Оригинал взят у
bearlogin в
Фантастические этюды Эдварда РадзинскогоБывший драматург с историко-архивным образованием, а ныне - один из плодовитейших исторических публицистов Эдвард Радзинский вчера опять появился на телеэкране канала "Культура". Поводом послужил новый исторический сериал по истории России, вмещающий эпоху от последнего царя до кончины Сталина. Понятно, что изобличитель всех тиранов - Радзинский, будучи историком с конкретной политикософской спецификой не уймётся, пока не будут исчерпаны все средства, уничтожающие политические фигуры, олицетворявшие коммунизм в глазах всего человечества. Мне лично никогда не нравился Радзинский со своей манерой подачи материала - напыщенно-истеричной. Но дело не в моих пристрастиях, а в правилах публикаций результатов исследований. Эти правила предусматривают ссылки на документы, копии документов, которые необходимы для подтверждения освещаемого события,ссылки на работы авторов, чей авторитет привлекаетсся в качестве аргумента.. Но уважаемый и широко известный профессиональный историк Эдвард Радзинский позволяет себе обходится без таких "пустяков" . Применение автором формулы : "если нельзя, но очень хочется, - то можно" ставит под сомнение репутацию Радзинского, как историка. Одновременно с сомнением появляется подозрение, что личные политические взгляды Э. Радзинского способны помешать ему вести подлинное исследование истории и побудить его к стряпне фальсификатов, направленных на очернение ненавистных лично автору исторических фигур.
Я приглашаю читателей самостоятельно просмотреть первую передачу цикла и сделать собственные выводы.
http://video.yandex.ru/users/sankire/view/321/user-tag//#А я обречён на единственный подходящий формат. Привожу цитаты Э Радзинского и свои комментарии.
1. Р. Осталось фантастическое описание: Ленин, который идёт по кремлю и показывает на памятник великому князю Сергею Александровичу на месте, где была брошена бомба террористом Каляевым. - "А это что за безобразие?!" И... произошло: Ленин и члены президиума ВЦИКа... Ленин лично набросил петлю на памятник!!... И они впряглись как бурлаки!!!....И свергли памятник великому князю... Одновременно был снесён памятник Александру III, рядом с храмом Христа Спасителя.
Где осталось это описание, кто его автор, и на кой его приводит Радзинский, если сам считает его фантастическим (то есть невероятным)? Но ведь привёл, невзирая на фантастичность! Оставив за скобками источник... Фантастичность очевидна: у Ленина и членов президиума с собой была... верёвка нужной длины, и непреодолимое желание учинить символическую расправу с ненавистным символом царизма. Да ещё и поволоклись к храму ХС - сносить ещё один памятник царизму. В желание с натяжкой поверю, в наличие в кармане Ильича или Свердлова верёвки - увольте, и не надо мне - про Ленина с бревном!
2. Р. ...в 1919 году последует продолжение. Оно, наверное, исходило... из документа, который был секретный... с прелестным названием "указание": "Необходимо покончить, и как можно быстрее с религией и попами.Попов надо расстреливать, как саботажников и контрреволюционеров. И как можно - больше! Церкви закрыть, опечатать и превращать в склады". Ленин. Вот так богоборец, атеист Ульянов начал войну с этой, прежней религией.
Радзинский не уверен, что причиной начавшихся гонений на церковь был Ленин, и мифическое "указание". Радзинский понимает, что подобного масштаба процессы не могут происходить по личному приказу председателя президиума ВЦИК , да ещё и в условиях накаляющейся гражданской войны и острой нехватки продовольствия. Если бы упомянутый документ существовал, то это давно было бы известно РПЦ. Но Радзинскому очень нужно, чтоб именно Ленин издал "указание" об массовом уничтожении духовенства "как можно больше". Кровавый тиран Ленин и его верный ученик, не менее кровавый Сталин. Связь понятна. А ведь ему, как историку, доподлинно известно, что большая часть убийств представителей духовенства была связана с банальным расхищением церквей уголовниками, большиство которых, кстати, было выпущено на волю амнистией временного правительства, пока не был наведён относительный порядок.
В передаче ещё есть двусмысленные эпизоды, но я пока вынужден ограничиться этими двумя. Ведь о чём речь? Об ответственности. В высшем смысле этого слова. Нельзя историку так обходиться с историей, да ещё и подавать в этакой манере выплёвывания в экран обвинений.. Историю следует любить и уважать. Уважать тех, кто её делал, а не уподобляться червяку, жрущему яблоко и оставляющему в нём шлейф экскрементов. У червяка цель понятна - жрать,. Экскременты - продукт жизнедеятельности червя. Если целью ставновится сам след продуктов жизнедеятельности, то процесс жратвы приобретает особую прелесть для экскрементатора. Я это уже наблюдал. У галериста Гельмана.