В апреле вышел уже второй номер замечательного и вдохновляющего журнала Артбукмания и я очень рада, что в нем появилось интервью со мной и несколько моих зарисовок, сделанных прошлым летом!
http://issuu.com/artbookmania/docs/artbookmania_april/1?e=14931246/12259485 А вот полный текст интервью, если вдруг кому интересно:
0. О себе (известные и неизвестные)
Кислюк Анастасия, 31 год, Москва. Я училась в институте на прикладной математике и в дипломе так и написано - Математик. К каждому человеку осознанность приходит в свое время и длина пути у каждого разная. Мое первое образование было не осознанным выбором, а желанием родителей дать ребенку такое образование, чтоб он смог заработать денег, а в 90-е годы это было самой насущной проблемой. Я работала в телекоммуникациях, социальным работником и горнолыжным инструктором. Работу инструктора я любила и до сих пор люблю (и иногда практикую), но мне не хватало в ней творчества. Да, обучение - это творческий процесс: нужно уметь к каждому найти подход, придумать необходимые для прогресса слова и упражнения для каждого ученика. Но в какой-то момент я просто поняла, что мне нужно что-то другое и, как советуют мудрые люди, стала отматывать свою жизнь назад и вспоминать, какая деятельность радовала меня больше всего. Так я пришла к рисованию.
Как давно Вы занимаетесь рисованием, где-то этому учились?
Я рисую не так давно, всего три года - сначала это было обучение по книгам, отдельные мастер-классы, а потом я пошла получать второе образование в МГХПА им. Строганова. Время летит незаметно - сейчас у меня заключительный семестр, а летом диплом.
Помимо учебы в институте я и сейчас стараюсь посещать различные мастер-классы и особенно хочу отметить мастер-классы с Анной Эгидой. Я считаю, она очень талантливый педагог - я многому у нее научилась.
Как организовано Ваше рабочее место? Соблюдаете ли Вы какие-то ритуалы - чашка горячего чая рядом, музыка или фильм в фоне, кот на руках (или на столе)..?
К сожалению, пока мое рабочее место далеко от идеала - я рисую за компьютерным столом или на колени кладу планшет. Иногда включаю фоновую музыку, но чаще хочется полной тишины для максимальной сосредоточенности. На улице рисую в основном стоя как и в институте - опять же для большей концентрации.
Расскажите про свои рисованные дневники. По какому принципу Вы их наполняете?
В артбуках у меня царит хаос - я люблю рисовать не подряд, а с середины или с конца, иногда вверх ногами. Я не люблю ограничения. Артбуки я наполняю монотипиями, коллажами и зарисовками с натуры.
В каких блокнотах рисуете - формат, производитель? Почему именно они? Какую предпочитаете бумагу?
Я рисую в основном в своих собственных блокнотах формата А5 и А6. Маленький - для метро и фиксации идей на ходу из обычной принтерной бумаги, а большой - для дома и иногда для города - из ватмана и акварельной бумаги. Я люблю ватман за то, что он универсален - можно делать коллажи, рисовать акварелью, акрилом, маркерами, линерами, чем угодно. Люблю молескины за плотную тонированную бумагу и закругленные концы, они тактильно очень приятные .
Какими материалами пользуетесь чаще всего и почему, какие техники больше всего нравятся? Есть ли у Вас любимое сочетание материалов?
Чаще всего я пользуюсь линерами - у меня в каждой сумке лежит по линеру, а то и по два разной толщины. Линеры меня организуют - когда линию нельзя стереть, то более ответственно к ней подходишь, меньше ошибаешься. Про остальные материалы не могу сказать однозначно - я пока пробую и не остановилась на чем-то одном. Люблю уголь и соус за то, что можно сделать и красивую фактуру и тонкую линию, люблю акварель за непредсказуемые разводы и эффекты, тушь за яркие насыщенные цвета.
Расскажите, пожалуйста, о своем процессе: как начинаете работу, делаете ли наброски/эскизы - как все происходит? Есть ли какой-то алгоритм/последовательность в создании зарисовок? Продумываете ли Вы заранее расположение деталей и объектов, или рисуете «как пойдет»?
Когда я рисую с натуры, то эскизов не делаю. Сначала я фотографирую на телефон - на маленьком экране проще понять как лучше закомпоновать объекты. Потом на листе размечаю точками границы основных объектов - например, где будет заканчиваться один дом и начинаться другой, где верх крыши и тд. В этот момент можно ещё раз проверить правильно ли закомпонован лист или надо что-то куда-то подвинуть, убрать лишнее или добавить недостающее для вашего замысла.
Я не всегда заканчиваю рисунок на месте, иногда надо сначала отдохнуть, попить чай-кофе, а потом свежим взглядом посмотреть и откорректировать недочеты.
Сколько времени занимает одна зарисовка?
Я заметила, что если рисую на улице то устаю через два часа. То есть больше двух часов я редко рисую, но такое бывает. В основном это час-полтора.
Как Вы выбираете композиционные решения для зарисовок/разворотов? Есть ли у Вас всегда работающие правила?
Ориентируюсь только на свои ощущения. Есть мнение, что надо смотреть много хороших работ каждый день, чтобы развивать вкус - я смотрю.
Если говорить о городе, то куда бы я ни шла, я всегда смотрю по сторонам и фотографирую понравившийся ракурс, чтобы потом прийти и нарисовать его.
С каким материалом обычно работаете - референсы, натура, из головы?
Для иллюстраций , заказов, коллажей использую рефренсы. Если дома доделываю натурные зарисовки, то пользуюсь фотографиями сделанными на месте.
"Боязнь белого листа" - есть ли она у Вас? Как с ней боретесь?
Нет, я больше боюсь на поздних стадиях испортить работу. В таких случаях лучше сделать перерыв и через какое-то время взглянуть свежим взглядом.
Что самое сложное в зарисовках?
Самое сложное для меня, пожалуй, не злиться, если по каким-то независящим от меня причинам я не могу закончить работу (например, пошел дождь, или машина перегородила вид, или солнце вышло из-за туч и светит вам в глаз). Однажды я час ждала пока машина разгрузит товар и отъедет чтобы закончить рисунок. Мне кажется, у Павича был рассказ о том как недочитанная книга взяла героя в плен, так и со мной.
Что рисовать не любите и никогда не будете?
Пожалуй, это жестокость - расчлененка, кровь, насилие.
Что для Вас приносит больше удовольствия - процесс или результат? И почему? Всегда ли Вы довольны результатом зарисовки в конце?
И то и другое. Я стараюсь сразу не давать оценку, но если удается передать свое ощущение от натуры, то я довольна. А если не удается, значит я не до конца продумала, проанализировала, что именно меня зацепило.
Как быть с неудавшимися зарисовками/разворотами? Перерисовываете ли Вы их?
Неудачные эксперименты в артбуке я заклеиваю новым листом.
Какие 3 вещи всегда должны быть под рукой во время зарисовки?
Линер, телефон, зажимы для бумаги.
Как часто зарисовки из блокнотов находят место в будущих работах, иллюстрациях, коммерческих заказах?
Иногда натурная зарисовка на улице перерастает в более продуманную работу на большем формате.
Как думаете, для чего нужны творческие тетради?
Для меня - это поле для экспериментов.
Где вы черпаете вдохновение, что смотрите или читаете? Кто из современных иллюстраторов или художников Вам нравится, чьи работы повесили бы дома на стену?
Вдохновение оно везде, но больше всего мне помогают прогулки и путешествия, то есть визуальный материал в сумме с новыми ощущениями, мыслями. Я люблю гулять одна по центру Москвы, каждый раз находить для себя новое в родном городе. Новые идеи часто приходят ко мне именно во время прогулок. Выставки и путешествия влияют не всегда моментально, иногда эмоциям надо улечься. Раньше я не могла этого понять - я же в путешествии, надо срочно рисовать всё вокруг! Мне очень помогла с этим справится книга Джулии Кэмерон «Путь художника»- на творческих каникулах не обязательно что-то делать, мы пополняем наш багаж впечатлений и это уже хорошая работа, можно поставить себе «5». Всем, у кого проблема с излишней самокритикой, очень рекомендую. Если говорить о книгах, на меня большое впечатление произвели «Письма Ван Гога к брату Тео» и «Блокнот Бенто» . Первая - удивительной верой в себя, вторая - легким подходом к творчеству.
Даже не знаю, много всего нравится, но на стене висит только работа Киры Соколовской - у нее волшебные пастели!
Какой совет Вы бы дали начинающему художнику?
Думать больше не о том, насколько похоже ваше яблочко или ботинок на настоящие, а о том, есть ли в вашей работе свет, идея. Мне кажется, если человек рисует и выкладывает свои работы в интернет, значит, он участвует в формировании визуальной среды ( хотя бы для своих друзей по соц сетям), а значит и несет ответственность за нее.
Например, у меня есть работа моей подруги с ночными горами и луной - неловкая(с формальной точки зрения), на маленьком листочке 10 на 15, но я знаю что этот вид она рисовала в горах, и у меня он прочно связан с воспоминаниями о вечерних прогулках в Приэльбрусье, когда светит луна и от облаков бегут тени по белым склонам гор, а ты чувствуешь себя песчинкой рядом с этими громадами. Она стоит у меня в рамочке на почетном месте.
На начальной стадии, как мне кажется, совершенно неважно, правильно ли построена перспектива, композиция, плановость и так далее. Главное - стараться передать ощущения, создавать настроение, а не идеально рисовать куб. То есть я не говорю, что гипсы не надо уметь рисовать, я говорю о том, к чему надо стремиться, на мой взгляд.