Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

Aug 10, 2023 07:00


24.06.2022

В прошлый раз мы завершили осмотр Большого дворца  - Питер. Петергоф. Дворец. 4.
И вышли к Большому каскаду, двинемся вдоль него и парка к церкви...





Дата постройки Большого каскада: 1714 - 1724 г.г.
Архитекторы: И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, М. Г. Земцов
Гидротехнические работы: П. Суалем, В. Туволков, братья Барратини
Скульпторы: Б.-К. Растрелли, Ф. Вассу, К. Оснер
Большой каскад - самое грандиозное фонтанное сооружение петергофского ансамбля и одно из выдающихся сооружений мира.



Идея завершить морской парадный въезд в царскую резиденцию Нагорным дворцом и каскадом с гротами у его подножия принадлежала Петру I. Каскад строился одновременно с дворцом, являясь для него своеобразным пьедесталом, соответствуя ему по ширине и составляя с ним единый архитектурный комплекс. Торжественный запуск фонтанов состоялся в августе 1723 года.



Решение каскада просто и лаконично. Две массивные семиступенчатые лестницы соединены арками Большого грота. Обширная площадка перед ним переходит в центральный трехступенчатый каскад, воды которого серебристой пеленой падают в ковш, соединенный с Морским каналом. Поверх Большого грота - терраса, скованная фасадами Малого грота. Он завершается мраморной балюстрадой, на которой расположены восемь мраморных ваз.



Перед входом в Большой грот на нижней террасе устроен фонтан "Корзина". Из туфового кольца бьют наклонные струи, переплетающиеся подобно прутьям ажурной корзины, из которой поднимаются девять мощных вертикальных струй, словно стебли фантастических хрустальных цветов. Движение воды в каскаде начинается потоками из двух маскаронов "Нептун" и "Вакх", расположенных на стене Малого грота, продолжается по ступеням лестниц и, пройдя под основанием каскада, завершается у подножия скульптур, символизирующих русские реки, - Неву и Волхов.



В художественном облике каскада ключевая роль отводилась скульптурному убранству, решавшему главную задачу грандиозного сооружения - в аллегорической форме прославить мощь Российского государства и победу русского оружия в Северной войне.



Первоначально весь декор состоял из свинцовых золоченых скульптур, которые к концу XVIIIвека потеряли былую красоту. Их заменили бронзовыми, среди которых - копии работ мастеров античности и Ренессанса, а также 15 оригинальных произведений лучших отечественных скульпторов того времени: М. И. Козловского, И.П. Прокофьева, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, Ф. И. Шубина, Ж. Д. Рашетта.



Новые скульптуры заняли свои места к 1806 году. На сегодняшний момент декоративное убранство каскада включает в себя 37 бронзовых золоченых статуй, 16 ваз, 29 барельефов, гермы, кронштейны, маскароны, бюсты, дельфины, львы, лягушки - всего 225 скульптур из бронзы, свинца и мрамора, составляющих роскошный внешний облик Большого каскада. Он формировался на протяжении полутора веков, но эти изменения не нарушили его целостности и первоначального замысла как крупнейшего триумфального памятника своего времени.



В годы Великой Отечественной войны Большой каскад был превращен в груду руин. Не успевая вывезти все скульптурные богатства из Петергофа до начала немецкой оккупации, часть их зарыли или спрятали в тайниках на территории парка. Похищенные фашистскими войсками четыре статуи ("Самсон", "Нева", "Волхов", "Тритоны") пришлось создавать заново. К 1956 году титанические усилия реставраторов вернули великолепный ансамбль к жизни.



Особенно красив Большой каскад - жемчужина "резиденции царя морей"- во время праздников, когда он становится сценической площадкой для костюмированных представлений.



Справа от нас - Большой дворец, основное здание дворцово-паркового ансамбля «Петергоф», расположенного в одноимённом городе на южном берегу Финского залива в Петродворцовом районе города федерального значения Санкт-Петербурга. Был практически полностью разрушен во время Второй мировой войны, в 1952 году восстановлен.



Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту И. Браунштейна, Ж. Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен (1745-1752) Елизаветой по модели Версаля (арх. Ф. Б. Растрелли), - в так называемом стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада - 268 м. Является частью Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф».



Вид на фасад Большого дворца из Верхнего или Нижнего парков впечатляет, но сам по себе дворец довольно узкий и не настолько большой, как выглядит. Насчитывает примерно 30 залов, в том числе богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами.



Важную роль в планировке центрального ансамбля Нижнего парка играют "Воронихинские колоннады". Они замыкают партеры перед Большим дворцом с северной стороны и акцентируют вход в Морской канал:



Еще при Петре I по обе стороны от канала были построены галереи с небольшими павильонами из кирпича и дерева. По царскому указу в восточной галерее был устроен клокшпиль - музыкальный инструмент с хрустальными колокольчиками, приводимый в действие водой.
В продолжение "водяных затей" в середине XVIII века в западной галерее был создан водяной орган - "егерская штука". Вода, падающая на водяное колесо, заставляла двигаться деревянные раскрашенные скульптуры: егерь, трубящий в рог, сатиры, играющие на флейтах, собаки, с лаем преследующие оленя, двенадцать певчих птиц. Звуки воспроизводились с помощью мехов.
В начале XIX века обветшавшие галереи были разобраны. На их месте построили колоннады из гранита, кирпича и пудостского камня. На золоченых куполах боковых павильонов и крышах галерей были устроены фонтаны. У входов в галереи поместили фигуры львов, высеченные из гранита по моделям И. Прокофьева. Новые сооружения получили название "Воронихинские колоннады" по имени их создателя - архитектора Андрея Никифоровича Воронихина. Спустя полвека архитектором А. И. Штакеншнейдером колоннады были облицованы мрамором и приобрели современный вид.



У подножия Большого дворца в центре партерных цветников расположены парные фонтаны "Чаши", сооружение которых по проекту архитектора Н. Микетти завершилось в конце 1722 года:



Французский фонтан

Пробный пуск состоялся в присутствии Петра I. Старейшие фонтаны Петергофа за мощь струй получили второе название - "Большие фонтаны". Поскольку работы по гидротехническому устройству восточного фонтана выполнял француз Поль Суалем, а западного - итальянцы Джованни и Джулиано Барратини, восточный фонтан иногда называют "Французским", а западный - "Итальянским".



Первоначально чаши и постаменты были вырезаны из дерева, покрыты свинцом и раскрашены под мрамор, но в середине XIXвека обветшавшие деревянные чаши и постаменты заменили новыми, вырезанными из каррарского мрамора мастерами Петергофской гранильной фабрики.
"Большие фонтаны" гармонично вписываются в рисунок центральных партеров и подчеркивают мощь "Самсона", находясь с ним на одной линии.

В середине XIX века "хор водометов" в партерах у подножия Большого каскада дополнили фонтанами в виде полукруглых скамей из белоснежного каррарского мрамора:



Фонтан Данаиды

Это одни из немногих фонтанов Нижнего парка, созданные в XIX веке. Автор проекта - А. И. Штакеншнейдер. Массивные локотники скамей выполнены в виде крупных волют, переходящих в мощные львиные лапы. За гладкими спинками, оживленными рельефными поясами геометрического орнамента, находятся бассейны с мраморными чашами, в которые помещены золоченые бронзовые статуи. Над западной скамьей возвышается фигура Нимфы - речной богини, копия античной римской скульптуры III века до н.э., хранящейся в коллекции Государственного Эрмитажа. Над восточной скамьей - статуя держащей кувшин Данаиды, одной из пятидесяти дочерей ливийского царя Даная, обреченных за убийство своих мужей вечно наполнять водой бездонную бочку. Скульптура "Данаида" выполнена по модели И. Витали, сделавшего копию с мраморного оригинала работы немецкого скульптора XIX века Х. Рауха.
Беломраморные скамьи и золоченые статуи, стоящие над ними, придают особое очарование пейзажу Нижнего парка и по праву считаются одними из лучших памятников Петергофа.



Добрались до Церкви Петра и Павла:



Церковь Петра и Павла в Петергофе - домовой храм Большого дворца, постройки 1750-х годов. Возводить его приказала императрица Елизавета Петровна, выполнять ее волю довелось Растрелли. Предназначенное для высшего круга особ, строение богато отделали снаружи и внутри. Того требовали проводимые здесь церемонии, связанные с царствующим семейством. Не следует путать церковь Петра и Павла в Петергофе с одноименным собором возле Ольгина пруда. Это уже XIX век, другой масштаб, статус и более широкое использование.



Дочь Петра Великого лично указала место строительства, и церковь Петра и Павла в Петергофе возникла на северо-восточном углу Большого дворца. Эта постройка, как и реконструкция всего дворцового здания, отточила стиль и творческий почерк Растрелли. За ней последовали дворцы в Царском Селе и Зимний, Смольный монастырь и другие шедевры. Сочетание строгих прямолинейных форм и роскошного декорирования его творений поражают.



В прямоугольном здании углового корпуса Растрелли выделил габаритами центральный четверик на три окна. В нем и он и разместил домовую церковь Петра и Павла в Петергофе, соединив коридорами с дворцовыми покоями. Выступая за линию фасада в плане и превышая высоту боковых частей, храм достаточно выделен. Венчающие строение пять глав, особенно главная на поднятом куполе крыши, это выделение завершают.



Башенки боковых глав квадратные в плане, со срезанными гранями. Центральная уже ближе к восьмиугольнику за счет увеличения этих срезов. Обильная позолота деталей на боковых выделяется, а главную покрывает почти полностью. Купола тоже выполнены гранеными, с позолотой ребер. На фоне этого великолепия нижние церковные ярусы выглядят, как простой приличный особняк.

В ожидании очереди на экскурсию разглядываем исторические картинки на стенах...









Поднялись...



Наружное великолепие верхнего яруса, отличающее церковь Петра и Павла в Петергофе, строители храма перенесли внутрь. Сочетание чистейшего белого цвета и позолоты выглядит благородно и торжественно, оттеняя живописные святые образа. Несколько ярусов иконостаса плавно переходят в росписи под куполом, завершает их позолоченная розетка потолочного светильника.







Уникальная резьба и лепнина, оформляющие оклады икон и световые окна, также были утрачены и восстановлены. Для этого проделана огромная работа по изучению архивов и сохранившихся фрагментов убранства. Трудно судить, насколько сохранена манера письма прежних образов, но предстающая картина внутреннего облика очень впечатляет. Перекрестные световые потоки через люкарны обеспечивают очаровательное мерцание.







Апостол Пётр (греч. Απόστολος Πέτρος; умер около 67 года в Риме) в христианстве - один из двенадцати апостолов (ближайших учеников) Иисуса Христа. Вместе с апостолом Павлом называется первоверховным апостолом. Святой Православной и Католической церквей; память - 12 июля (православие), 29 июня (католицизм). В католической церкви считается первым папой римским. Художественно-символически изображается с ключами от рая, стражем которого является, с седыми недлинными волосами и бородой, в жёлто-синем облачении



Апостол Павел (при рождении Саул; Савл; Шауль; ивр. שאול «выпрошенный, вымоленный»; Саул из Тарса (Киликия); Савл Тарсянин; ивр. שאול התרסי; Šaʾul HaTarsi; др.-греч. Σαούλ (Saul), Σαῦλος (Saulos); позднее Παῦλος (Paulos); лат. Paulus или Paullus «малый»; предп. 5/10, Тарс - 64/67, Рим) - «апостол язычников»; не входит в число двенадцати апостолов и семидесяти апостолов. Вместе с апостолом Петром называется «первоверховным» апостолом. Основными источниками информации о жизни апостола Павла являются новозаветная книга Деяния святых апостолов и отчасти Послания самого апостола Павла.



По неизвестной причине открытыми оказались Святые врата, приоткрывшие само алтарное помещение, обычно посетителям недоступное. Таковы православные каноны, значительно отличающиеся от оформления храмов католических. Там алтарный престол не прячут от прихожан, а непроницаемая алтарная преграда заменена легкой решеткой (балюстрадой). При это алтарь содержит практически одинаковую утварь, хотя в обрядах есть различия.







Прихожане храмов, да и бывалые туристы достаточно сведущи в христианских обычаях и терминах. Знают, что алтарь - помещение в восточной части храма, и жертвенный стол, превратившийся в обрядовый. То, что заглянул за иконостас не священник, не преступление, а оплошность служителей. При этом увидеть алтарный образ, икону за престолом, у православных почти невозможно, у католиков она на виду.





Внутренний облик трапезной почти так же блестяще оформлен, как и молитвенное помещение. Рядовые храмы оснащали трапезные алтарями для богослужений в зимний период, чтобы не протапливать весь объем. Насколько это совпадало с использованием притвора здесь, неизвестно. Предположительно, церковь Петра и Павла в Петергофе основной функцией трапезной сделала жизнеописание апостолов.







Разобраться в перипетиях жития святых читатели обзора способны самостоятельно, не будем ими перегружать публикацию. Показывая интерьер трапезной, преследуем цель полнее познакомить с внутренним убранством. Белизна и позолота здесь так же преобладают, как и возле алтарного иконостаса и на нем. Таким образом здесь украшены вполне мирские декоративные элементы, икон здесь немного.







Исключение составляют росписи - жизнеописания, которые можно отнести к религиозной живописи. Однако едва ли они являются святыми образами, как принято именовать иконы. Однако характер обрамлений художественных полотен отличается от багетов обыкновенных картин. Здесь рамки необычны по форме и разнообразны по исполнению, ценны не менее обрамляемых изображений.





Насколько реальны были ставшие легендарными личности, существовали ли вообще - не нам судить. Однако описания их жизни и деяний вполне реалистичны, хотя и имеют черты легенд. Мы же не подвергаем сомнению существование самого Иисуса Христа, не важно, верим ли в его исключительную судьбу. Ведь именно Спаситель человечества изображен в компании своих ближайших сподвижников в светящемся нимбе.



Александр Ярославич Невский (др.-рус. Алеѯандръ Ꙗрославичь, в монашестве Алексий; ок. 13 мая 1221 года, согласно старой историографической традиции - 30 мая 1220 года, Переславль-Залесский - 14 ноября 1263 года, Городец) - князь Новгородский (1228-1229, 1236-1240, 1241-1252 и 1257-1259), великий князь Киевский (1249-1263), великий князь Владимирский (1252-1263), полководец, святой Русской православной церкви





Ольга Николаевна (после февраля 1917 года официально именовалась по фамилии Романова; 3 [15] ноября 1895, Царское Село, Санкт-Петербургская губерния - 17 июля 1918, Дом Ипатьева, Пермская губерния) - великая княжна, первенец императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны



Крещение Великой княжны Татьяна Николаевна (29 мая [10 июня] 1897, Петергоф, Санкт-Петербургская губерния - 17 июля 1918, Дом Ипатьева, Пермская губерния), вторая дочь императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны



Бракосочетание великого князя Александра Михайловича и великой княжны Ксении Александровны, дочери Александра III. Бракосочетание состоялось в соборе Большого Петергофского дворца 25 июля 1894 года.





Необычен план церковного зала - в виде восьмиугольника, словно путеводной звезды, сияющей в этом мире. Свод купола также имеет восемь граней. На нем, как и полагается в православном храме, изображены самые первые и самые почитаемые создатели церкви: евангелисты, апостолы, святители. К числу особенностей Церковного зала придворной петергофской церкви относится отсутствие солеи и амвона - возвышений перед иконостасом и алтарем.





Расположение 40 икон на шестиярусном иконостасе традиционно. Многие святые на иконах изображены в состоянии эмоционального напряжения, выраженного в позах, жестах, поворотах, характерных для барочной живописи. Золоченая резьба вокруг них, состоящая из херувимов, рокайлей, прихотливых растительных побегов, гирлянд, хоть и символизирует райские кущи, но почти не отличается от резьбы в императорских залах дворца. Кроме того, в неё включены и вензеля императрицы Елизаветы Петровны.





Особенно эффектна центральная часть иконостаса, устремленная вверх, украшенная витыми золочеными колоннами и завершенная резной золоченой Голгофой с Предстоящими. Из семи таинств здесь чаще всего совершались таинства евхаристии, венчания и крещения. Придворный храм был свидетелем семейных торжеств Дома Романовых.







Здесь не только сочетались браком, крестили новорожденных, но и отмечали дни важнейших государственных и религиозных праздников. Заключительными страницами в истории церкви стали крещения четырех из пяти детей последнего русского императора Николая II. Крещение его долгожданного наследника цесаревича Алексея, рожденного в Петергофе, произошло 11 августа 1904 года.



Вот... церковь сегодня осилили...

Продолжим далее экскурсию по Петергофу следующим разом уже.

Источники информации:

https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/bolshoy_kaskad

https://ru.wikipedia.org/wiki/Большой_дворец_(Петергоф)

https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/voronihinskiye_kolonnadi

https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/fontani_mramornih_skamey

https://countryscanner.ru/cerkov-petra-i-pavla-v-petergofe/

https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/tserkovniy_korpus

Продолжение следует...

санкт-петербург, россия

Previous post Next post
Up