Стамбул. Путевые заметки. Мосты и паромы.

Nov 16, 2014 16:46

Это город множества вод. Море захлестывает море. Соль превращается в соль. Черное море, накатываясь на берег с одной стороны, скатывается в два пролива сразу - знаменитые волны ветреного Босфора схлестываются с Золотым рогом, прекрасным, залитым ярким солнцем. А ниже по течению море меняет название и цвет, становясь Мраморным. В дальнейшем волны покинут город, но не страну: внизу уже ждет соленое и крепкое, теплое Средиземное море.
- Здесь император Константин... - рассказывает что-то аббат, облокотившись на перила.
Ночной море бьется высокими брызгами нам в лицо.
- Здравствуй, император Константин! - отчего-то шумно радуемся мы.
Император Константин салютует нам снова.
Мосты, мосты, мосты. Пропитанный шафраном и кумином, солью и рыбой, город пронзен мостами, точно стрелами. Каждый день мы ходим через мост Галата, соревнуясь в скорости с летящим по рельсам городским трамваем. Перила моста облеплены людьми, для которых удочки - продолжение рук. Каждый день они приходят туда и с утра до вечера стоят, пеская корни, давая деревьям-удочкам возможность принести добычу. Рыба, которую они вылавливают - их промысел. Они готовят ее на месте. Они сами ее едят. Они сами неуловимо похожи на рыб.
Из под занавеси лесок выныривает большой остроносый паром. Он равнодушен, ему нет дела до распуганной рыбы. Он везет людей под всеми мостами сразу.
Соседний мост выделен только для линии метро. Еще один - автомобильный, в самом конце Золотого Рога, там, где залив сворачивается в изящную петлю, рядом с Патриахией.
По самому знаменитому мосту, подвесному мосту через Босфор нас везет веселый красный даблдеккер. Гид в наушниках рассказывает, что по этому мосту бегают марафоны. Остается только удивляться, как их не сдувает оттуда: под сильным ветром автобус шатает, алые флаги с белым полумесяцем развеваются гордыми воинственными знаменами. Мост через Босфор соединяет Европу и Азию.
Стамбул - это точка на карте, это город двух континентов. Он, точно игле с крепкой вощеной нитью, стягивает и сдерживает Европу и Азию.
В по бескрайним водным просторам бегают корабли. Между большими и важными паромами носятся юркие катера и моторные лодки. Движение на воде такое же хаотичное, как на поверхности. Волны в упоении бьются о борт и разбиваются белыми брызгами.
На привязи в порту стоит огромный, словно нарисованный, многоэтажный белый крейсер. Корабль, идущий откуда-то куда-то. Здесь у него время для отдыха. Здесь он спит, и император Константин внимательно следит, чтобы сон его был тих и мирен.
Previous post Next post
Up