Помните, в рассказе "Репетитор" студент Зиберов замешкался с решением задачи для второго класса: "да тут алгебра нужна...!, однако, отец подопечного быстро нашел правильный ответ на счетах: "И безо всякой вашей алгебры!"
Как вы полагаете, «Что хотел сказать автор этим произведением» ?
Продвинутые любители «занимательной арифметики» приведут пример лихозакрученного решения «без уравнений»:
- значит автор иронизирует над незадачливым студентом, спасовавшим пред затейливым способом подсчета?
Тогда как поклонники Чехова засомневаются, что автор был приверженцем арифметических изысков, припомнив «Задачи сумасшедшего математика», полные стёба:
«Автолимед родился в 223 году, а умер после того, как прожил 84 года. Половину жизни провел он в путешествиях, треть жизни потратил на удовольствия. Был ли женат Автолимед?»
Сабж:
Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он и того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное - 3 руб.?
Продолжая тему
предыдущего поста, смело введем две переменные, не смущаясь последующей системой уравнений (как мы выяснили, так гораздо проще и решать и объяснять.)
То, что спрашивается в задаче - то и "неизвестные", по традиции обозначаемые буквами Х и Y.
У нас получится два неизвестных: Х метров синего (по 5р) и Y метров черного (по 3р), всего 138
Х + Y = 138 метров.
Представили уравнение "на весах"? Продолжаем методом исключения:
- Куда деть одну из переменных ?
- Элементарно: Y - это всё, что не Х.
- Нужно убрать Х c левой чаши и "отрезать" от 138-ми справа
Останется Y = 138 - Х
Итого купили синей ткани Х метров, а черной - остаток от 138м : (138 - Х) метров и заплатили за все 540р.
Х·5 + (138 - Х)·3 = 540 рублей. Дальше дело техники.
- А всё-таки, можно без алгебры обойтись, "просто на словах" ход решения изложить?
- Можно, но не проще, а наоборот, гораздо более путанно без привычки:
Есть 138 метров сукна - столько-то метров из них стоят по 5 руб за метр. А остальные - по 3 руб за метр.
Пять раз по столько, за вычетом три раза по столько же - остается два раза по столько; да еще 138 метров по 3 рубля:
следовательно два раза по столько равносильно 540 без утроенного 138, сочтем и разделим пополам.
Раз-раз и на счетах.
В принципе тоже самое, 2x=540-138·3,
только вместо Х - "столько, столько же".
Чехов не приводит решения, наверное на тот момент оно казалось элементарным.
В былые времена, судя по старинным формулировкам задач-загадок, считали как раз в подобном духе: "летел гусь, да пол-гуся, да еще два раз по столько же гуся, сколько будет если от целого гуся отнять четверть гуся..."
Алгебра - это не магия, это всего лишь вспомогательные обозначения, чтоб мозги не сворачивались в трубочку от нанизанных друг на друга "три раз по столько за вычетом полстолько"; запись с переменными ввели для удобства и далеко не сразу.
Чеховскую задачу часто вставляют в различные «сборники-развивашки».
Но повсюду, вместо того чтобы элегантно перевести формулы на язык смыслов "для самых маленьких", предлагают в качестве "оригинального, блестящего" решения совершенно искусственный трюк, с головоломными допущениями:
Было у купца 540 рублей.
Допустим, для начала он приценился к синему сукну.
540:5=108 - денег ему хватило бы на 108 метров, по 5 р. каждый.
А тут подвезли черное, "но по 3". Дай-ка еще и этого прикуплю!
В итоге он приобрел 138 метров того и другого (не выходя из бюджета 540р).
- Где денег взял?
- От нескольких пятирублевок, предназначенных на покупку синей ткани, отобрал по два рубля.
- Сколько раз отобрал?
- На тридцать метров по 3р нужно девяносто рублей.
Значит 45 раз отобрал по 2 рубля.
- А что с теми метрами, на которые по 3р осталось?
- Их тоже пришлось заменить на метры более дешевого сукна.
Итого 30 метров дополнительных, да 45 метров дорогого сукна, замененных на дешевое = 75 метров черного сукна. Остальное синее.
А можно начать по-другому, напр, с "допустим, купил всё по 3 руб" или "допустим, заплатил за все 138 м по 5" и такими же окольными методами, через излишки/издержки вычислять искомое.
Что лишний раз показывает, какой непреодолимой кажется нашему современнику, даже продвинутому "популяризатору", пропасть между алгеброй и арифметикой : или решаем "с иксами", а уж если на счетах - то только левой ногой через правое ухо.