На прошлых выходных посчастливилось понаблюдать за одним из этапов "Танкового Биатлона - 2014", который проходил на полигоне в Алабино.
В этом году соревнования проходили в международном формате, в них приняли участие делегации из Анголы, Венесуэлы, Индии, Кувейта, Монголии, Сербии, Армении, Беларуси, Киргизии, Казахстана, Китая. Экипажи выступали на
Т-72, китайцы привезли свои танки
Тип 99, сделаные, впрочем по схожей концепции и под влиянием популярного Т-72.
Жаль, что Кувейт не привез свои "Абрамсы" - разнообразие типов техники только улучшило бы зрелищность соревнований. Если верить Википедии - Т-72 не стоит на вооружении их армии, что не могло не сказаться на успехе выступления команды.
Ну, обо всём по порядку.
Несмотря на практически полное отсутствие рекламы этих соревнований и сдержаное освещение в прессе, пробки на дороге к полигону и очередь из посетителей на вход не позволили нам посмотреть соревнования с самого начала, но кое-что ухватили.
Очередь на досмотр была одна, вторая - для посетителей с детьми, двигалась она быстро. После досмотра все проходили в автобусы, которые отвозили посетителей от автостоянки к непосредственно выставке и трибунам.
К трибунам мы подошли, когда стартовали с минутным интервалом на дистанцию экипажи из Китая, России, Армении и Кувейта (по-моему даже в таком порядке, как я перечислил).
Гонка состояла из двух кругов, первый - только езда, на втором круге - стрельба по мишеням. Необходимо было поразить 3 мишени, которые устанавливались на дальностях 1600, 1700 и 1800 метров. Появлялись они в произвольном, неизвестном экипажам, порядке. Необходимо было быстро и точно замерить дальность до цели, чтобы ввести верные данные для прицеливания. Промах означал штрафной круг, дополнительный боеприпас. Всё как в "настоящем" биатлоне.
Боекомплект располагался на огневых позициях, погрузка боеприпасов осуществлялась силами экипажей.
Китайский танк на первом круге:
Команда России:
Уже на первом круге наши танкисты нагнали китайцев и эффектно обошли их на завершающей первый круг прямой.
Экипаж из Армении:
Танк под управлением кувейтских танкистов завершает первый круг перед трибунами:
Тем временем российский экипаж уже на огневом рубеже и бодро приступает к погрузке боеприпасов в танк:
Выстрел!
Наши отстрелялись быстро и точно. А вот у китайцев что-то не заладилось. Экипаж танка номер 809 смог поразить 2 мишени, затем у них возникла заминка. Оперативно решить её не получилось, потому завершал стрельбу и гонку резервный танк с номером 808.
Для 808 гонка закончена:
Естественно, такие проблемы у китайцев не могли не сказаться на их итоговом месте. Экипаж из Армении обошел их и финишировал вторым.
Эту гонку я снимал с трибуны. Вообще, вообще, снимать оттуда неодобно. Лес рук, трибуна под навесом - экспонометр порой был в замешательстве, постоянно попадали в кадр стойки, флаги и прочее. Снимать нужно было видео. Я вот так и сделал, когда финишировал российский экипаж:
Click to view
Понятно стало, чем ценно находиться на трибуне? Тем же, чем и на любом футбольном матче или рок-концерте - буря эмоций болельщиков.
Демонстрационная площадка:
Воспользовавшись небольшим перерывом прошлись по экспозиции техники.
Т-90:Т-72Б4:
Вежливые танки:
В тренажерном комплексе любой желающий, имеющий терпение отстоять очередь, мог потренироваться в уничтожении условно-пиксельных летательных аппаратов из ПЗРК, не менее условно пиксельных танков из ПТРК или отразить атаку пехоты и бронетехники из автоматического оружия и гранатомётов. Понятное дело эти тренажеры пользовались особой популярностью у мальчишек в возрасте от 5 до 55 лет.
Вернувшись к трибунам застали финиш гонки команд из Киргизии, Беларуси, Индии и Венесуэлы.
Возвращаться на трибуны не стали, обнаружив симпатичный пригорок у самой кромки полигона.
Киргизы:
Танк под управлением танкистов из Беларуси выходит из котлована:
Финишная прямая:
Индусы проходят препятсвие "Курган"
Немного отвлекусь от танков. Понятно, что полигон, компактные танки удалялись на значительное расстояние от зрителей, стрельба велась вообще где-то вдали. Чтобы сохранить зрелищность и осведомленность на полигоне работало огромное количество камер. На некоторых участках танки сопровождали машины на пневматиках низкого давления, с кранами для камер, была замечена даже МТЛБ. У многих препятсвий стояли стационарные операторы и краны. Про финишную прямую и говорить нечего.
А в воздухе выписывал пируэты вот этот кран:
Команда ВС Индии заканчивает гонку:
Стоянка резервных машин:
Команда из Венесуэлы. Ветер удачно относит пыль от гусениц - кажется, что танк проходит поворот в управляемом заносе.
Спуск:
Тапку в пол и к финишу!
Вот этот симпатичный пригорок, где финиширующие танки можно снимать чуть ли не фишаем
Информация и впечатления по части съемок. Солнце. Солнце в объективы по-вежливому не светит особо, всё в основном проходит по солнцу. Снимать с трибун или пригорка стрельбы сложновато - 400 мм. на кроп-матрице всё же не дотягиваются. Лучше иметь что-то 600 мм. для дальних планов - стрельбы и проводки танков и второй аппарат для съемки прохода перед трибунами в диапазоне 17-50 мм. Это по части кроп-матриц мои впечатления.
На верх трибун забираться смысла нет, лучше снизу снимать. Неплохая точка - это с "балкончика" командного пункта - самого высокого пригорка на полигоне. Через этот балкончик проходят VIP-гости на свои не менее VIP-трибуны, посторонних как-бы не пускают, но попроситься поснимать с балкона можно.
Организация мероприятия приятно удивила. Понятное дело это не МАКС, масштабы не сравнимы, но полигон был заметно насыщен людьми. Если бы организовывалось всё плохо - и с таким количеством народу был бы затык. Но в-общем придраться я могу только к небольшому количеству автобусов, которые отвозили зрителей к автостоянке. Увидев очередь мы решили дойти пешком (порядка 4-5 км.)
Плюсами ходьбы пешком, помимо пользы для здоровья - это возможность поснимат всякие прикольные дорожные знаки по типу того, который на заглавной фотографии и, собственно, убедиться, что они там не зря стоят.
Команда Казахстана:
Click to view
Ангола:
Мероприятие оставило очень приятные впечатления, по моему мнению именно в таких соревнованиях, а не в танковых балетах наиболее полно раскрывается красота боевой техники. То же самое можно сказать и об "Авиадартс". Я на них не попал, но смотря репортажи, заметил, что самолеты на работе все же мне нравятся больше, чем при показательном пилотаже на авиашоу.
Надо будет в следующем году посетить и авиационные соревнования и биатлон, конечно же. Надеюсь на следующий год количество стран-участниц и различных типов техники расширится и на земле и в небе.
Уж лучше так соревноваться кто круче в военном деле.