Новенькие, пахнущие свежей полиграфией. Только что получили; до того был подготовительный период, праздники-каникулы, карантин, обходились без книг. Карантин продолжается, сидят в Зуме, теперь с учебниками. Комплект под девизом «Читаем и учимся вкайф». Совершенно точное определение - у здешнего школьного обучения, как говорят программисты - «низкий порог вхождения»
Прописи. С самых простых линий начинают
Иврит придумали в те времена, когда буквы высекали на камне - крючок-палочка-петелька. Слитного написания нет. Прописных «с вензелями» тоже, все буквы строчные.
В младших классах пользуются карандашом: ошибся - стёр, поправил. (Никаких подчисток бритвочкой, вырванных листов =)
Требования к чистописанию довольно мягкие - идеального совпадения радиуса кривых и наклона касательных не требуют, совпадение с образцом - в разумных приделах.
На иврите есть каллиграфия с умопомрачительными завитушками. Так записывают религиозные тексты на свитках из пергамента, графики-художники со специальной подготовкой.
На счастье школьников общеобразовательным предметом это искусство не стало.
Точки-черточки под буквами видите? Это огласовки. Т.е. гласные. Они встречаются только в малышовых книжках и в религиозных.
Представьте как хорошо писать диктант школьникам постарше - без гласных-то? И при том, что в речи оглушения согласных не происходит. Практически «как слышится» :) Диктантами и не увлекаются (не поручусь, что вообще нигде, никогда, но не часто).
А если еще добавить, что почти не нужно заучивать орфограмм (зачем проверять то, что и так однозначно на слух), что над выделением сложносочиненных оборотов запятыми особо не запариваются -
да это ж лафа, так учиться!
Вот они тут и кайфуют первые шесть лет начальной школы.
Устройство языка: глаголы-существительные-предлоги-окончания проходят, ну, примерно как мы анатомию - обзорно, для общего развития.
Букварь. Из шести частей. Это одновременно и книга и учебная тетрадь - прямо в ней и пишут. Там же тексты для чтения («нукактексты», точнее сказать - фразы)
Младшеклассникам не ставят оценок. Да и ругать-порицать не спешат.
(Нет, как с писаной торбой не носятся. Темпераментные учительницы-израильтянки порой даже орут на оболтусов. Но это по поводу дисциплины.
За дрожащий почерк, «палочки» вкривь и вкось не ругают.
Ребенок же учится! Как научишься без первых неуклюжих шагов?
А если уже способен выписывать буквенные ряды с точностью ксерокса - то зачем ему вообще их писать - пора браться за интегралы другие задачи.
Представьте, если бы на секции, скажем, по теннису, ругали за каждый пропущенный мяч прям с первых попыток?
Движения отрабатывают на тренировках неделями, и это нормально.
Нормально - учиться письму и чтению в школе без двоек и порицаний.
- А что если стараться не станет, будет наспех карябать как попало?
- А что если мячик не будет ловить, а только баловаться?
Так не бывает?
Даже шпагат бедняжки отрабатывают - пищат, но трудятся (большинство по своему хотению, никто насильно не водил на моей памяти).
Почему же трудно представить, что же в школе без «из под палки» никак?
Отличившимся дают наклейки за усердие, за личный прогресс в навыках. Стараются чтоб периодически всем доставались смайлики на маечку, хотя бы за что-то.
Это работает.
Нет «института первых учеников». Детей не сравнивают (и тем самым не стравливают - им жить вместе, сомнительная польза конкурентности в ранние годы позже выйдет боком).
Никаких «публичных казней» на родительском собрании - с каждой семьей беседуют отдельно (назначают время), ребенка обязательно похвалить присутствии родителей - это непременный ритуал.
Оценки за контрольные-проверочные (когда они уже появляются) не оглашают перед классом - а присылают домой по почте.
Оценки по сто-бальной шкале. Проходной балл - смотря куда нужно проходить. 40 - слабовато, 50 - тоже не айс, 70 - прилично, хотя для каких-то направлений может и 90+ понадобится - по целевым предметам.
Нет большого резона гонять четырех-пятилеток по прописям «зато потом будет круглым пятерошником и лучше всех в классе!» - тут не прокатит ни то, ни другое.
Даже через чур захваливать чудо-младенца, лихо пишуще-читающего не станут, а могут и попенять могут родителям, если обнаружится результат преждевременного натаскивания; прирожденный вундер по всем статьям отличается и это сразу заметно.
«Пятерошность» дитяти в среде подруг-знакомы будет цениться по результатам - куда в итоге с этими отметками отпрыску удастся попасть;
а «лучше всех» в школе - вообше не из области отметок =)
«Старый Мазай разболтался в сарае», нам до этого еще ой, как далеко ))
В иврите не учатся читать по слогам. Сразу целыми словами. Сначала короткие, потом подлиннее.
Спешить не требуется, научатся прямо в процессе освоения букваря.
Немного напоминает иероглифику: образ слова запечатляется целиком, а буквы служат своего рода мнемониками, помогающими отличить один «орнамент» от другого.
Букво-сложение и «настоящее» беглое чтение - разные навыки.
Ивритяне буквосложением не занимаются, сразу «схватывают» целыми словами и обучение проходит без мучений, весело и как-то как бы само собой.
Почти четверть века назад привели шестилетку в класс, даже еще не говорящего на иврите, к концу года - читает. Никто с ним не маялся над текстами, не отрабатывал с секундомером «чтение на скорость», в школе освоил.
Мал-помалу и до стихов добрались.
Наизусть, у доски? Мои такого не припомнят.
На утренниках читают по бумажке.
- А память как же?
- А она точно развивается, а не используется в тех пределах, что уже есть в наличии? И, даже если. Тогда ведь нужно бы и оценивать по результатам тренинга на развитие памяти, а не сходу требовать навык декламации перед публикой.
Израильский подход мне больше по душе.
Выступать перед аудиторией учат - презентации делают, начиная с садика и до вуза. Оценивают не качество выступления, а сам факт; и лишь в более взрослом возрасте - содержательность материала.
Вставить букву, найти букву. Это уже второе полугодие.
Не форсируют продвижение по азбуке - кайф во главе угла :)
Составь рассказ про подарки. В четыре строки.
Да, мы к этому времени уже первые изложения писали. И рыдали над помарками, которые никаким топором.
Вот и Песах - это самый большой текст в книге
Программа примерно соответствует подготовительной группе детского сада 60-х по общему развитию, плюс начальные навыки чтения; возраст тот же.
В религиозном секторе начинают учить грамоте с трех, хотя тоже не спеша.
Не сказать, чтоб к старшим классам разница была заметна.
- Да и в светском: натасканные на модное в 90-ых и нулевых «раннее чтение» в пять - ничем особенным себя в последующем не проявили по сравнению с нашим поколением, нормально научившиеся в семь.
(В два-три годика? - это домашние байки из серии «и вы говорите, дедушка!» =) )
Следующий комплект - математика
И геометрия -
Начинается с оптической иллюзии «длиннее или короче»,
с переходом к измерениям:
Сколько углов, сколько сторон -
Сколько треугольников - до конца книги такие «развивашки»
Преобразования
Симметрия:
В компьютерное время живем, как-никак:
В конце вкладыши с наклейками -
Матан: считаем и закрашиваем
Сколько коровок, сколько курочек
Во второй четверти начинаем складывать. Визуально
На пальцах
А что если ребенок уже знает таблицу умножения наизусть?
Тут за такие «подвиги» родителей наверное бы арестовали =) (лет двадцать назад, тогда были строгости за «истязание ребенка программой не по возрасту»)
Нет, ну если юный
Коля Колмогоров ошарашил бы соц.работников теоремой собственного сочинения, другое дело.
А дрессировка без понимания сразу заметна, даже если деть покладистый и не возражает или рад угодить маме-бабушке.
- Домашнее обучение в принципе разрешено. Можно добиться и не только по медицинским показаниям. Но тоже все не просто, не «что-нибудь и как-нибудь», а по официальной программе и это проверяют.
И завышение уровня тоже придется обосновывать с очень тщательными проверками (на особый случай программы для мега-одаренных тоже есть).
А если просто очень хочется прокачать «раннее развитие» за установленными рамками - проще учить юное дарование физике-химии-ботанике качественно(всм. без формул) по методу мистера Фейнмана-папы, чем гнать школьную программу опережающими темпами.
Третья четверть - считаем в пределах двух десятков
И, вершина математического образования в первом классе : «больше - меньше»
К учебным пособиям прилагается комплект наклеечек: буквы-циферки-фигурки
И пакет с линейками-трафаретами.
Однако, полторы тысячи за все удовольствие. Не хило.
(Для сравнения: пенсия по возрасту - три тысячи).
По понятным причинам подержанные учебники старших братьев -не вариант.
Содержимое портфеля получается весьма увесистым! Почти все пособия на каждый идут день. Большинство ребят пользуются портфелем на колесиках.