В этом году лично для меня новинок на салоне в воздухе, на стоянках и в павильонах было относительно немного, потому я позволил себе полениться и посетить давно полюбившееся мероприятие в лайт-версии. Без вылазок под забор, без посещения салона в течении нескольких дней. А как большинство - в один субботний день.
1. Традиционное фото сразу после всех контрольных пунктов маршрута. Традиционные нижний край сплошной облачности не выше 300 м. Четвёртый МАКС подряд субботние дни салона начинаются вот с такой вот картины. Можно уже философски относиться к своеобразной погоде в Московской области в конце августа.
До начала летной программы почти два часа - можно пока осмотреть что стоит на стоянках и поснимать, пока посетителей не слишком много.
2. Учебный самолёт North American AT-6 Texan.
3. Вот так и становятся лётчиками. Вполне может так получиться, что парень на фото лет через 15 будет летать на самолёте, к которому присматривается.
4. Лицом к лицу. Экспозиция "Вертолетов России" была одной из самых популярных на выставке
В этом году, как ни странно, свежими самолётами порадовала историческая экспозиция, потому я уделил этой части стоянки чуть больше внимания.
Один из самых интересных для меня самолётов показанных в исторической части экспозиции в этом году - экспериментальный самолёт ОКБ Микояна 1.44.
5.
6. Носовая часть. Хорошо виден увеличенный наклон спинки катапультного кресла по сравнению с предыдущими самолётами. Наверное там и РУС боковая.
7. Красивый и изящный самолёт, конечно.
8. Вид сзади-сбоку
9.
10.Вид спереди. Обращает на себя внимание переднее горизонтальное оперение большой площади с характерным вихреобразующим "зубом" на передней кромке.
11. Криогенный Ту-155
12.
13. Ту-144. Собравший, наверное, самые большие толпы народа
13. Вид с высоты трапа стосорокчетвёртого:
14.
15. Посетители:
16. М-55 "Геофизика"
17. Вид на статическую экспозицию. В кадр попали: М-101 "Гжель", Як-40 (стенд для отработки авионики МС-21), вертолёты состоящие на вооружении ВВС РФ:
Еще в исторической части экспозиции демонстрировались Су-15, Су-27СМК, ВМ-Т, МиГ-27 и МиГ-25:
19.
20. Носы разной формы и размеров:
21. и хвосты:
22. У волонтёров исторической экспозиции - планёрка на трапе Ту-155.
Была возможность посмотреть на исторические самолёты вблизи, в рамках экскурсии, организованной компанией "НИК". Больше всего мне понравился живой рассказ техника ОКБ Сухого про Су-27. Без пересказа статей из википедии и пресс-релизов
23.
24.
25. Звёздочки - количество уничтоженных мишеней на испытаниях по применению вооружения самолёта.
Этот самолёт предлагался на экспорт, однако одноместная версия универсального истребителя-бомбардировщика не нашла своего применения. Было отдано предпочтение двухместным вариантам на основе семейства Су-30. Один пилот не справлялся с полным комплексом вооружения и оборудования на представленном Су-27.
А вы знали, что шасси для самолетов семейства МиГ-23/МиГ-27 проектировала женщина?
26.
27. На кого похож? На бурундука? Енота? Евражку?
Неподалёку был организован загончик для автошоу. Хорошее дело, не всем беззаветно нравятся только самолётики. А так - надоело смотреть вверх, сходил - посмотрел на ползающих ездящих. И никто никому не мешает. А вот выпускать автомобили на ВПП в рамках лётной программы - затея сомнительная.
28. Нелетающие:
29. Китайский аналог-конкурент всем известного L-410. Самолёт Y12F. Единственный иностранный экспонат, который все дни присутствовал на стоянке и учавствовал в лётной программе.
30.
Тем временем подходило время показательных полётов. Пришла пора перемещаться поближе к лётному полю, попутно ловя в объектив фотоаппарата что-то более-менее интересное.
31. Например - А-50У, освещённый выглянувшим из-за низких облаков солнцем:
32. Или вот - изобразить композицию Ми-26 и МиниМи-26:
33. Или наткнуться на особо секретную разработку - МиКраз-17АМТШ. Видите, сотрудники в жёлтых футболках близко никого не подпускают к этому аппарату:
34. Ещё можно снять SSJ-100 с драматичными облаками на фоне:
35. Тем временем пилотажный планер Swift уже закончил своё выступление и "рулит" на стоянку под действием четырех человеческих сил.
36. Летчики испытатели ОКБ Яковлева выполняют комплекс сольного пилотажа на Як-130:
Каждый МАКС я особенно внимательно слежу за сольными выступлениями пилотажников и составляю некий "хит-парад" после шоу - кто по моему, конечно же субъективному мнению лучше всего выступил в этой номинации. Надо заметить, что в этот раз выступление Василия Севастьянова и Андрея Воропаева на красном Яке мне понравилось больше всего. Прекрасная идея использовать дымы на полную - через оба двигателя. Такой жирный след не позволял небольшому самолёту теряться при выполнении показа. К сожалению, вживую в субботу летчики, прижатые низкой облачностью, крутили так называемый горизонтальный комплекс с преобладанием виражей и бочек. Однако даже такая урезанная программа выполнялась в хорошем темпе, без малейших пауз, с плавным переходом из одной фигуры в другую. Ну а в хорошую погоду комплекс (судя по видеозаписям) был насыщен вертикальными маневрами, колоколами, штопорными бочками.
К сожалению бесфорсажные двигатели Яка не смогли разогнать дождевую облачность, надвигавшуюся на аэродром. Следующий участник показа - SSJ-100 взлетал уже в умеренный дождь, приземлялся - в нормальный такой ливень:
37. SSJ-100LR на пробеге.
Показ достижений в авиации сменился показом последних модных течений в дизайне зонтиков и дождевиков:
38.
39.
Также, прохладная вода льющаяся с неба пробудила у подавляющего большинства посетителей непреодолимую тягу к знакомству с экспонатами в павильонах:
40.
Но были и те, кто не поддался массовому тренду, а терпеливо дожидался возобновления полётов, проводя время с близкими и совершенно не замечая погодных условностей.
41.
Дождик закончился спустя 20-30 минут. Программа полётов возобновилась. "Вертолёты России" демонстрировали умения своих аппаратов и лётчиков перемещая грузы на внешней подвеске, туша условные пожары и эвакуируя условных пострадавших.
42. Ка-226 взлетает из "засады" для эвакуации одного из условных:
43. Дежурный Ми-17 расположился с левого края зрительского сектора, неподалёку от "выноса" - временного пункта руководителя полётов.
Тем временем, пока вертолёты всех спасали, погода, а заодно и жизнь вообще налаживались. На взлёт идут свежие аппараты ОКБ Сухого - Т-50, Су-35 и Су-34:
44. Т-50
45.
46. Су-34
47. Су-35 оторвался от ВПП заметно раньше:
48. Он не пошёл в зону ожидания, а сразу начал свой комплекс фигур. Пилотирует Юрий Ващук.
Есть огромный плюс в дождливой и влажной погоде. В местах вихревого течения, да и вообще - в областях пониженного давления конденсируется водяной пар, окутывая самолёты эффектной пеленой.
49. За "срывы" фотограф может простить многое:
50. А тут ещё и солнышко вышло и стало вообще хорошо:
Еще лучше было у тех, кто вооружился соответствующими объективами. Ну а я снимал тем что есть - фокусным расстоянием в 105 мм. Так что - прошу понять и простить за мелочь в кадре:)
51. Су-34. Выполнял пилотаж нагруженный массово-габаритными макетами ракет воздух-воздух и воздух-поверхность.
52.
53. Т-50. Пилотирует Сергей Богдан.
Крутился чуть менее уверенно на малых скоростях чем Су-35. Летчику приходилось выискивать просветы в облаках, чтобы выполнять закритические маневры повыше и чтобы они были видны зрителям.
54. Можно понять, самолёт еще учится летать.
Однако от салона к салону заметен прогресс в испытаниях аппаратах. Пилотаж становится уверенней. Порадовало включение в комплекс простых проходов перед зрителями на малом газу, на манер американских dedication pass. Элемент простой, но с соответствующим комментарием очень выигрышный.
Увидев общее улучшение погоды зрители потянулись от павильонов с едой и моделями самолетов к авиашоу
55.
56.
57. Взлетает Су-30СМ. Серийный истребитель для ВМФ РФ. Пилотирует всё же пока летчик-испытатель ОКБ В.Аверьянов. Надеюсь на следующем МАКСе комплекс с малоскоростными фигурами покажет какой-нибудь строевой лётчик. Опять же - наибольший восторг у зрителей вызвали проходы с покачиванием крылом. Зрители ответили бурными овациями.
58. Очень молодая пилотажная группа "Крылья Тавриды" выступила соответствующе - выполнив только проход:
59. Летчики из Липецка на Су-27 и Су-30СМ
К моменту их выступления к району полётов подошел очередной дождик. Хотя он прошел стороной и сильно не капало, но работу лётчикам он усложнил и программу подкорректировал.
Выступление стандартное пилотаж строем, затем - "воздушный бой" пара на пару, после - опять сбор и ещё несколько фигур в плотном строю.
60. Пара Су-30 обороняется, пара Су-27 - атакует
61. Завязка боя на равных условиях:
Вообще такое маневрирование сложно снимать, что на видео, что на фото - расстояния большие, динамики не передаётся. Но, хоть это всё отрепетировано, конечно же, но вживую смотрится интересно. В этом году стало понятнее кто за кем гоняется из-за разной окраски самолётов. Более ясно виден исход - в итоге Су-30 "победили", из оборонявшихся перейдя в наступление и выйдя "в хвост" нападавшим энергичными маневрами с использованием ОВТ. Эффектно смотрелось.
Мне одно не нравится - почему-то диктор во время группового пилотажа заявлял, что вот какие "Соколы" молодцы - на "Авидартс" заняли второе место в категории пилотаж. И ни слова о первом месте, которое липецкие лётчики заняли по результатам соревнований со стрельбой по наземной цели. Есть у нас уже пилотажная группа на Су-27. Но о ней позже.
Тем временем погода стала опять получше и в воздух поднялась "иностранная" пилотажная группа "Baltic Bees"
62.
Иностранная в кавычках потому, что фамилии многих лётчиков, которые называл комментатор я слышал и ранее на МАКСе. Только тогда - в составе пилотажной группы "Русь". Обе команды летают на одинаковых типах самолётов, обе имеют сходные маневры. Посмотрел одну группу - считай, посмотрел обе.
63. Фигура "Вентилятор"
64. Зрители
65. Ещё зрители:
66. И ещё:
МиГ-35 на предыдущем фото пилотировал Валерий Горбунов. Классическая МиГовская программа сольного пилотажа.
После МиГ-35 в программе намечалось неинтересное - засилье поршневых самолетов, дельталётов и совсем дикости - почти часовых гонок автомобилей и летательных аппаратов. Не имел ни малейшего желания это смотреть. Отправился по павильонам. Ближайшим оказался павильон иностранных делегаций. Естественно сразу же подошел к стенду Боинга. Ну да, модельки появились новые по сравнению с 2013 годом - были представлены модели самолетов Boeing 737MAX и 777X.
67. Нумерология от Boeing:
Честно говоря на этом мой вояж по павильонам и закончился. Спонтанно. Во время перехода к следующему павильону я случайно оказался на встрече выпускников КуАИ-СГАУ, которая проходит на МАКСах в субботу в 14.00. Главное, я об этой традиции знал с 2001 г. но всё как-то не получалось присоединиться. В этот раз случай решил за меня и я совершенно не расстроен, что вместо полупустых стендов я получил пару часов тёплого общения.
Время, тем не менее поджимало и необходимо было возвращаться в сектор обзора полётов - подходило время выступления пилотажной группы "Русские Витязи". Как и положено хедлайнерам программы - они завершали показательные полёты в субботу.
68. Пилотажный порядок Пирамида. Ввод в петлю.
69. Нисходящая часть Петли Нестерова
70. На фоне облаков:
В этом году летчики показали динамичную программу, без значительных пауз, когда пилотаж шестёрки самолётов сменялся (через роспуск) пилотажем ромба, затем - пары и наконец - сольным. Роспуск пятёрки ставил эффектную точку во всём выступлении.
71. Роспуск пятого и шестого номера:
Попытался сделать что-то с контровым светом:
72. Начало перестроения в широкий ромб для синхронных бочек:
73. "Зеркало". Не фотошоп, сразу сознаюсь. Лайтрум.
74. Встречный пилотаж раз:
75. Два:
76. Сольный пилотаж Олега Ерофеева. Группа на заднем плане заходит на роспуск
77. Роспуск:
Выполнение комплекса фигур также было на уровне - строй держался без помарок, где требовалась синхронность - её было в достатке. Так же не могу не отметить нормальное музыкальное оформление пилотажа и комментатора. Всё в основном было, как говорится "в тему". Планка поставленная Витязями в деле группового пилотажа на Су-27 очень высока и мало у кого получится приподнять её ещё выше. Точнее - ни у кого. Субъективно? Конечно. Всё описанное выше - мои эмоции, за которыми я и пришёл на авиашоу.
После окончания лётной программы уходить не хотелось совершенно - в этом году я только один день на МАКСе, торопиться некуда. Да и смысле нет. В это время изрядная доля из 150 тысяч посетителей массово покидала территорию аэродрома. Толпиться совершенно не хотелось.
78. Спустя 20 минут после окончания полётов:
79. Волонтёры у Ту-144 стойко продолжают нести вахту у самолёта.
80.
К вечеру совсем распогодилось. Самое время поснимать самолеты в вечернем свете
81. Грузовик Ту-204С
82. Красавцы DC-3
83.
84. Уже знакомый Як-40 в вечерних красках:
85. По солнцу
86. На солнце:
Прогуливаясь по стоянке заметил группу молодых людей в желтых футболках - волонтёров. Самый крепкий из них держал на вытянутых вверх над головой руках девочку. Поворачивался с ней из стороны в сторону, как радиолокатор, его коллеги говорили ребёнку - смотри, смотри! Спецуслуга от волонтёров - эксклюзивный просмотр самолётов?
Нет.
С другого края выставочной ВПП донеслись крики "Оля! Оля!". "Оля здесь!" ответили молодые люди с девчонкой на руках.
87. Нашлась
88.
89. Линейка истребительной и бомбардировочной авиации ВВС РФ:
90. SSJ снят уже на пути к выходу
Взошедшая луна (она оказалась какой-то супер в тот вечер, так писали в интернете) - хороший объект для съемки.
90. Хвосты Туполевых, Антоновых, Яковлевых, Сухого. Вон и Ильюшин виден. Чешский L-410 затесался.
Не тот ли уже МАКС? Да. Он всегда не тот. Абсолютно одинаковых салонов не бывает. Какие-то слабее, какие-то - сильнее. В первую "пятилетку" лётная программа на салоне была такой, что отойти куда-то на пару часов - погулять по павильонам-сувенирам было делом немыслимым. Можно было пропустить что-то интересное. Ну а в этом году я себе позволил такую роскошь. Потому что да, многое в программе полетов было не слишком мне интересно. Особенно гонки автомобилей и самолётов - это вообще вызывало раздражённое недоумение, как слишком явное увеличение хронометража шоу. Проще было бы сделать его короче на пару часов, но чтобы в нём было спрессовано всё по-настоящему интересное и стоящее.
Тем не менее свою порцию пилотажа больших, тяжёлых, громких и быстрых я получил. Меньше чем хотелось бы.
Вдаваться в номенклатуру типов, сравнивать что было в прошлом, позапрошлом, вздыхать о том, что нового мало, опять всё то же самое, припоминать про "музей советской авиации" считаю делом ненужным. Наверняка французы не язвят в интернетах, когда на Ле Бурже летает старенький Фуга Мажистер, а "Рафаль" - завсегдатай лётной программы, наряду с группой "Патруль де Франс", которая зачастую оказывается единственной группой на шоу. Точно так же я уверен, что легендарный "Вулкан" своими регулярными появлениями на шоу уж точно не раздражает британцев. Наши ВМ-Т и Ту-144 к сожалению нелетающие уже. Но их можно увидеть и потрогать. Пускай они лучше раздражают блюстителей новинок на авиашоу, чем на форумах будут заламывать руки по их распиленным на цветмет обломками. Места на полосе 08/26 в "Раменском" хватит всем. И современнейшим А-350 с 787 и историческим экспонатам и даже дрифтерам на автомобилях. А новинки будут. Просто не в этот раз.
Небыстрое и непростое это дело - самолёты придумывать. К 2015 г. не придумалось ничего такого, видимо, что можно было привезти. В 2017, значит - всё может быть. Благо предпосылки есть.
По моим личным итогам - отрицательных впечатлений от выставки - ноль, положительных - больше ноля. Я ушел оттуда с эмоциональной прибылью. Главное - что без ЛП обошлось.
Такое вот моё мнение.