Долго собиралась написать этот пост, но всё как-то откладывала - тема, с одной стороны, провокационная, а с другой - мучительная.
И тем не менее: я всегда была категорически против принудительного лечения наркоманов (и оттого, в частности, фигура Ройзмана вызывает у меня много вопросов - я "причинятелей добра" на дух не переношу).
По одной простой причине: человек может делать со своей жизнью всё, что считает нужным (в том числе и слить её в унитаз), кто мы такие, чтобы ему мешать?
Более того: нахрена жизнь вообще нужна, если не можешь ею распорядиться?
Я знаю, что можно на это сказать в ответ: «А как же семьи этих бедных наркоманов, их родители? Да и как говорить о сознательном выборе, если человек невменяем?» Или «Да что за жизнь у наркомана, говно, а не жизнь!»
Э нет, братья и сёстры. Выбор там всё-таки есть. И он, в общем, страшен. Когда человек выбирает наркотики (как окошко в другую реальность или бегство из этой, кому как нравится), он де-факто говорит окружающим: «Не нравится мне тут у вас, и вообще в этом мире мне - не нравится». И прикладывает огромное количество усилий, чтобы из этого мира как-то слинять.
Усилия эти делаются заметны окружающим, и им надо как-то соотноситься с этим сигналом.
Ну, например, спросить себя: действительно ли жизнь нашего близкого человека так трудна или он дурак? А если трудна, то почему? Мы виноваты или мир так устроен? Если мы - то это пиздец, если мир - то это тоже пиздец (потому что мы, у которых типа всё ок, получается, себя обманываем). Или всё-таки это он невменяем?
В общем, там целая череда тревожных вопросов, от которых делается кисло. Проще решить, что он таки дурак - потому что тогда делать что-то надо с ним, а не с собой, не с обстановкой в семье и т.д. Часто жизнь у наркомана по тем или иным причинам говно ещё до наркотиков. А после просто качество говна меняется.
Человек выбирает не-жизнь. Ну, все помнят: I choose not to choose life, I choose something else (с). Там, в конце этого something else, часто маячит смерть. И своим выбором наркоман заявляет: мне мой кайф даже ценой смерти много важнее, чем всё, чем я жил до этого здесь. Ваши ценности - не мои ценности, потому что это фальшивые ёлочные игрушки.
Повторюсь, это крайне тревожно, потому что задевает ценностный пласт.
Я сейчас даже не столько о тех, кто сталкивается с проблемой зависимости у близких - у них идёт резьба по живому мясу, и я не могу не содрогаться от ужаса при мысли, о том, что они переживают. Я потеряла близкого человека, который долго болел наркоманией, и потому знаю: если болеет кто-то родной и любимый вы, скорее всего, не верите в ад после смерти, зато хорошо осведомлены об аде на земле - и готовы на всё, чтобы это закончилось.
Я о тех, у кого нет наркоманов в ближнем окружении, но кто их люто ненавидит или мечтает переделать, хоть бы и насильственно. Это непримиримые борцы против наркомании, часто - люди, для которых жизнь ценность сама по себе.
В то же время существует значительный пласт граждан, для которых жизнь ценностью сама по себе не является. Ценен выбор - на что потратить. То есть свобода воли ценнее жизни. И с этой точки зрения принудительное лечение наркомана - преступление против свободы воли. Потому что он - человек, а не собака, чтобы без его согласия куда-то приволакивать и держать там на цепи.
И не надо говорить, что без цепи никак, потому что наркоманы, мол, безвольные. Не туда смотрите - наркоманы страшно волевые ребята. Я таких волевых нигде, пожалуй, больше и не видала. Когда дело идёт о том, чтобы достать дозу, они такие чудеса силы воли проявляют, такую мотивированность, такую изворотливость - мама не горюй. Просто их сила воли направлена не на выздоровление, вот и всё. Не на то, что общество считает правильным.
Можно ли переломать человека, чтобы тот отказался от своего выбора? Да, конечно. Можно его и вылечить, отчего бы и нет. Он станет комфортным, удобным.
Более здоровым физически, да.
Но у меня есть серьёзные опасения, что внутреннего здоровья (как взрослого умения произносить «я выбираю, я хозяин своей судьбы») там сильно поубавится. Не думаю, что там будет много радости. Корень проблемы-то не решён, просто произошло насильственное отучение от поведения, проблемного для окружающих. Короче, насильственную реабилитацию реабилитаторы зачастую проводят над другим человеком не только и не столько для того, чтобы другой не болел, а чтобы у них перестало болеть. А что там будет с другим - какая разница, главное, чтобы был живой.
Но будет ли у него вкус к жизни, будет ли у него радость от неё как таковой?
Какая разница, главное, чтобы по-нашему! Чтобы жизнь как главная ценность!
Потому что принять выбор другого - невыносимо. Особенно если это смертельный выбор.
Именно поэтому, кстати, мне всегда так нравилась Марта в фильме «Тот самый Мюнхгаузен». Потому что: «Они положили сырой порох, Карл!» Потому что: я знаю, что ты делаешь убийственный выбор, но если ты так решил, я буду с тобой.
Возвращаясь к теме наркомании: значит ли это, что наркоманов вообще не надо лечить? Нет, не значит. Употребляющий рано или поздно решает завязать (и не единожды). И если он выбрал лечиться, то ненасильственные методы гораздо эффективнее, потому что сохраняют не только тело, но и личность.
Вот об этом тут очень интересно рассказывают:
http://rylkov-fond.org/blog/novosti/gabor-mate/