Сегодня обсуждаем юзабилити - как сделать блог удобным для чтения и привлекательным для гостей. Первое, с чем стоит определиться - цель. Аналогично тому, что говорилось о постах: смотря кого в гости ждете.
Блог в фазе "прокачки" и активного "зафренда" требует иных визуальных акцентов и расположения элементов, чем "уютный" для круга близких друзей.
Гирлянда "верхних постов", годами не сменяемых, развесистый сайдбар - постоянными посетителями мало востребованы и, примелькавшись, начинают бесить раздражать, особенно пустые кирпичи неработающих флешек.
Грамотно организованные блоги, заточенные под активный комментинг, убирают "архитектурные излишества" и каждый новый пост выпускают в формате "верхнего", выделенного.
Сетевое издание, ориентированное на привлечение аудитории с просторов интернета, напротив, заинтересовано в максимальной доступности разделов, рубрик, тематических подборок, наглядности каталогов.
✅ "Карта сайта" - это первый способ.
Вверху поста картинка для примера - облака и вывески кликабельны (по клику колесиком мыши ссылки открываются в новой вкладке). Создание интерактивной карты подробно описано в " Как сделать тест-гадание", Каталог-изображение устроен точно так же.
✅ Каталог ссылок в верхнем посте - это второй способ.
Красивое меню о двадцати кнопках, френдов позабавит один раз, а после будет лишь затруднять прокрутку. Но, если ваша цель - посетители из поисковика, им каталог поможет быстро сориентироваться, где тут что. Как сделать кнопки с эффектом нажатия см в подборке "похожих записей".
Компромиссный вариант: каталог, разворачивающийся, как матрешка - подразделы скрыты спойлерами, которые в свою очередь содержат разделы третьего уровня (спойлер в ЖЖ может иметь сколько угодно уровней вложенности), пример:
Маршруты по Германии:[ГОРОДА] Берлин[куда пойти]Достопримечательности[карты]Музеи. Памятники. Еда. Транспорт Франкфурт[куда пойти]Достопримечательности. Еда. Транспорт Висбаден[куда пойти]Достопримечательности. Еда. Транспорт Нюренберг[куда пойти]Достопримечательности. Еда. Транспорт
Для тех, кто легких путей не ищет - способ номер три:
✅ Избранное
В блогах ЖЖ предусмотрен раздел, как нельзя лучше подходящий для рубрикации и незаслуженно оставленный без внимания.
Флажок "добавить в избранное" маячащий перед глазами, настолько примелькался, что не каждый жжист сходу вспомнит, как попасть в "мемориз".
Посмотрите, какой замечательный инструмент открывается под флажком:
Обратите внимание на меню "Ключевые слова". Это те же метки. Или не те же, если под постами у вас игривые, поддерживающие общий стиль блога "с завитушками" - в ключевых можете прописать более очевидные.
Мемориз живет в том же разделе, что и френдлента. Перейдя в него, обнаружим в меню справа гибкую систему фильтров, а в первой же строке - те самые, ключевые слова.
- Это ж надо догадаться, раскрыть выпадающее меню! не каждый блогер знает, что там разделы каталога (поскольку мало кто размещает там каталог), а уж случайный прохожий вообще ничего не разберет. - Поэтому ссылки по-прежнем придется размещать в "верхнем посте". Но это будут ссылки на продуманно организованные каталоги в "Избранном".
Посмотрите, что происходит, если выбрать один из "ключевиков" и нажать "применить фильтр" - меняется адрес в командной строке. Так мы и получим линки для оглавления.
Вернемся к настройкам "разместить пост в избранном" - в форму "Описание" вносим например "Германия"/"Франция"/"Израиль". В "Ключевые" - "Еда" или "Достопримечательности" или и то и другое.
Что в результате получится: На странице мемориза выберем фильтр "По описанию" - и посты расположатся по алфавиту, по городам и странам, например. В меню "Ключевых" выделим "еда" - останутся только посты про общепит, алфавитный порядок сохранится.
Применяем фильтр, копируем адрес в командной строке и создаем ссылку на соответствующую подборку.
В итоговом посте рубрики образуют изящное краткое оглавление, в таком роде:
Мои маршруты Достопримечательности Рестораны в разных странах Полезные советы по странам
А по ссылкам откроются ленты "Избранного", автоматически отсортированные по алфавиту.
Я делала подобное для постов о веб-технологиях, тогда в ЖЖ была актуальна тема оформления блогов, HTML и стилей. Когда эта задача отпала, перешла на френдо-ориентированный минимализм без долгих предисловий и сайдбаров.
- Чем это лучше оглавления на спойлерах? - Тем, что "день провозившись один раз, позже сможешь долететь в пять секунд".
Запостив новый материал - жмем на флажок и отправляем запись в одну из рубрик Избранного. Иначе с каждым новым постом, придется редактировать и каталоги в "Верхнем" (или раз в квартал тратить на это пол-дня).
# # # # # # # # # # # #
Метки, как средство рубрикации: хорошо работают под постами - читатель заинтересовался и, обнаружив в конце текста четко и внятно прописанные теги, охотно перейдет к записями на аналогичную тему, например: "Германия", "Берлин", "Питание", "Транспорт" помогут гостю найти нужное, тогда как "Город--Медведь", "Пенное", "всечетыреколеса", возможно улыбнут друзей, но для навигации подходят плохо.
Как посетителю добраться ко всем записям, например, на тему "Где поесть в Берлине?" , если по одному тегу он увидит вообще всё о городе, а по другому - общепит разных стран ?
Один из ста догадается и не поленится скопировать два тега в форму поиска под лупой.
Если _вы заинтересованы в переходах и "дочитываниях" - проделайте эту работу заранее, облегчите посетителю пользование тегами (а если журнал ориентирован сугубо на друзей, то и впрямь, "кому очень надо, сами извернутся").
ЖЖ позволяет проводить мульти-поиск по нескольким тегам (хоть с "решетками", хоть без, на результаты это не влияет)
Например у меня по запросу "#92днялета, #карандашами_и_красками" (через запятую) открывается страница, со всеми марафонскими постами на тему графики.
Проведите мульти-поиск, скопируйте полученную ссылку и разместите в качестве рубрики. Аналогично по другим "пересекающимся темам", в итоге получите удобный треххуровневый каталог, типа: Германия Берлин, Висбаден, Франкфурт, Нюренберг "Где поесть в Берлине", "Транспорт в Берлине", "Что посмотреть в...". И так по каждому городу, гораздо лучше, чтобы каждая ссылка вела на отдельную страницу с тематическими постами (тут нам и пригодится поиск по "парным меткам"), чем когда из-под вложенного спойлера вываливаются три десятка линков на отдельные записи.
Кст, компактное "Оглавление" можно разместить и в боковой колонке. И на странице профиля - тоже вариант.
Каталог для личного пользования можно создать множеством способов с помощью локальных утилит и сторонних ресурсов: RSS-агрегатор, сервисы обмена заметками и ссылками, и прочее, кому что привычней.
# # # # # # # # # # # #
Об особенностях меток по сравнению с хештегами есть отдельная запись: Метки vs хэштеги, мануал. Свои плюсы имеются есть и у тех и у других - но для рубрикации разница малосущественная, в пару лишних кликов.
Хешмобы на хештегах мы сравнивали с сообществами, по легкости обращения. Друзья справедливо замечают, что "на хештеги нельзя подписаться", в отличии на обновлений в сообществах. А попав на "страницу хештега" не вдруг найдешь описание затеи или правила игры. Если уважаемый саппорт, оценив работоспособность и преимущества "облачных сообществ" (на примере # 92днейлета в том числе), допилит функционал, мы получим очень удобный инструмент, дополняющий другие опции. 🎁