Я не буду рассматривать здесь случай, когда фон всё ещё имеет текстуру. Я буду рассматривать случай, когда при съёмке портрета необходимо сразу получить абсолютно белый фон.
В восмибитной цветовой модели RGB этот фон будет иметь цвет R=255, G=255, B=255 (или ffffff). Получение такого цвета фона непосредственно при съёмке сильно облегчит последующую ретушь.
Наиболее часто такой способ съёмки используется в стоковой фотографии. Иногда такие фотографии называют ещё «изолятами». Рассмотрим случай съёмки портрета (особенности съёмки натюрморта будут рассмотрены в отдельной статье).
Большинство начинающих стоковых фотографов теряются в догадках, как же получить абсолютно белый фон без последующей изнурительной работы в растровом редакторе (например, в «Photoshop»)?
Есть 4 способа, позволяющие достаточно легко получать снимки человека и предметов на абсолютно белом фоне.
- Использование хромакейного (зелёного, синего) фона с последующей заменой его на любой другой (в том числе и белый).
- Использование стеклянного подиума, разделяющего предмет и собственно фон. В портретной съёмке не используется из-за громоздкости. Хорошо подходит для предметки.
- Использование специальных стеклянно-шариковых фонов. Очень дорого. Требуется кольцевая вспышка. Больше подходит для предметки.
- Использование сильноотражающих (бликующих) фонов.
Первый способ широко используется в видеосъёмке. Как в студии, так и на пленере.
Вспомните фильм «9 рота». Большинство сцен в горах с душманами снималось на самом деле в студии на хромакейном фоне. И, правда, зачем тащить высоко в горы тысячи артистов массовки, если можно отснять их частично в студии, а потом хаотично «размножить» компьютерным способом?
Из его минусов можно назвать, пожалуй, вероятность зелёных бликов от фона на частях тела, расположенных непосредственно на фоне (например, ступни), и на частях тела, расположенных близко к фону (различные позы сидя и лёжа). Второй минус - ограничение в цвете одежды. Если футболка зелёная, а джинсы синие, то отделить человека от фона становиться уже весьма проблематичным занятием (как на зелёном, так и на синем фоне).
Второй и третий способы используются в основном в предметной съёмке. Для съёмки портрета эти способы громоздки и дороги. Кроме того для тех, кто не любит впоследствии рисовать тени от предмета, эти способы тоже не подходят. Дело в том, что при съёмке как на стеклянно-шариковых фонах, так и на стеклянном подиуме тень (а также и отражение) на фоне от предмета не появляются. Предмет (или человек) как бы висит в воздухе. Смотрится неестественно и «коллажно». Хотя для грамотных художников-дизайнеров рисование тени большого труда не представляет.
Последний способ подходит как для предметки, так и для портретов. Недостатки тоже есть. Не очень подходит для прозрачных предметов (стекло, прозрачные сосуды с жидкостями, очень тонкие ткани).
И всё же последний способ наиболее универсален. Его-то и рассмотрим.
Схема проста. Два импульсных осветительных прибора с рефлекторами направлены под небольшим углом на фон. В качестве рисующего света использован октабокс. Рисующим источником может быть и любой другой источник света - софтбокс, портретная тарелка, срипы, зонты (всё зависит от желаемого светового рисунка). Можно также по желанию использовать и дополнительный источник на заполнение теней.
На пол поверх белого фона уложено оргстекло. Именно оно придало полу высокую отражающую способность. Пол стал фактически зеркалом. Исчезли тени и появились отражения от модели в полу.
Вместо оргстекла подойдет белый поликарбонат или равномерно окрашенные глянцевой белой краской панели ДВП. Или мезонитовые панели. Мезонитовые панели очень удобны. Они имеют размер 240 см х 120 см. И стоят дешевле оргстекла (белая панель имеет стоимость около 1000 руб. за штуку).
Достоинство оргстекла в том, что его можно положить не только на белый фон, но и на любой другой, тем самым защитив его от обуви.
На левой стороне вышеприведённой фотографии хорошо видна схема расстановки осветительных приборов (я специально сделал этот кадр широкоугольным объективом). Этот же кадр показывает и основной принцип получения абсолютно белого фона: пересвеченный настенный фон отражается в бликующем полу. Там где фон не отражается, пол по-прежнему тёмен.
Мощность фонового света выставлена так, чтобы освещённость фона превышала освещённость модели на 2ступени экспозиции. Например, модель фотографируем на диафрагме f/5.6, тогда для фона необходимо выбрать диафрагму f/11. Иначе говоря, если при неизменной мощности источников света я на фотоаппарате выставлю диафрагму f/11, то фон у меня должен проэкспонироваться правильно (уже без пересвета).
Обратите внимание на три важные вещи, которые необходимо учитывать при съёмке по такой схеме.
Первое. Это ракурс съёмки. В ПОЛУ ВЫ ДОЛЖНЫ ВИДЕТЬ ОТРАЖЕНИЕ НАСТЕННОГО ФОНА! Как только я поменял объектив на 70-тимилиметровый, так в кадр мне стал попадать только тот участок пола, который был абсолютно белым. И он будет абсолютно белым БЕЗ ВСЯКОГО «ФОТОШОПА» (смотри на правую сторону вышеприведённой фотографии). Если будете снимать, например, с более высокой точки, то отражение фона в полу вы можете не увидеть. Бесполезно снимать модель сверху! Вы не будете видеть отражение фона в полу, а будете видеть отражение себя и отражение потолка студии
.
Второе. ОБЪЕКТИВ ДОЛЖЕН ХОРОШО ДЕРЖАТЬ КОНТРОВОЙ СВЕТ. Иначе контраст изображения будет потерян. В первую свою съёмку испробуйте все ваши объективы при одной и той же постановке света и выберите тот, который справляется с этой задачей лучше всего. Иногда причина снижения контраста вовсе не сам объектив, а защитный фильтр на нем. Просто снимите фильтр.
Третье. РАССТОЯНИЕ ОТ ФОНА ДО МОДЕЛИ ДОЛЖНО БЫТЬ ОКОЛО ДВУХ МЕТРОВ (А ЛУЧШЕ БОЛЕЕ ДВУХ).Тогда вам не страшны «обратные» засветки от фона на модель. Контуры даже белой одежды останутся чёткими.
А это то, что вышло из самой верхней фотографии:
Что делать, если фон при съёмке требуется немного подретушировать? Как это сделать наиболее просто и быстро? Все ответы вы найдёте в видео ниже.
White background from
Pavel Govorov on
Vimeo.
Удачи в творчестве!
Источник