Зимородок -- 2014. Пора возвращаться на круги

Feb 05, 2014 17:27

Я в прошлом году не писал о «Зимородке». Пытаюсь вспомнить почему, но не вспоминается, хоть убей. Да и сам фестиваль помнится как-то смутно. Наверное, надо писать, чтобы хоть здесь что-то сохранилось и восстановилось при необходимости в памяти по реперным точкам.

Для меня Зимородок-2014 в первую очередь ознаменовался красивой датой. 20 лет прошло с 1994 года, когда я впервые приехал на фестиваль. И если учесть 5-летний перерыв, то фестиваль для меня по счету оказался 15-м. Тоже своего рода юбилей. Эти 20 лет и 15 приездов -- своего рода летопись моей молодости, взросления, зрелости. Наверное, уже и увядания. От щенячьего восторга, через череду болезненных виртуальных драк, мимо отстраненного сдержанного созерцания к... привычке? Да, наверное, к привычке, если можно назвать привычкой сложившийся семейный уклад людей, которые прошли путь от романтической влюбленности через страсть, бытовые склоки, разрыв и восстановление отношений к состоянию плотно пригнанных деталей механизма, хорошо смазанных общими делами, вещами, детьми. Наверное, это можно назвать и любовью.
Думаю, примерно так же чувствуют те старожилы, которые по разным соображениям не вписываются в мировоззренческую канву фестиваля (по привычке назову их «личностниками»), но приезжают год от года и, как это ни странно, приедут еще. В этом году я остро осознал: таких людей на «Зимородке» должно быть больше. И не только потому, что мне не с кем перекинуться песней, -- пока еще есть, и, думаю, будет и впредь. Просто незаметно подросло поколение, которому интересна та песня, хранителями и проводниками которой мы являемся. И скороварка фестиваля ждет вброса этого ингредиента. То, что в естественных условиях живет и размножается на «ПойМае», «Одуванчике», «Топосе», «Эхо» может прижиться в вольере «Зимородка». Да, наша песня здесь редкий гость на сцене, ее успешно душат в конкурсе и на большинстве мастерских, но, слава богу, совсем запретить не могут. Я зову «наших» на «Зимородок» прогрессорствовать, вооружившись Хемингуэйевским эпиграфом к ТББ: «Должен вас предупредить вот о чем. Выполняя задание, вы будете при оружии для поднятия авторитета. Но пускать его в ход вам не разрешается ни при каких обстоятельствах. Ни при каких обстоятельствах. Вы меня поняли?»
Саровцы давно брюзжат, что «Зимородок» -- это московский фестиваль. Цитирую: «Москва (основной «наполнитель», т.с.) - больше не может нигде встретиться и самооттянуться, акромя как у нас, а это - почти 200 (больше половины) человек». Это слова Андрея Волкова (Nemo) на форуме «Поиска» в этом году. Подпишусь под каждым словом. Для московских ГШ «Зимородок» -- что-то вроде тимбилдинга, выездного семинара, где ничто не мешает «самооттянуться» в полный рост. Перемешивания делегаций кроме как в столовой, зрительном зале и на дискотеке почти не наблюдается. Есть традиционные союзы: Саров и «Надежда», Арзамас и Заволжье, в этом году плотненько так зацепились «Воробьевы горы» и «Остров». И «Воргорский» холл потихоньку становится своего рода «Трофимовским костром» «Зимородка». Тепло, камерно, песенно. Это тот самый вольер, в котором мы можем быть. И в наших силах сделать его еще более «нашим».
Что касается лично меня, то скучать в этом году не приходилось. Как и на прошлом и на позапрошлом фестивалях я отслушивал поток входящих в жюри 1-го тура («Большое жюри» по местной терминологии), трижды выходил на сцену в сборных концертах («мэтров и мастеров», классической АП и лауреатов прошлых лет), слушал конкурсный концерт 2-го тура, слушал и пел в кулуарах. А вот в баню в этом году не пошел(сознательно отказался в пользу потенциальных холльных посиделок; не прогадал).
Было приятно наблюдать результаты работы БЖ. Концерт 2-го тура в этом году был довольно сильным, цельным, с минимумом проходных номеров и откровенных провалов. Правда, не все коту масленица: многие из «взятых на карандаш» мной во время работы в БЖ оказались в концерте не в той номинации, не с тем репертуаром. Жаль, что «не взяла планку» проходного балла автор Ира Верченова: при том минимуме авторов в фестивальном конкурсе ее несколько «неформатные» песни во 2-м туре не потерялись бы. На мой взгляд, Максим Попов, увезший с фестиваля 3 диплома (полное авторство, исполнитель-одиночка, в составе исполнительского ансамбля), наиболее силен в качестве автора песен на чужие стихи. Мне очень глянулся Берговский «Рисунок» в исполнении Маши Пилюковой, но ей выпало выходить на сцену после Анастасии Буровой, и она не стала повторяться, а спела Якушеву. Скомкала свое выступление с «Колыбельной» и будущий лауреат Даша Солодянкина, которой я «плюсовал» Леонтьевскую «Черемуху». Дуэт АБ и вовсе на сцену не вышел (видимо, из-за проблем со здоровьем), а жаль.
Итоговые результаты конкурса уже давно не вызывают сильных эмоций, старею. Хотя «Главное жюри» в составе Андрея Волкова (босс), Володи Тиунова, Саши Широких, Светы Ветровой и Тани Дрыгиной выдали довольно фееричный состав дипломантов и лауреатов. Первое ощущение было: ребята время от времени кидали монетку и принимали решение в соответствии с выпавшей стороной. Впрочем, с некоторыми решениями ГЖ я согласен: в авторской номинации лауреатов действительно не состоялось, Леша Лисицын -- сложившийся исполнитель-личностник (наверное, монетка в воздухе зависла), тембр голоса Даши Солодянкиной -- явление в АП, а стихи Маши Испольновой хороши, но не дотягивают до лауреатского уровня. Однако мне трудно логически осмыслить такие факты как, например, дипломантства Левы Арпишкина или Саши Городецкого на фоне «не замеченных» в его возрастной категории Кати Королевой, Полины Луньковой, Насти Гореловой или той же Маши Пилюковой. Или лауреатство Леши Лисицына на фоне «пролета» Жени Лапшиной. Или «мимо кассы» стишат Полины Матькуновой на уровне диплома Маши Испольновой.
Еще раз повторюсь насчет деток младше 12-14 лет: нечего им делать в конкурсе. С ними надо работать в формате мастерской, выпускать и награждать мелкими слониками в отдельном блоке перед концертом 2-го тура. Эти номера порой умиляют, порой забавляют, почти всегда вызывают ощущение дрессуры, но исполнительским мастерством не пахнут, и пахнуть не могут.
В этом году были оргпроколы с транспортом. Не буду играть в испорченный телефон, думаю, те, кого они коснулись непосредственно, напишут в отдельном посте или на форуме «Поиска», или в комментариях.
Но, вне зависимости от вышесказанного, огромное спасибо организаторам, сотрудникам «Гайдара», сокамерникам по БЖ, всем тем, с кем пелось, слушалось и общалось на разных уровнях. Находка фестиваля (для любителей Веры Матвеевой -- с подачи Леши Лисицына -- страна должна знать своих героев): «О, бля, тело я ногастое». Шура, вечер блюза был бесподобен, давно так не ржал.
До будущих теплых встреч в холодной Мордовии!

мера приятия

Previous post Next post
Up