Питер. Петергоф. Дворец. Нижний парк 4

Sep 05, 2023 07:00


24.06.2022

В прошлый раз мы добрались до залива - Петергоф. Дворец. Нижний парк 3





B 1716 гoду в вocтoчнoй чacти Пeтepгoфcкoгo Hижнeгo пapкa, нa бepeгу Финcкoгo зaливa, нeдaлeкo oт двopцa «Moнплeзиp» былa уcтaнoвлeнa oднa из caмыx пepвыx cтaтуй, пpoeкт кoтopoй нaчaлcя c pиcункa Пeтpa Beликoгo. Cкульптуpa Heптунa былa oтлитa cкульптopoм M. Apнoльтoм и мocкoвcкими мacтepaми-литeйщикaми из мeтaллa (мeди), кoтopый был пoлучeн пpи пepeплaвкe швeдcкиx пушeк.



Cкульптуpнoe изoбpaжeниe Heптунa - цapя мopeй oлицeтвopяeт пoбeдoнocный выxoд к Бaлтийcкoму мopю пo peзультaтaм Ceвepнoй вoйны Poccии и Швeции. Cущecтвуeт тpaдиция нaтиpaния нoг Heптунa и ocтaвлeния нa пьeдecтaлe мoнeтки пoceтитeлями двopцoвo-пapкoвoгo aнcaмбля «нa удaчу». Heптун нepaзpывнo cвязaн c двopцoм «Moнплeзиp» и cocтaвляeт eдиный aнcaмбль этoй чacти Hижнeгo пapкa.



Cкульптуpa Heптунa в Пeтepгoфe имeeт и нeкий caкpaльный cмыcл, тaк кaк являeтcя пepвoй cвeтcкoй cтaтуeй, oткpывшeй «зoлoтoй вeк» poccийcкoй cкульптуpы. Oбpaз Heптунa, пo пpeдaнию, cpиcoвaн импepaтopoм c eгo знaкoмoгo купцa, кoтopый cтыдилcя кapтин в кoмнaтax Гoллaндcкoгo дoмикa (Moнплeзиpa) и кpacнeл, глядя нa oбнaжённыe тeлa, изoбpaжённыe нa ниx. B шутку Пётp peшил oтлить cкульптуpу c этoгo чeлoвeкa. Пpaвдa этo или нeт, ceйчac cлoжнo cкaзaть, нo впoлнe вoзмoжнo, чтo импepaтop, любивший пoдшутить нaд пpиближёнными, мoг ceбe пoзвoлить тaкoe дeйcтвиe, кaк пopтpeтнoe cxoдcтвo купцa и Heптунa.

А мы движемся по аллеям парка в направлении Большого каскада...



В направлении от Екатерининского корпуса -



К западной Гостевой галерее "Монплезира" примыкает желтое одноэтажное здание "Екатерининского корпуса". Он был построен для императрицы Елизаветы Петровны архитектором Ф. Б. Растрелли в середине XVIII века. Дворец, оформленный в стиле барокко, предназначался для проведения придворных балов, приемов и банкетов. В то время он носил название "Каменного корпуса". Имя "Екатерининский" более позднее и связано с памятью о дворцовом перевороте, возведшем на российский престол Екатерину II. В бытность великой княгиней она проживала в комнатах деревянного флигеля, пристроенного к "Каменному корпусу". Именно оттуда утром 28 июня 1762 года она отправилась в Петербург, чтобы возглавить заговор с целью свержения своего супруга, императора Петра III. Об этом историческом событии напоминает мраморная статуя Екатерины II в Вестибюле дворца.

И выходим наискосок к Марлинской аллее и фонтану Адам:



На Марлинской аллее, равноудаленные от Морского канала, расположены парные фонтаны "Адам" и "Ева". Занимаясь обустройством своей загородной резиденции, Петр I заказал изготовление этих мраморных статуй венецианскому скульптору Джованни Бонацца, и в 1718 году тот создал искусные копии находившихся во Дворце дожей известных скульптур работы Антонио Рицци - мастера эпохи Возрождения. Оформление фонтана "Адам" завершили к 1722 году, хотя статуя была размещена на заранее подготовленной площадке Марлинской аллеи за два года до этого; фонтан "Ева", отличающийся лишь центральной фигурой, заработал в 1726 году. Их связывает не только библейский сюжет - в первой четверти XVIII века "Адаму" и "Еве" придавался определенный аллегорический смысл: прародители человеческого рода ассоциировались с венценосными "прародителями" российской империи - Петром I и Екатериной I.
Водяное убранство фонтанов тесно связано с геометрической планировкой аллей: бассейны имеют по восемь граней, соответствующих восьми расходящимся от них дорожкам. В центре каждого фонтана мраморная скульптура, окруженная шестнадцатью водяными струями, которые, достигая семиметровой высоты, не распыляются, а расщепляются на отдельные крупные капли, хорошо видные издалека. В XVIII веке фонтаны были окружены трельяжными беседками, служившими укрытием от непогоды. Сейчас о них напоминают современные изящные сооружения.
На протяжении XVIII и XIX веков фонтаны не подвергались существенным переделкам, поэтому их первоначальный облик сохранился до наших дней.

За фонтаном находятся Трельяжные беседки -



Идея трельяжного обрамления площадок вокруг фонтанов «Адам» и «Ева» возникла одновременно с проектом этих водомётов в 1721 г. На проектном рисунке Н. Микетти фонтан «Адам» окружён четырьмя трельяжными аркадами.
В 1722-1726 гг. площадки у обоих фонтанов оградили четырьмя трельяжами с неглубокими нишами для статуй, как это показано на проекте фонтана «Адам», утверждённом Петром I. Карнизы трельяжей были декорированы раковинами, а над пилястрами поставлены резные вазы.
В 1737-1743 гг. М. Г. Земцов и Я. Бланк, осуществив капитальную перестройку трельяжей, создали вблизи фонтана «Ева» ансамбль трельяжей, которыми были декорированы Малый лабиринт и Амфитеатр с трельяжным павильоном.
К середине XVIII столетия трельяжи у фонтанов пришли в ветхость, и в 1755 г. арх. Б. Ф. Растрелли выполнил проект трельяжных беседок.
При расширении в 1796-1798 гг. Марлинского «прешпекта» пришлось оставить у каждого фонтана только четыре трельяжные беседки, а трельяжный антураж Амфитеатра и Лабиринта по мере обветшания разбирался.
В 1800-х гг. по проекту арх. А. Д. Захарова у фонтанов «Адам» и «Ева» началось строительство галерей из пудостского известняка. Но почти законченные четыре полукруглые колоннады были разобраны. Вместо них в 1802 г. поставили восемь деревянных трельяжных беседок с дорическими колоннами по проекту архитектора Ф. П. Броуэра. Трельяжные решётки были окрашены в зелёный цвет, колонны, базы, капители с карнизами - в белый, а розетты и вазы - в золотисто-жёлтый. Художник С. Ф. Щедрин запечатлел на одной из своих картин эти классического типа трельяжи, заменившие барочный трельяжный декор.



В годы Великой Отечественной войны трельяжные беседки были полностью уничтожены. В 1956 г. на основе чертежа XIX века у фонтана «Адам» на прежних фундаментах восстановлены две трельяжные беседки по чертежам П. П. Ковалевского на основе броуэровского проекта; резные детали воссоздал Г. С. Симонов».
К настоящему времени (2016) восстановлены все восемь беседок; им присвоены литеры ЛА, ЛБ, ЛВ и ЛД (у фонтана «Ева») и МА, МБ, МУ и МФ (у фонтана «Адам»), но лишь две из них, расположенные к северу от фонтана «Адам» (с литерами МУ и МФ), признаны объектами культурного наследия.

Вышли к Большому дворцу, церкви Петра и Павла -



12 июля 2011 года в музее-заповеднике "Петергоф" была освящена во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла открытая после восстановительных работ придворная церковь. Созданная по воле императрицы Елизаветы Петровны и проекту Ф. Б. Растрелли, создателя стиля елизаветинского барокко, она является выдающимся образцом культового сооружения этого архитектора. Впервые освященная 10 сентября 1751 года, она заняла восточный корпус Большого дворца, увенчанный, по желанию Елизаветы Петровны, пятью золочеными куполами "согласно нашей вере". Необычайно пышная и красочная внутренняя отделка удивительна для традиционного русского церковного зодчества. Она демонстрирует сочетание православных традиций с идеями западной культуры и стиля барокко. Потоки света, льющиеся из больших окон, яркая живопись, золоченая резьба, отсутствие сцены Страшного суда, мягкие и добрые лики святых, воплощающие идею заступничества за людей, создают особо праздничную и благостную атмосферу. Обилие золота в отделке Алтаря, Зала и Трапезной наполняют их сакральным смыслом, поскольку золото - главный символ церковного искусства, означающий сияние Божественной славы.

И перед нами Французский фонтан -



У подножия Большого дворца в центре партерных цветников расположены парные фонтаны "Чаши", сооружение которых по проекту архитектора Н. Микетти завершилось в конце 1722 года. Пробный пуск состоялся в присутствии Петра I. Старейшие фонтаны Петергофа за мощь струй получили второе название - "Большие фонтаны". Поскольку работы по гидротехническому устройству восточного фонтана выполнял француз Поль Суалем, а западного - итальянцы Джованни и Джулиано Барратини, восточный фонтан иногда называют "Французским", а западный - "Итальянским".

А вот уже и панорама Большого каскада и Большого дворца -



Большой каскад - самое грандиозное фонтанное сооружение петергофского ансамбля и одно из выдающихся сооружений мира.
Идея завершить морской парадный въезд в царскую резиденцию Нагорным дворцом и каскадом с гротами у его подножия принадлежала Петру I. Каскад строился одновременно с дворцом, являясь для него своеобразным пьедесталом, соответствуя ему по ширине и составляя с ним единый архитектурный комплекс. Торжественный запуск фонтанов состоялся в августе 1723 года.



Решение каскада просто и лаконично. Две массивные семиступенчатые лестницы соединены арками Большого грота. Обширная площадка перед ним переходит в центральный трехступенчатый каскад, воды которого серебристой пеленой падают в ковш, соединенный с Морским каналом. Поверх Большого грота - терраса, скованная фасадами Малого грота. Он завершается мраморной балюстрадой, на которой расположены восемь мраморных ваз. Перед входом в Большой грот на нижней террасе устроен фонтан "Корзина". Из туфового кольца бьют наклонные струи, переплетающиеся подобно прутьям ажурной корзины, из которой поднимаются девять мощных вертикальных струй, словно стебли фантастических хрустальных цветов. Движение воды в каскаде начинается потоками из двух маскаронов "Нептун" и "Вакх", расположенных на стене Малого грота, продолжается по ступеням лестниц и, пройдя под основанием каскада, завершается у подножия скульптур, символизирующих русские реки, - Неву и Волхов.



В художественном облике каскада ключевая роль отводилась скульптурному убранству, решавшему главную задачу грандиозного сооружения - в аллегорической форме прославить мощь Российского государства и победу русского оружия в Северной войне.

А рядом с нами - Воронихинские колоннады:



Важную роль в планировке центрального ансамбля Нижнего парка играют "Воронихинские колоннады". Они замыкают партеры перед Большим дворцом с северной стороны и акцентируют вход в Морской канал.
Еще при Петре I по обе стороны от канала были построены галереи с небольшими павильонами из кирпича и дерева.



По царскому указу в восточной галерее был устроен клокшпиль - музыкальный инструмент с хрустальными колокольчиками, приводимый в действие водой.
В продолжение "водяных затей" в середине XVIII века в западной галерее был создан водяной орган - "егерская штука". Вода, падающая на водяное колесо, заставляла двигаться деревянные раскрашенные скульптуры: егерь, трубящий в рог, сатиры, играющие на флейтах, собаки, с лаем преследующие оленя, двенадцать певчих птиц. Звуки воспроизводились с помощью мехов.



В начале XIX века обветшавшие галереи были разобраны. На их месте построили колоннады из гранита, кирпича и пудостского камня. На золоченых куполах боковых павильонов и крышах галерей были устроены фонтаны. У входов в галереи поместили фигуры львов, высеченные из гранита по моделям И. Прокофьева. Новые сооружения получили название "Воронихинские колоннады" по имени их создателя - архитектора Андрея Никифоровича Воронихина. Спустя полвека архитектором А. И. Штакеншнейдером колоннады были облицованы мрамором и приобрели современный вид.

Пришли к каскаду. Фонтан "Самсон раздирающий пасть льву" -



При жизни Петра I при создании Большого каскада в ковше перед ним фонтан не планировался и фонтана в ковше не было. Впервые фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» установили в ковше перед Большим каскадом Петергофа в 1735 году в честь 25-летия исторической победы русской армии над шведами при Полтаве (Полтавская битва), одержанной 27 июня 1709 года в день св. Сампсония Странноприимца.
По первоначальному замыслу в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, однако при строительстве Геракл был заменен на Самсона, разрывающего пасть льву. Лев связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны и до наших дней.



За всю историю существования Петергофа перед Большим каскадом было 3 фонтана «Самсон». Первый, установленный в 1735 году, был отлит из свинца скульптором Б.-К. Растрелли, постамент для скульптуры, вероятно, спроектировал архитектор М. Земцов, а гидротехническое оснащение создал мастер-гидравлик П. Суалем. Но к 1801 году скульптура обветшала и её заменили бронзовой группой, созданной по проектам русского мастера классицизма М. Козловского. В то же время А. Воронихиным был спроектирован новый постамент.



Фонтан сильно пострадал в ходе немецкой оккупации во время Великой Отечественной войны. Статуя Самсона была утрачена осенью 1943 года. Существует несколько версий - вывезена в Германию или распилена на части и спрятана нацистами в окрестностях Петергофа. В 1947 году скульпторы В. Симонов и Н. Михайлов на основе архивных данных, фотографий и работ М. Козловского воссоздали «Самсона», восстановленный ансамбль открыт 14 сентября 1947 года.



28 декабря 2010 года статуя вновь была демонтирована и отправлена на реставрацию, а 17 апреля 2011 года возвращена на своё место.

В центре - водомет «Корзинка», расположенный в Нижнем гроте:



Гидротехническими работами по созданию Большого каскада занимались французский мастер Поль Суалем, русский инженер-гидравлик Василий Григорьевич Туволков и итальянцы - братья Барратини. Примечательно, что перед тем, как взяться за работу в Петергофе, Василий Туволков за счет российской казны пять лет учился строить гидротехнические сооружения у голландцев и французов, то есть был петровским «пенсионером». Благодаря его точным расчетам, канал от Ропшинских высот до садов Петергофа проложили по самому оптимальному маршруту и при этом провели минимальные земляные работы.

Над гротами - фонтан Тритоны:



На строительстве масштабного водопровода для петергофских фонтанов изо дня в день трудилось более 2000 человек, большая часть из которых были солдатами. В 1721 году искусственный канал протяженностью 24 км достроили, и в Большом каскаде прошел пробный пуск воды. А через два года провели торжественное открытие нового фонтана.



Одна из лестниц Большого каскада -



Две боковые семиступенчатые водопадные лестницы образуют основу каскада. Они начинаются от верхнего грота и заканчиваются на уровне площадки большого грота. Водные потоки этих каскадов сначала образуются лишь струями из двух маскаронов, прикрепленных к стенке верхнего грота. Это маскароны мифического владыки морей Нептуна. На каждой ступени с обеих сторон поднимаются прямо вверх по две плотные струи фонтанов, образующие по сторонам лестниц прозрачные водяные завесы. Струи воды бьют на разную высоту. Эффект заключается в том, что по мере понижения лестницы высота каждой пары фонтанов увеличивается до горизонта самой верхней, а поток воды с каждой ступени все усиливается.
Фигурные ступени имеют волнообразный выступ в середине, это придает потоку воды особую красоту. На вертикальных плоскостях уступов водопадных лестниц помещены позолоченные подставки - кронштейны, бронзовые барельефы, орнаменты из листьев.



Двадцать девять барельефов на сюжеты античной мифологии являются замечательными произведениями русского изобразительного искусства XVIII века. На зеленовато-бирюзовом фоне - выпуклые золоченые фигуры, раскрывающие ту или иную аллегорию. В большинстве своем они выражают мысль о морском могуществе России, об освобождении прибалтийских земель от шведов.

На этой лирической ноте давайте сегодня закончим, а в следующий раз продолжим знакомиться с Большим каскадом и мифологией.

Источники информации:
https://peterhofguide.ru/nizhniy-park/statuya-neptuna
https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/fontani_adam_i_eva
https://www.citywalls.ru/house27269.html
https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/tserkovniy_korpus
https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/fontani_chashi
https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/bolshoy_kaskad
https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/voronihinskiye_kolonnadi
http://spbfoto.spb.ru/foto/details.php?image_id=1070
http://spbfoto.spb.ru/foto/details.php?image_id=1059
http://spbfoto.spb.ru/foto/details.php?image_id=1033
https://vk.com/wall-106737769_914
http://spbfoto.spb.ru/foto/details.php?image_id=1053
http://spbfoto.spb.ru/foto/details.php?image_id=1036

Продолжение следует...

санкт-петербург, россия

Previous post Next post
Up