Между прочим, я то ли где-то читал, то ли где то слышал, что с книгами Макиавелли есть один нюанс. Они изначально создавались им как ловушка для своего врага - кого-то из Медичи, вроде... Эдакая изощрённая месть. Подобная "Вавилону 17".)) Кто брал на вооружение "Государя", то становился обречённым. И это Макиавелли заложил в свои книги сознательно.
Первоисточник тет совершенно неактуален. Любая идея проверяется на истинность не по первоисточнику, а по фактам.
Что именно лежит в основе - такое плохое, что сразу отравляет читателя? Как Вы себе представляете развитие ситуации?
Вот политик, уже имеющий власть (а значит - включённый в могущественную семью, других в политике тогда не было; и имеющий инфраструктуру - бюрократию, армию; и имеющий навыки поведения) читает книгу.
Под влиянием прочитанного политик меняет своё поведение. Слишком резко изменить своё поведение он не может - семья и инфраструктура его отторгнут.
Дальше должны произойти какие-то процессы, которые принесут негативный результат. Но негативный эффект будет замечен не сразу, а когда будет поздно.
Допустим, такую книгу с вредными советами можно написать. Но как убедиться в том, что она сработает? По хорошему - нужна экспериментальная проверка, но осуществить её нереально.
Если я правильно помню изложение темы гостем радиостудии: в основе маккиавелизма лежит беспринципность. Такое поведение, возведённое в норму, делает оператора своим заложником - он уже не в состоянии действовать иначе. И все вокруг это понимают, потому ему просто отказывают в доверии - и оператор гибнет в любой из закрученных им самим интриг. Кажется, так это объяснялось.
в основе маккиавелизма лежит беспринципность. Хм-м-м... А что такое "принципиальность"? Я так понимаю - Маккиавели просто отрицал принципы, которые навязывали тогдашние идеологи (в основном - церковные).
Попробуйте дать определение термину "беспринципность" через его отрицание. Какими принципами должен руководствоваться правитель? Что делать, если два принципа вступили в противеречие друг-с-другом?
Такое поведение, возведённое в норму, делает оператора своим заложником - он уже не в состоянии действовать иначе. Как раз беспринципность позволяет человеку действовать как угодно. Это принципы накладывают ограничения на поступки.
И все вокруг это понимают, потому ему просто отказывают в доверии - и оператор гибнет в любой из закрученных им самим интриг. Вы явно путаете "принципиальность" и "предсказуемость". Беспринципный прагматичный человек вполне способен понимать ценность (практическую пользу) доверия окружающих; и способен зарабатывать это доверие.
Вы неправильно поняли ситуацию. Вы меня спросили о конкретном случае (рассказе по радио о ловушке маккиавелизма"), я Вам о нём рассказал. Впрочем - одну вещь Вам скажу помимо сказанного. "Как раз беспринципность позволяет человеку действовать как угодно. Это принципы накладывают ограничения на поступки." Вы неправы. "...истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха".
Допустим, принципы накладывают ограничения на поступки. Но значит ли это, что беспринципность - это полная свобода поступков? Т.е. значит ли беспринципность - отсутствие др.ограничителей?
Очевидно, не значит - т.е. есть законы природы, перепрыгнуть которые невозможно в принципе. Есть незнание возможностей - которое тоже ограничивает поступки (невозможно сделать поступок, о возможности и эффективности которого мы не знаем). Да и просто соображения целесообразности.
Получается, что беспринципность освобождает человека от ненужных ограничений (если ограничения нужные - то и беспринципный человек может их соблюдать). И делает его менее предсказуемым для противников. Чистый профит.
Прошу прощения за лапидарность. Поясняю. Есть ограничения, которые всякому беспринципному человеку следует учитывать. Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною; 4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный! 5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду; 6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный: 7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых. 8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]: 9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
Это обещание Бога таким вот беспринципным людям, кто забывает или игнорирует Егоразумные ограничения. Поэтому маккиавелизм гибелен.
Ну, для начала надо бы доказать существование Бога. Затем надо доказать, что Бог именно таков, каким он описывается в этом тексте.
Мне кажется, это что-то из псалмов царя Давида. Ну, этот царь для меня - точно не авторитет. особенно учитывая, что у него творилось с престолонаследием; ну и способ приобретения жены, от которой был наследник.
Ну, у меня есть свои собственные принципы. Но вывожу я их вовсе не от божественных откровений, т.б. что статус божественных откровений присваивают текстам люди сомнительной квалификации.
Какая Вам разница, какой квалификации люди говорят о Божественном Откровении, если бытие Божие требует для Вас неких дополнительных обоснований? Какое тогда значение имеет моя квалификация? (В чём, кстати?)
Ну, собственно, а почему я должен принять "бытие Божие" без доказательств?
Более того: в Ваших умозаключениях Вы опирались не на факт бытия Божьего. А на некий текст сомнительного происхождения.
Вашу квалификацию я не обсуждал. Я обсуждал квалификацию тех, кто заявил, будто псалмы - это не просто графоманство очередного мелкого царька, а текст божественного происхождения. AFAIK, текст псалмов признали святым задолго до Вашего рождения.
Первое. Тогда давайте без уничижения царя Давида. Некоторое взаимное уважение - обязательный принцип разговора. Второе. Псалтирь содержит Откровение Божие о чем решила Церковь, которая есть столп и утверждение истины. И третье. "Ну, собственно, а почему я должен принять "бытие Божие" без доказательств?" Какого рода доказательства Вас удовлетворят?
Они изначально создавались им как ловушка для своего врага - кого-то из Медичи, вроде... Эдакая изощрённая месть.
Подобная "Вавилону 17".)) Кто брал на вооружение "Государя", то становился обречённым. И это Макиавелли заложил в свои книги сознательно.
Reply
А где гарантия, что человек, взявший правила поведения из "Государя", возьмёт их все, включая отраву?
Reply
Увы! Слышал по радио. Спустя время искал искал, поисковикам задавал изощрённые фильтры... Не нашёл первоисточника. :-(
Что касается мысли "взять правильное, не взять отравы ", то изъян лежит в основе.
Reply
Что именно лежит в основе - такое плохое, что сразу отравляет читателя? Как Вы себе представляете развитие ситуации?
- Вот политик, уже имеющий власть (а значит - включённый в могущественную семью, других в политике тогда не было; и имеющий инфраструктуру - бюрократию, армию; и имеющий навыки поведения) читает книгу.
- Под влиянием прочитанного политик меняет своё поведение. Слишком резко изменить своё поведение он не может - семья и инфраструктура его отторгнут.
- Дальше должны произойти какие-то процессы, которые принесут негативный результат. Но негативный эффект будет замечен не сразу, а когда будет поздно.
Допустим, такую книгу с вредными советами можно написать. Но как убедиться в том, что она сработает? По хорошему - нужна экспериментальная проверка, но осуществить её нереально.Reply
И все вокруг это понимают, потому ему просто отказывают в доверии - и оператор гибнет в любой из закрученных им самим интриг.
Кажется, так это объяснялось.
Reply
Хм-м-м... А что такое "принципиальность"?
Я так понимаю - Маккиавели просто отрицал принципы, которые навязывали тогдашние идеологи (в основном - церковные).
Попробуйте дать определение термину "беспринципность" через его отрицание. Какими принципами должен руководствоваться правитель? Что делать, если два принципа вступили в противеречие друг-с-другом?
Такое поведение, возведённое в норму, делает оператора своим заложником - он уже не в состоянии действовать иначе.
Как раз беспринципность позволяет человеку действовать как угодно. Это принципы накладывают ограничения на поступки.
И все вокруг это понимают, потому ему просто отказывают в доверии - и оператор гибнет в любой из закрученных им самим интриг.
Вы явно путаете "принципиальность" и "предсказуемость". Беспринципный прагматичный человек вполне способен понимать ценность (практическую пользу) доверия окружающих; и способен зарабатывать это доверие.
Reply
Впрочем - одну вещь Вам скажу помимо сказанного.
"Как раз беспринципность позволяет человеку действовать как угодно. Это принципы накладывают ограничения на поступки."
Вы неправы.
"...истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха".
Reply
Очевидно, не значит - т.е. есть законы природы, перепрыгнуть которые невозможно в принципе. Есть незнание возможностей - которое тоже ограничивает поступки (невозможно сделать поступок, о возможности и эффективности которого мы не знаем). Да и просто соображения целесообразности.
Получается, что беспринципность освобождает человека от ненужных ограничений (если ограничения нужные - то и беспринципный человек может их соблюдать). И делает его менее предсказуемым для противников. Чистый профит.
Reply
Поясняю. Есть ограничения, которые всякому беспринципному человеку следует учитывать.
Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
Это обещание Бога таким вот беспринципным людям, кто забывает или игнорирует Егоразумные ограничения.
Поэтому маккиавелизм гибелен.
Reply
Мне кажется, это что-то из псалмов царя Давида. Ну, этот царь для меня - точно не авторитет. особенно учитывая, что у него творилось с престолонаследием; ну и способ приобретения жены, от которой был наследник.
Reply
Reply
Reply
Reply
Более того: в Ваших умозаключениях Вы опирались не на факт бытия Божьего. А на некий текст сомнительного происхождения.
Вашу квалификацию я не обсуждал. Я обсуждал квалификацию тех, кто заявил, будто псалмы - это не просто графоманство очередного мелкого царька, а текст божественного происхождения. AFAIK, текст псалмов признали святым задолго до Вашего рождения.
Reply
Второе. Псалтирь содержит Откровение Божие о чем решила Церковь, которая есть столп и утверждение истины.
И третье. "Ну, собственно, а почему я должен принять "бытие Божие" без доказательств?"
Какого рода доказательства Вас удовлетворят?
Псалмов
Reply
Leave a comment