Zipang

Sep 22, 2009 16:58

Одно из самых необычных аниме, что я видел. Практически - классическая научная фантастика с альтеристорическим и милитаристским уклоном. Снятое неожиданно толково и неглупо, с любовью к истории и флоту.

Сама по себе история о том, как "человек из нашего времени внезапно попадает в прошлое, становится немерянно крут, и там всё коренным образом меняет, разумеется, в нашу пользу" - достаточно распространена в НФ, а уж в российской успела стать целым поджанром, изрядно набившим оскомину. Что поделать - психологическая компенсация за потерянную империю, и выражение желания изменить историю в лучшую сторону. Давно кто-то отметил интересную особенность англосаксонских и российских альтернативно-исторических вещей - если у англосаксов альтервселенные обычно сводятся к "как всё могло сложиться ужасно, если бы не (...)", то наши - к "как всё могло бы сложиться замечательно, если бы не (...)".

Что касается немцев и японцев, им с этим сложнее. Их режимы времён Второй мировой официально заклеймены как чистое и дистиллированное Зло - с называнием каковым советского режима несмотря на все усилия никак не складывается, Готт зай данк. И делать альтернативки на тему "А если бы мы победили" им несколько не с руки. Да и внутри стран мнения - даже скрытые от взгляда иностранца за вывеской ритуальных фраз о безусловном осуждении - весьма различны.

Поэтому эксперимент японцев с мангой и аниме "Дзипанг" - очень и очень интересен.

image Click to view



Во-первых, в прошлое там проваливается не один человек, а целый эсминец Морских Сил Самообороны Японии - DDG-182 "Mirai". И даже не современный, а перспективный - дальнейшее развитие заимствованных у американцев эсминцев класса "Арлей Бёрк", превратившиеся в японские эсминцы классов "Конго" и "Атаго" - придуманный авторами класс "Юкинами". От реальных японских прототипов он отличается двумя существенными деталями - включением в состав вооружения крылатых ракет "Томагавк" (японцы отказались от них по политическим соображениям, так как они считаются "чисто наступательным оружием"), и нахожденим на борту помимо стандартного "Морского Ястреба" конвертоплана "Умидори" - своеобразного "потомка" американского "Оспри V-22". И если набившие оскомину истории о попадании очередного немерянно крутого Марти-Сью в прошлое способны заставить плеваться даже не сильно придирчивого читателя - то тут крутизна корабля не вызывает особых нареканий. При этом, что радует, при всей нескрываемой рекламе технологий японских ВМФ - "Мираи" отнюдь не показан неуязвимым, и не раз объективно оказывается на волоске от гибели. Далеко не бессмертны и сами члены команды.

Во-вторых, едва ли не главным конфликтом сериала является различие мнений и колебания персонажей из будущего о правомочности их вмешательства в историю, и применения для этого заведомо превосходящей силы "Мираи". Это нашим или янки было бы куда как проще - раз попал на современном корабле в годы Второй Мировой - лупи направо и налево по врагам. Кстати, американский фильм про попадение авианосца ВМФ США в прошлое накануне налёта на Пирл-Харбор есть - но основным конфликтом (как я помню) там является вопрос о шансах на возникновение временного парадокса при попытке уничтожить атакующие японские самолёты современными F-14 и F-18.

С одной стороны - японцев из будущего понятным образом тянет помочь своим соплеменникам в прошлом. С другой - они воспитаны в послевоенной Японии в духе пацифизма и недопустимости применения силы иначе как для самозащиты. Япония времён Второй Мировой для них - фашистское государство, помогать которому в завоевательной войне весьма и весьма проблемно этически. Да и потом - их терзает страх того, что вмешательство в историю может привести к их исчезновению из-за временного парадокса. Но, при всём при этом - они не могут без слёз на глазах наблюдать в бинокли за гибелью авианосцев в битве под Мидуэем - за четырьмя столбами дыма на горизонте, в которых к небесам возносятся души лучших пилотов японской морской авиации. И с момента, когда они решают предотвратить тяжёлую для обеих сторон мясорубку на Гуадалканале, их вмешательство в ход событий начинает нарастать по экспоненте - и из аномалии всё более превращается в серьёзный политический фактор - внутрияпонской, и пожалуй что международной политики. Пусть и скрытый от непосвящённых глаз.

Отдельной, пусть и активно взаимодействующей с другими, сюжетной линией является история офицера разведки Имперского флота, кап-три (по нашей табели о рангах) Кусаки. Узнав о будущем поражении Японии на борту "Мираи", он принимает решение изменить ход истории. И если уж нельзя добиться победы Японии в войне - превратить безоговорочную капитуляцию с уходом из всех колоний, оккупацией и превращением в сателлита США с пацифистской идеологией в подписание мирного договора - с сохранением власти Токио хотя бы в Корее, Тайване и Маньчжурии.

Вообще, персонажей и их переплетающихся сюжетных линий там много - включая и таких знаменитостей, как адмирал Ямамото собственной персоной. Выписаны они детально и с любовью, и позицию каждого можно понять. Что также радует.

Так что - весьма и весьма рекомендую, ежели кто не смотрел. Особенно тем, кто неравнодушен к флоту.

З.Ы. Что также занятно - финал оставлен полностью и принципиально открытым. Было бы крайне интересно увидеть продолжение - но таковое вроде бы не предвидится в принципе...

Япония, аниме, zipang, Вторая Мировая

Previous post Next post
Up