Обсуждают фехтовальные дела. Самое интересное, что развитая школа фехтования на мечах возможна только в условиях, когда существует развитое огнестрельное оружие. Без огнестрела нет шпаги, грубо говоря.
Потому что никакой меч против древкового оружия не катит, у последнего тупо радиус поражения больше, и с этим ничего не поделаешь. Мечника проткнут с недосягаемой для него дистанции. И это ещё тот маловозможный случай, когда противники без брони. Но броня будет. А тяжёлый доспех просто так не проткнуть, его нужно пробить чем-то тяжёлым, с размаху или с разгона на лошадке. Или оглушить одоспешенного дубиной и потом добить лежащего. Места для фехтовальных выкрутасов здесь нет, и тем более, нет места для меча. Он просто ни для чего не нужен. Максимум, что можно себе позволить - укороченный "сасай-кудасай", по сути кинжал, чтобы мясо для шашлыка нарезать. Поэтому картинки с рыцарями, носящими огромные мечи, выглядят странно. В их руках уместней были бы обыкновенные дубины. Но, видимо, это выглядело бы недостаточно эстетично.
А потом появляется лёгкий ручной огнестрел. У него радиус ещё больше, чем у древкового оружия, и он гораздо компактнее, его удобнее с собой таскать. И ещё он с близкой дистанции пробивает любой доспех, поэтому тяжёлые доспехи тоже перестают носить. И в этих условиях "дрючки для свиней" (©Хайнлайн) внезапно становятся полезными. Хоть и в качестве "оружия последнего шанса", когда отстрелял все пистолеты. Но у шпаги радиус больше, чем у кинжала, и её проще носить с собой, чем копьё или алебарду. А ещё она лёгкая, потому что рассчитана на небронированного противника, и ей можно красиво махать.
Вот тут-то и расцветают фехтовальные школы. Но в сугубо искусственных условиях сложившейся дуэльной культуры! Почему Алатристе и Малатеста махают мечами, а не пытаются подстрелить друг друга из мушкетов в лучших традициях Дикого Запада? Потому что не по понятиям. То-то и оно. Фехтование на мечах существует только в гражданской жизни, и только там, где действует жёсткий кодекс поведения вооружённых людей, и у государства есть силы и средства обеспечивать соблюдение этого кодекса. То есть богатые традиции фехтования на мечах требуют не только развитого огнестрела, но и сильного государства.