Едва ли не лучший фильм про локальные конфликты, что я смотрел. Бондарчук с его "Девятой ротой" нервно курит глубоко в углу.
Фильм 1966 года о полузабытой сейчас войне в Алжире - "французской Чечне" площадью значительно больше метрополии. Войне долгой, сложной, кровавой и жестокой с обеих сторон - для французов Алжир к тому времени давно успел стать неотъемлимой частью Франции, в отличие от колоний в чёрной Африке и в Азии. Он имел статус не колонии, а территории метрополиии, в нём проживало больше миллиона французских колонистов-"чёрноногих". Уходить оттуда французы не хотели категорически, тогда как арабам-алжирцам и (в меньшей степени) берберам французское господство не так уж и нравилось - особенно учитывая то, что хотя статус территории был равнозначным территории Франции, сами арабы и берберы в большинстве своём имели с французами далеко не равные права. Плюс, как всегда, мутили воду наши и янки - заинтересованные в деколонизации и исчезновению с карты мира обширных колониальных империй. Итог - хотя военные сумели в значительной степени задавить сопротивление, генерал Де Голль принял решение уйти из Африки и дать Алжиру независимость. Многие французы и тогда, и сейчас считают это решение не менее сомнительным, чем русские - печально известные Хасавюртские соглашения. Хотя, с другой стороны - останься Алжир частью Франции, было бы во Франции сейчас на самых что ни на есть законных основаниях на 32 миллиона граждан-арабов больше, и вряд ли это обстоятельство очень радовало бы даже самых убеждённых французских имперцев...
Click to view
В этом случае то, что фильм снимали дистанцированные от войны американцы, а не сами французы, явно пошло ему на пользу. Авторы не продвигают никаких особых идей - разные персонажи имеют разные точки зрения на происходящее, часто диаметрально противоположные. И ничья из них не навязывается в качестве единственно верной - хотя в целом позиция главного героя, полковника Распегуя, пожалуй что наиболее адекватная. Но не менее последовательно раскрываются позиции и убеждённого либерала капитана Эклавье, разрывающегося между воинским долгом и симпатией к борьбе колониальных народов за самоопределение, и Махиди - бывшего героя-десантника, ставшего полевым командиром отряда боевиков, и прочих персонажей, хоть и в меньшей степени.
История компании друзей-десантников начинается во Вьетнаме, во время обороны крепости Дьен Бьенфу - когда почти отрезанные от снабжения и поддерживаемые только по воздуху десантники и легионеры отбиваются от сил вьетминовцев. Командование требует держаться, и успешно сбрасывает подкрепления и снабжение... на минные поля и вьетнамские позиции. С вполне историчным итогом - несмотря на все чудеса храбрости, бравые десантники частью погибают, частью попадают в плен. Собственно сюжет начинает разворачиваться уже после того, как главные герои по мирному соглашению освобождаются из плена, и возвращаются домой. Но разваливающася французская империя уже пылает в другом месте, и там вновь не обойтись без десантуры. И спустя некоторое время главные герои оказываются в Алжире.
Полковник Распегуй - солдат и служака до мозга костей, способный из отборной швали сколотить эффективное боеспособное подразделение, и мечтающий стать наконец генералом - чему препятствует извечный конфликт между плохо переваривающими друг друга успешными боевыми офицерами и успешными паркетными шаркунами. Собственно, чтобы стать наконец генералом, а также жениться наконец на обожаемой вдове-графине - Распегуй и соглашается на командировку в Алжир. Он по своему благороден, но выполнение задачи - как и полагается десантнику - ставит превыше всех и всяческих законов и правил, постоянно конфликтуя из-за этого как с гражданскими властями, так и с Эсклавье. Весьма позабавил момент ближе к финалу, когда он при запрыгивании в вертолёт уронил любимую трубку, и некоторое время мучительно колебался - но, в отличие от Тараса Бульбы, не стал останавливаться, и выжил :)
Эсклавье - не только ветеран Индокитая, но и военный историк, причём весьма либеральных взглядов. В Алжир он отправляется после больших сомнений, и постоянно вляпывается в конфликты почти со всеми окружающими из-за своих наивно-идеалистических взглядов. Более того - его порывы защищать законность порой имеют прямо противоположные следствия, в том числе и в виде трупов тех, кого он пытается защитить. Но после того как выясняется, что его местная любовница использовала его для провоза в охраняемую зону взрывчатки для терактов - весь его либерализм улетучивается... однако, лишь на время. В конце концов, капитан Экславье покидает вооружённые силы - несомненно к пользе как для себя, так и для армии Франции.
Ну и Махиди - герой-десантник, и некогда патриот Франции алжирского происхождения. После демобилизации, оказавшись в родном Алжире, он наблюдает жесткие методы французских силовиков, и отношение французов-колонистов к его соплеменникам как к патентованным унтерменьшам. Окончательно он срывается, когда французский патруль расстреливает его племянника за граффити на стене - и Махиди превращается в полевого командира. Однако его попытки поддерживать среди повстанцев военную дисциплину и соблюдать законы и обычаи войны натыкаются на глубокое непонимание и возмущение его диковатых соплеменников, искренне не понимающих, почему нельзя просто резать белых, насиловать их женщин и грабить их имущество. В итоге его желание следовать правилам европейской войны его и погубило...
Хорошо показана и эскалация насилия в локальном конфликте. Мелкий командир отряда в подчинении Махиди со своими боевиками заманили в засаду четырёх французских десантников, и зверски их убили - в нарушение прямого приказа Махиди не трогать французов, а тем более солдат, до накопления достаточных сил. Когда десантура нашла изуродованные трупы - озверела, и наплевав на приказ Эсклавье вырезала подчистую всех мужчин в ближайшей арабской деревне, куда судя по следам ушли убийцы.
Что весьма приятно удивило в развитии этой ситуации по сценарию - в отличие от современных фильмов, где устроивших резню должны были бы показательно наказать - полковник Распегуй использует ситуацию иначе. А именно - тихо пообещав мстителям большой втык, громко и публично объявляет выжившим арабам, чтобы они рассказали всей округе - с теми селениями, где тронут "ящериц" (так называли французских десантников за их камуфляжную униформу), будет ровно то же самое. Округу, что характерно, удалось успокоить.
Форма десантуры - отдельная история. По ходу просмотра регулярно возникает дежа-вю - уж очень камуфляж "французская ящерица" похож на нашу "флору", а сами ситуации подходят для войн в Афганистане или в Чечне...
В общем, фильма хорошая, хоть и малоизвестная у нас. И по идее - должна понравиться людям самых разных взглядов.
З.Ы. Вчера нежданно-негаданно для себя очутился в кино, и посмотрел фильму "Артефакт". По слухам о режиссёре как о "светлом мистике" - думал, будет что-то нудное про духовность и прочую исконность, и собрался уже поспать. А оказалось - оно киберпанковская притча про Матрицу %) Правда, с любой отдельной серией ГИТСа оно рядом не стояло, и интрига проста, как сказка о курочке Рябе - но хоть что-то и наши стали делать в этом жанре, наконец-то...