"Возвращение однорукого меченосца" Че Ченг (Гонконг, 1969)

Nov 17, 2009 11:16

Зрелище собственно заключается вот в чем: толпа мужиков китайской наружности час сорок экранного времени рубает друг друга мечами. На первый взгляд, довольно невзыскательно, но вглядимся поподробнее, быть может, из-под этой простецкой концепции блеснет ненароком какой-нить кинематографический бриллиант. Для начала сюжет.

В некоей провинцией (с неясными географическими и временными координатами, однако, учитывая заметную китайскость физиономий актеров, будем считать, что провинция в Китае, тем более что это все равно ни фига не важно), - так вот, в некоей провинции обитают восемь бандитов - они же мастера меча. Это главгад, точнее, восемь главгадов. Они хотят подмять под себя всю провинцию и устраивают турнир, где побивают всех местных князьков, заточают их в тюрьму и вообще хулиганют. Есть однорукий меченосец Фэн, ушедший на покой, на манер римского камрада Цинцинатта сажать капусту. Это соответственно, главный герой. У него есть жена. Это баба главного героя. В общем, все компоненты ураганного экшна налицо. Дети попавших в переплет правителей просят его помочь приструнить хулиганов, наваляв им неиллюзорных люлей. Тот долго отпирается (подлизываясь тем самым к жене), потом соглашается, и они наваливают хулиганам люлей. Впрочем, хулиганы тоже первые парни на своем раёне и постоять за себя могут. В итоге почти все умирают, но их не жалко, потому что в Китае все равно народа много.

Такова основная сюжетная канва. Излагая сценарий в полном соответствии с канонами структурного метода, можно разбить его на важнейшие сюжетные этапы. Пролог (куда собственно укладывается три четверти изложенного сюжет) - махач в лесу - махач в таверне - махач в лесу - махач на хате у хулиганов - пьянка - заключительный махач. Дорогой читатель, надеюсь, я не ошибся в твоей проницательности, и ты уже понял, что главным содержанием фильма является махач?

Сузив круг развлечений персонажей до махача (ну, и пьянки, конечно) создатели фильма поставили себе трудновыполнимую задачу разнообразить формы этого досуга, благо мест под злодеев зарезервировано целых восемь. Но нет невозможного для олдскульного гонконгского кинематографиста! Более того, он (кинематографист) думает еще и о зрителе, искренне не желая, чтобы он запутался, поэтому каждой из восьми банд соответствует свое оружие и своя манера боя. Набор экзотических оружий устрашает. В реальности почти любое из них, вероятно, стало бы причиной преждевременной смерти своего хозяина или лишения его рук, ног и других частей тела. Чего стоит хотя бы серп на длинной цепи, или ещё более зрелищные, но не менее абсурдные метательные щиты, утыканные по краю лезвиями (ассоциативно напомнившие подсмотренный в одной старой компьютерной игре безумный инструмент (само)смертоубийства под названием «сюрикен-бумеранг»). Дорогой читатель, ты уже начал рукоплескать изощренной восточной фантазии? Если да, то зря, потому что ты еще не знаешь о самой гениальной находке - огнестрельном мече. В общем, пока весь мир изобретал водородную бомбу, гонконгские инженеры тоже не бамбук курили. А что-то намного более эффективное.

Помимо этих чудесных явлений боевых искусств есть ещё всякие ниндзи (в Китае, ага), и ещё кто-то, уж простите, всех не упомнить. Имена у злодеев, чтоб не вызывать лишней путаницы отсылают к их манере ведения боя. Вращающееся колесо, Ядовитый дракон - видимо, по-китайски это звучит не так идиотски, но привкус чингачгуковости от этой мысли не исчезает. Впрочем, это тоже неважно, поскольку замысел создателей фильма так гибок, что на месте китайцев могли свободно оказаться индейцы, былинные богатыри или премудрые эльфы. Махач, он и в Антарктиде махач.

К слову надо упомянуть, режиссер со сценаристом весьма политкорректно вводит в число хулиганов бабу (к сожалению, не имеющую своей банды). Звать её Леди тысячи ножей, а её главная стратегия - обольщение и работа под прикрытием своей слабой женской сущности, ну, помимо тысячи ножей, конечно. Ножей, надо полагать, всё-таки меньше тысячи, но, тем не менее, нелегко понять, каким же именно образом она умудряется таскать в рукавах своего кимоно несколько тесаков и еще с дюжину-другую метательных лезвий, при этом мастерски сохраняя конспирацию. Но, учитывая, что особ женского пола в фильме всего две (мужского где-то двести пятьдесят), а вторая из женщин этого микрокосма баба главного героя (теперь понятно, почему он подлизывался к ней, когда она не хотел отпускать его вешать люли?), с конспирацией все равно туго. Может быть, именно поэтому Фэну удается в итоге крайне дальновидно разоблачить подозрительную женщину, случайно оказавшуюся на пути хороших парней, попросившуюся в целях безопасности путешествовать с ними вместе (отряд вооруженных парней, ищущих на свою задницу приключений, безусловно, самое безопасное для женщины место) и настойчиво расспрашивающую про конкретные тактические цели операции. Так или иначе, не все хорошие парни отличались теми же достоинствами, что и их лидер, а потому Леди aka Баба №2 перед разоблачением и неминуемой в таких случаях кончиной успела-таки покоцать парочку похотливых идиотов. Дорогой читатель, не ошибся ли я в том, что ты в эти моменты заливался слезами или, по крайней мере, обмирал сердцем?

Но трепещите, это была не единственная пакость. В процессе неминуемой кончины Баба №2 со злорадством признается, что отравила воду в колодце таверны. Безусловно, злорадно заявить врагу о подстроенной ловушке - самый лучший способ повышения её эффективности. Короче, несостоявшуюся Мату Хари замочили за дело. Но идея эта была всё-таки плохой, и хвалёная дальновидность Однорукому меченосцу изменила. Учитывая, что баб в провинции, судя по всему, всего две, и одна из них - баба главного героя, убивать предпоследнюю было, по меньшей мере, нерационально…

Говоря о злодеях в общем, можно отметить, что «Возвращение однорукого меченосца» не из тех фильмов, которые блистают филигранной проработкой их образов. Собственно, гонконгское творение - один из редких случаев, когда в фильме не раскрыт ни один образ, даже образ главного героя. Чтоб не обидеть духов создателей фильма, вежливо предположим, что это было сделано в той самой первой части франшизы, которую мне было лень искать… и сделано настолько полноценно, что на вторую часть образа попросту не хватило. Зато в фильме есть лейтмотив. Это - барабанная дробь - отрубленность руки. Например, один из героев, отхватывает себе столь полезную конечность, надеясь тем самым добиться освобождения папки у бандитов (так они рекомендуют сделать в своем послании беспокоящейся молодежи). Главный герой жалеет юношу и обещает ему, когда все закончится, научить его быть таким же лихим забиякой, как он сам. Это как бы намекает, а Кинопоиск как бы подтверждает - через несколько лет выйдет «Новый однорукий меченосец». Пока же ладошка припрятана дальновидным Фэном в походный сундучок. Мало ли на что может пригодиться отрубленная рука, в конце концов… И не ошибается, пригождается ведь.

Предъявив её на входе во вражье логово в качестве своеобразного аусвайса (вроде как, чтоб не сомневались, рука, мол, свежеотрубленная, а не в детстве сдуру во фрезерный станок сунул), он осуществляет аццки-хитрый план по заходу в тыл врага. Надо между делом сказать, что тыл врага организован на удивление неплохо. Толпа бандитов не конкурирует друг с другом, правят в порядке строгой очереди по графику: третий мастер меча в дозоре, шестой мастер меча во дворе на КПП, четвертый мастер меча в тронном зале. Просто картина маслом, глядя на которую невольно задумываешься, может пусть уже правят этой провинцией - у них, похоже, у одних там порядок. Но Однорукий меченосец, видимо, немножко анархист, и не вдохновляется особенностями современного ему политического менеджмента, ввиду чего устраивает очередной глобальный махач.

Техника боя - отдельная песня. Причем, самое малое, песня Людмилы Зыкиной (дорогой читатель, соскучившийся уже по обращениям к тебе, не знаешь ли ты, знают ли в Китае Людмилу Зыкину? Впрочем, этотаноксь, рука свежеотрубленная, а не в детстве сдуру в токарный станокулиганов, что он правда отхвати тоже ни фига не важно). Так вот, олдскульные гонконгские кинематографисты, видимо, учили диалектику всё-таки по Гегелю и потому искренне и самозабвенно верят, что количество рано или поздно обязательно перейдёт в качество. Наверное, поэтому самым мощным проявлением боевитой мастеровитости является знакомая с детства схема «семерых одним ударом». Вот махнул добрый молодец мечом - перед ним улочка, отмахнулся - переулочек. Эпос прям. Противиться сокрушительному «одному на семерых» удару может только боссы, им единственным хватает интеллекта поднять меч (или ту хреновину, которая у него вместо меча) и отбить удар. Ну, и правильно, не зря же их, в конце концов, боссами сделали. Однако в целом, хулиганы, а иногда для пущего драматизма и хорошие парни, брызгая кетчупом, разлетаются во все стороны, но их не жалко. Потому что в Китае все равно народа много. Про закон единства и борьбы противоположностей гонконгские товарищи тоже, кажется, знают, в связи с чем, равновесия ради, «семерых одним ударом» иногда заменяется «одного семью ударами». В этом проявляется образное напряжение, потому что, на кой ляд ещё стрелять из семи луков в одного бандита - я, чесслова, ума не приложу.

Кроме того, каждый подлинный ценитель восточных драчек знает, что если персонажи хреново летают, то они хреновые персонажи. Здесь вновь проявилась незаурядная инженерная мысль китайско-гонконгского народа (али от англичан нахватались?). Это всякие буржуйские Вачевские могли вбухать кучу зеленых денег в bullet time, а у простого гонконгского парня Че Ченга, сидевшего на голом рисе, и выпускавшего по пять-шесть фильмов год, аки раб на галерах, таких денег не было… Поэтому, значит, незаурядная инженерная мысль. То есть большинство персонажей, как положено, летают на как бы незаметных (но ты-то, дорогой читатель, славящийся своей проницательностью, превосходящей даже дальновидность Фэна, понимаешь, что они есть?) страховочных веревочках, но зато иногда режиссер пользуется таким неоднозначным экспериментальным приемом, как отматывание пленки в обратном направлении. На выходе почти полный эффект неординарных ниндзя-способностей.

Гуманизма гонконгским кинематографистам добавляет то, что они в течение всего фильма следуют главной задаче номер два. Главная задача номер один - это чтоб было много махача, а вот номер два - забота чтоб зритель не запутался, поэтому хорошие парни, ходят все время в белом, а лютые вороги и прочие хулиганы, преимущественно в черном (особо брутальные - в черно-красном). Благодаря этому, можно в непрекращающемся месиве различить, кто из них кто (хотя это вообще-то тоже ни фига не важно - месиво есть, и ладно…). Кроме того, всем известно, что ярко белый цвет - худший камуфляж, особенно если учесть, что носят его персонажи и в ночное время. Это продуманное решение, ведь так можно без проблем замесить больше хороших парней, а следовательно, повысить уже зашкаливший за верхнее деление термометра градус драматизма. В общем, скажем лаконично, батальные сцены, продуманы на высоком уровне. Пиршество глаза, так сказать.

Не забывают Че Ченг и компания и про мирные радости населения провинции. Как отмечалось где-то сильно выше, главная и единственная радость - нажраться после завершения глобального махача. Радостные старички и сильно поредевшая золотая молодежь, вырвавшись из лап опасности, поднимают тосты, дарят Однорукому памятную золотую медаль, подтверждающую, что он крут и навалял всем люлей (отлили они её, видимо, либо заранее, подозревая, что меченосец когда-нибудь да впряжется за них, либо по дороге от тюрьмы до таверны), Фэн пафосно отнекивается… В общем, вселенский потлач. Но Однорукий меченосец не спокоен. Однорукий меченосец бдит. Потому что помнит. А помнит он о том, что один из вражьих мастеров меча был в дозоре, а следовательно, еще не все люли навешаны. Братва в крепости, если б не была вся перебита, ещё б спросила с последнего главгада, в каком-таком дозоре он был, если умудрился прошляпить целый отряд врагов, да ещё и в белой одежде… Так или иначе, Фэну сотоварищи ничто не мешало подстроить последнему мастеру меча аццки-хитрую засаду в крепости, но он, видать, притомился его ждать и двинулся поить старичков. Но бдил, и звал молодежь не бухать, а бдеть, пока старички развлекаются. И молодежь слушалась, конфуцианство все-таки.

Но тут природа на пару с фортуной подставила подножку. Жена однорукого спокойно так заявляет, что она, оказывается, в залёте, а в предыдущие час тридцать по среднеэкранному времени ей об этом как-то недосуг было сообщить - якобы, столько всего интересного происходило. Радости Фэна нет предела, хотя, казалось бы, ничего удивительного, с контрацепцией туго и вообще. Но напомню тебе, дорогой читатель, у которого глаза уже болят читать всю эту ахинею, что в провинции этой всего две бабы, причем одну уже порешили, а значит, залёт приобретает статус национального праздника. А не выпить в национальный праздник главному герою - грех смертный. Поэтому, похерив бдение, все всё-таки назюзюкались до поросячьего визга. И этим разбили термометр драматизма вдребезги, поскольку последний главгад по имени Император тайного клинка, уже успевший заглянуть в крепость и теперь злобно поджидавший момента, удобного для атаки, - учуял винные пары и понял: настало время заключительного махача. Говоря коротко, зеленую, неприученную к алкоголю молодежь быстро порубали, а вот стойкий Фэн быстро протрезвел и пошел применять свой меч по назначению. И для пущей справедливости труп последнего главгада бросил окосевшим старичкам, принявшимся с деловитой методичность превращать его валявшимися тут и там орудиями убийства в кровавое крошево.

В итоге, баба осталась всего одна. Молодежь всю порубали, поэтому мужик тоже остался один (не считая старичков, но они заняты). И рука об руку они отправляются в светлое будущее подымать демографию. А ты, дорогой читатель, не забудь наградить создателей фильма бурными аплодисментами, переходящими в овацию, и ознакомься с остальными 97 работами трудолюбивого Че Ченга.
Титры. Свет включается. Экран гаснет.

кино, гумор, креатив

Previous post Next post
Up