Вчера посчастливилось послушать лекцию выдающегося человека в аэрокосмической индустрии. Тема лекции была заявлена как "Космические корабли: фантастика становится реальностью". Я полагал, что будет рассказ о каких-то технических решениях, задумках, идеях, которые помогли бы сделать космос более доступным для путешествий. Однако Бёрт охватил тему несколько шире, рассказав больше про организацию работ небольших команд, о том, как и когда происходили прорывы в области исследования космоса.
Фотографировал телефоном в темноте, не обессудьте. Курсивом я постарался воспроизвести то, что говорил Бёрт по мере возможностей своей памяти и познаний английского.
1.
2. За первые девять лет с момента первого пилотируемого полёта в космос в 1961 г. человечество запустила девять разнотипных пилотируемых космических аппаратов. Один из них летает до сих пор. Ребята, вы как, нормально себя чувствуете, летая на "Союзе" 1967 г. постройки? (мне немедленно захотелось напомнить про автомат Калашникова и МиГ-21).
3. За последующие 44 года появилось только три новых аппарата, способных переместить человека в космоc
4. Количество ныне живущих людей в мире, ходивших по поверхности другой планеты.
5. Спустя всего лишь 10 лет после своего первого суборбитального полёта в космос Глен Шепард играл в гольф на Луне.
Мы вообще полетели на Луну только лишь потому, что вы первыми запустили свой Sputnik и Юрия Гагарина. Нам необходимо было восстановить наше лидерство. Первый пилотируемый пуск Сатурна-5 был выполнен сразу к Луне. Не было промежуточных полётов на околоземной орбите. Вы можете себе представить такой риск сегодня?
...
Мы бы опередили бы вас и в первом полёте человека в космос. Нам просто нужно было поменьше запускать обезьян в космос. Последняя была уже лишней - уже можно было сажать Шепарда. Но правда от этого суборбитальный полёт всё равно бы не сравнился с полноценным витком Гагарина
6. За период с 1971 по 1981 г. мир запускал в среднем почти 5 космических аппаратов в год к другим планетам
7. За последующие 30 лет - с 1981 по 2011 гг. - новые космические аппараты только повторяли то, что проделали Шеппард и Гагарин в 1961 г. - полёты на околоземной орбите.
8. Ключевые моменты программы Space Ship One:
- первая негосударственная программа пилотируемых космических полётов
- период разработки - 3,5 г.
- коллектив - 39 человек, стоимость - 22 млн.$
Дальше речь шла о важности именно прорывных решений в науке и технике.
9. Зачем нужны прорывные решения?
10. Что способствует появлению прорывных решений?
11. Когда они случаются?
12.
13. Как это сделать?
14.
15. Когда президент Кеннеди в 1961 г. объявил главную задачу - полететь на Луну к концу десятилетия, то все авиационные инженеры, дай им микрофон, дружно воскликнули бы - "Ура, 9 лет госфинансирования!". Однако, если взять любого сотрудника аэрокосмической корпорации - от уборщицы в офисах до президента компании, запереться с ним в комнате и глядя прямо в глаза потребовать честный ответ на вопрос (хе-хе, у вашего КГБ это получалось отлично!) - "А ты бы поставил всё что ты заработал за свою карьеру - дом, машину, дачу, счёт в банке на то, что США сможет полететь на Луну к концу десятилетия?", мало кто бы ответил утвердительно
16.Вот на этом слайде у меня появилось стойкое желание, чтобы менеджеры сегодняшних монстров авиастроения послушали и подискутировали с Рутаном.
17.
18. На заре авиации, к началу 1908 г. в мире насчитывалось не более 12 пилотов. И только четверо из них было способно выполнять виражи в полёте. К 1912 г. в мире насчитывались сотни типов самолётов спроектированных в 39 странах. Летательные аппараты изобретались методом естественного отбора. Если построенный аппарат не мог оторваться от земли - то он не мог считаться самолётом и естественно такую неудачную конструкцию не тиражировали. Если самолёт разбивался, унося с собой ещё и жизнь пилота - такой самолёт тоже не строился, так как был сложен в пилотировании. Никто ведь не знал как летать, потому путевку в жизнь получали только удачные, простые в пилотировании устойчивые и управляемые самолёты.
Дальше речь пошла о важности детских впечатлений. О том, что период с 3 до 14 лет очень важен с точки зрения получения вдохновения ребёнка от каких-либо ярких событий и личностей. Множество мемуаров конструкторов, инженеров, лётчиков-испытателей начинаются с подробных описаний первых встреч с самолётами и яркими личностями
19. С Келли Джонсоном и Вернером фон Брауном Рутан встречался лично.
20. Моё детство пришлось на резкий скачок в развитии авиации и космонавтики. Начались реактивные и ракетные эры. Я помню, как над нашим домом прошёл строй огромных B-36. И вот этот звук - шесть радиальных моторов, да ещё и в компании с толкающими винтами проникал глубоко в грудь. Если бы вы услышали - вы ба никогда не забыли бы его. "Сейчас таких не делают".
21. Вот такой скачок характеристик я наблюдал будучи ребёнком
Дальше речь пошла о собственных самолётостроительных фирмах Рутана.
22. О его футуристичных и высокоэффективных самолётах.
23. Чистый восторг аэродинамика.
Если энтузиаст вознамерился спроектировать и построить у себя в гараже самолёт, то на этот процесс он израсходует, помимо энной прорвы денег и времени, ещё примерно 1,6 жены.
24. Серия самолётов для самостоятельной постройки.
25.
26. Коллектив компании Scaled Composites во время работы над проектами Space Ship One И Space Ship Two.
27. Проекты компании.
28.
29. Самолёт-носитель White Knight имел идентичную с ракетопланом кабину, системы и приборное оборудование. Это позволило отработать много моментов до первых полётов ракетоплана.
30. Space Ship One
31. Профиль полёта
32.
33. Немаловажное замечание.
34. Вопросы и ответы.
- Что вы думаете по поводу Илона Маска?
Он вообще молодец, я впечатлён его успехами, но его прогресс, на мой взгляд замедлился, когда он стал брать государственные деньги и плотно работать с NASA.
Программа Space Shuttle должна была сократить стоимость запусков в 10 раз. В итоге запуски челнока выходили в 10 раз дороже традиционных. Большая ошибка. Вы, кстати, нафига её повторили со своим "Бураном"?
Не надо брать деньги у спонсоров до тех пор, пока не вложишь значительную часть своих средств в проект.
Идея Обамы забрать деньги у способных и отдать их тем, кто не работает ради социального уравнения - полный отстой. Но именно это и происходит сейчас в США.
Послушайте, что за дикие пробки у вас тут в Москве?
Почти два часа лекции пролетели совершенно незаметно. Удивительно интересный человек. Всем бы сохранить такую живость ума и блеск в глазах на восьмом десятке. Рад что случайно совершенно узнал об этом событии и смог послушать.