Пришло время прогуляться по Казани, а именно по Старо-Татарской слободе.
Исторически так сложилось, что Казань - это город, где тесно переплетаются две религии: ислам и православие. Их баланс примерно равен в пропорциях, как по национальностям (русские 48.6%, татары 47.6%), так и по архитектурной застройке: строительство крупных мусульманских объектов сопровождается строительством крупного православного. Поддержание этого равенства рождает уникальный по красоте город, который привлекает туристов со всей России.
Мусульманская часть города начинается за каналом-протоком Булак. Куда были переселены лояльные казанцы после завоевание Казани Иваном Грозным в XVI веке.
Для начала о том, где мы жили. Сняли мы квартиру через уже полюбившийся нам сайт суточну.ру на улице Фатыха Карима, это прям в историческом центре, за 3 ночи с учетом скидки мы заплатили 11 500. В стоимость входили еще и завтрак(продукты в холодильнике).
Единственное неудобство это то, что курить нужно было спускаться с 4го этажа на улицу. Но это мелочи.
На Юнусовской площади стоят вот такие интересные исторические арт-объекты.
Кстати, сама площадь это место в августе 1918 г. было опорным пунктом красногвардейцев, отражавших наступление белых.
Золотая осень
Дом врача Беркутова.
Дом на пересечении улиц Тукая и Фатыха Карима построили для врача 5-й полицейской части Казани Николая Ивановича Беркутова. Точный год строительства неизвестен: судя по документам нынешних владельцев, это случилось в 1917-м, хотя краеведы считают, что работы начались еще в 1903-м. В оформлении дома сочетаются мотивы татарской народной архитектуры и элементы модерна.
Дом был спроектирован как его городская усадьба: в одной части врач жил, во второй принимал больных. Вышедший из бедноты, Николай Иванович принимал абсолютно всех. К нему шли и местные баи, и простой люд. Беркутов специализировался на лечении ревматизма и прославился в Казани тем, что не брал денег за прием с бедных пациентов. Но часто они сами, как только появлялась возможность, благодарили врача.
Человек, прошедший недюжинную жизненную школу, Николай Иванович был также хорошим психологом. Иной раз, когда приходили к нему с напрасными жалобами (это он быстро вычислял проницательным взглядом по «габитусу» визитёра), он применял свой «метод плацебо» - наливал в склянку какого‑нибудь безобидного раствора и отправлял пациента восвояси. Состояние последнего, конечно же, после этого налаживалось.
После революции большевики не тронули имущество Беркутова. Николай Иванович дожил до 1932 года и до конца продолжал заниматься врачебной практикой. Его, конечно, вызывали на беседы в «органы». Но быстро отпускали, признавая полезным «трудящимся» элементом. Своего рода индульгенцией была репутация врача-благотворителя, лечившего неимущих жителей слободы. Да и простое происхождение, вероятно, помогало.
Детей в браке не было, но желание воспитать ребенка у Беркутова осталось, поэтому он усыновил сироту. После смерти доктора дом поделили на две части, в одной жил его приемный сын, в другой поселились троюродные племянники врача - Федоровы.
Дом Юнусовых-Апанаевых (первая половина XIX века).
Длинное белое двухэтажное здание с двумя подъездами и широким балконом-фонарём в угловой части. Это последний из домов купцов Апанаевых. В 1917-1918 гг. здесь формировался и располагался один из боевых отрядов пролетарской революции - I татаро-башкирский батальон. Сейчас в этом здании - больница и поликлиника.
«Дом Каушчи» - памятник архитектуры
Памятник жилой архитектуры конца XIX века.
В конце XIX века уроженец деревни Чувашлы Казанского уезда Казанской губернии Садык Каримов построил одноэтажный деревянный дом близ Юнусовской пл. Он был мастером по производству азиатской обуви и стал известен среди мусульман Казани как Каушчи Карим. После революции дом предпринимателя передали под коммунальные квартиры.
В 2003 году жильцов выселили, и несколько лет здание пустовало и разрушалось. Дом вынес огонь пожара, а в 2012 году был снесен, уцелела только передняя стена дома. В 2012 году началась реконструкция здания и к Универсиаде усадьба начала свою работу в виде мини-гостиницы на 16 номеров.
Буквально в 10 шагах от квартиры, которую мы снимали находится ул. Каюма Насыри
В прошлом одна из самых богатых улиц татарской Казани - здесь жили богатейшие татарские купцы и промышленники (Апанаевы, Юнусовы, Сайдашевы и пр.). Называвшаяся ранее Захарьевской, эта улица в 1930-х годах переименована в честь Каюма Насыри - виднейшего представителя татарского демократического движения и просветительства. В 40-х годах XIX в. Каюм Насыри учился в медресе одной из мечетей, расположенных на этой улице. Сама улица интересна сохранившимися на ней зданиями XVIII-XIX вв., а также новыми постройками, вторгшимися в казалось бы забытое прошлое. Почти все сохранившиеся от купеческой Казани дома на этой улице - двухэтажные - низ обычно каменный (здесь располагались склады и кладовки), верх - деревянный или каменный с жилыми комнатами.
На фото Дом паломника. Это реконструированный дом паломника, существовавший при мечети Аль-Марджани в Старотатарской слободе.
Очень приятная улица, пешеходная, нам еще и повезло с погодой, на улице было +26.
Одноэтажное здание на цокольном этаже с резными наличниками в классицистическом стиле.
Вторая часть здания - кирпичная с кирпичными же проездными воротами.
Здание построено во второй половине XIX века.
Два голубеньких дома это Хостел «Кунак». Кунак с татарского переводится как гость, гости.
Дом Шигабутдина Марджани.
Дом выдающегося татарского просветителя, учёного-историка и энциклопедиста Шигабутдина Марджани, заложившего основы татарского просветительства. Он жил в этом доме с 1858 по 1889 годы. Дом был своеобразным центром в Старо-Татарской слободе. В 1863 году после пожара дом был восстановлен по проекту архитектора Романова. Здание выполнено в классицистическом стиле, отреставрировано в 2012-2013 годах. Памятник республиканского значения, один из знаковых памятников деревянного зодчества.
Дом купца и общественного деятеля Бурганутдина Муллина.
Дом и флигель Муллина построены в конце XIX века. Дом - типичный памятник татарского народного зодчества. Деревянный второй этаж его завершён фронтоном, в середине которого располагается пышно оформленное «столбиками-колоннами», «сиянием», балконной решёткой чердачное окно. Такие дома были особенно характерны для татарских купцов, кулаков и богатеев, живших как в деревне, так и в городе.
Купец Муллин торговал чаем и сахаром. Являлся гласным Казанской городской думы и членом городской управы. Несколько лет был старостой Казанского татарского купеческого общества. Пожертвовал средства на строительство медресе «Марджания», открытие Мусульманского благотворительного общества.
Деревянный второй этаж уничтожен пожаром в 2008 году, в 2014 году восстановлен по первоначальному проекту.
От оригинальной постройки сохранился только первый этаж.
Уютно же?
В внутреннем дворике Дома Муллина расположился минизоопарк, ресторан тюркской кухни, магазин сувениров...
Дом Казаковых
Двухэтажное здание в классицистическом стиле построено по проекту архитектора П.В.Тихомирова в 1853 году.
Бывшие владельцы дома Казаковы - известные казанские купцы и общественные деятели. В начале XIX века потомственный почетный гражданин Мухаммадзян Казаков вел торговлю с Персией и Кавказом, его потомок Мухаммадшакир занимался строительством и покупкой доходных домов.
В начале XX века сыновья Мухаммадшакира учредили товарищество "Торговый дом братьев Казаковых и Ко", занимались благотворительностью, жертвовали средства на строительство мечетей.
Не дом, а хоромы, теперь тут музеи, бары и рестораны.
Усадьба Валиуллы Гизетуллина "Вали-бая" 1823 г., архитектор А. К.Шмидт.
Дом Усадьбы Сабитова 2 этажный деревянный дом. Объект исторического наследия муниципального значения с 2018 года.
Вот такая вот колоритная и интересная улица, но мы с вами тут еще погуляем.