходом истории всё, что натворил путешественник. И такое согласование, надо заметить, может очень не понравиться путешественнику. Примерно как в "Городе Перестановок", где один из протагонистов пережил физически невозможный опыт, и вселенная "объяснила" это тем, что ничего на самом деле не было, просто персонаж поехавший, ему это всё типа привиделось.

Поэтому путешественники очень быстро приходят к выводу, что в прошлом лучше ничего глобально не менять. Можно наблюдать, развлекаться, даже мухлевать по мелочам в целях личной выгоды, но существенных исторических перемен стоит избегать. Либо ничего не получится, либо, того хуже, получится всё, но вселенная всё равно всё согласует, и то, как она это сделает, может оказаться полнейшей неожиданностью, едва ли приятной. Вот поэтому путешественники и не палятся.

Иллюстрацией здесь мог бы послужить сериал "Тьма". Представим, что в глухом немецком городишке появляется машина времени. К чему это приведёт? Все переебутся со всеми! Но ничего по сути не изменится.

sci-fi, софистика

Previous post Next post
Up