Каляка - вот!

Nov 16, 2018 20:16



"Каляка-вот!" (Игра слов. С ивр. = "молодец!" Коль-а-кавод, букв. "со всем уважением")

My comments:
- Вывести бы понятие современное_искусство(тм) из разряда изобразительных искусств и признать "мелким хулиганством, не представляющим общественной угрозы".
- Никакой цензуры: в рамках деятельности "современное(тм)" - упарывайтесь как хотите. Все непонятки начинаются, когда изобразительные шалости записывают в искусство.
- Не запрещать, а разрешить и возглавить: поставить специальные заборы, выделить стены для детскогодрочества неограниченного самовыражения! Чем бы юная-до-седых-волос поросль не тешилась, лишь бы не вредно для здоровья.
Вон банджи-фристайл к искусству не относят и никому дела нет, хорошо это или плохо - прыгайте кому как вздумается; пранкеры прикалываются круче акционистов - и ютубный народ с полным пониманием.
Кроме искусств и ремесел есть еще куча всяких занятий: анекдоты - не искусство и никто от этого не страдает, селфи и почеркушки на промокашках, пускание змеев, сборка моделей, коллекционирование марок, пошив зановесок, сервировка стола - чтобы получать кайф от любимого дела не обязательно записываться в "художники".
Если выделить современное аукционное действо с дюшановским писуаром, с консервными баночками Merda d'artista(итл. дерьма художника) в отдельный род занятий - отдельный от того, что мы традиционно понимаем под изобразительным искусством(тм) (где Тициан, Босх, Караваджо) - то и спорить будет не о чем. Все проблемы в названиях.



"Цель музыки молчание" К.Малевич

А я как раз искусствоведа просмотрела, подвернулась лекция на ю-тубе //youtu.be/SFIEA_sAPhc -
В кратком пересказе: дядька очень точно ставит вопрос: мусор в галерейной экспозиции, драные холсты и тому подобный шлак, от чего же толпа воздыхателей приходит в восторг, переезжает с биеннале на биеннале и скупает каляки-маляки?
Вопрос ставит и два часа ходит вокруг да около - историю рассматривает: как зародилось, кто был в предтечах и стоял у истоков - живо излагает, со знанием дела. Одни против помпезного соц.реализма пошли буром - показывает советского денди в брючках-дудочках и вопрошает - ну могло ли такого человека не тошнить от Решетникова, не мутить от приземленного мелкотемья?
Чтоб отрешиться от скучной повседневности - художнику пришлось избавить картину от всего, буквально от всего - что напоминало бы о каком-либо содержании. Белый квадрат на белом холсте - три точки от мега-звезды-авангарда 60-х Злотникова:



С другой стороны ржавеющего зановеса тоже протестовали - против реализма-натурализма и буржуазной пресыщенности в их лице.



Не халам-балам мелом на школьной доске, а: Christie's to Sell Twombly 'BlackBoard' with $35000000

Кст, под "современным искусством" - имеются ввиду творения наших современников, поскольку импрессионизм - это уже считай классическая живопись, у Кандинского можно уловить ритм танцующих линий, модернистский портрет (вроде "Клетчатого"), сохранял некоторую узнаваемость, а эмоции передавал порой лучше реалистических полотен. От этого тоже начали решительно избавляться.

Дальнейшее развитие совр.ис-а продолжалось как соревнование по избавлению от "праха с наших ног" - от пространства, линии и самого холста. Поллак разбрызгал краску - перешагнем и это, слишком красиво разбрызгал, Лучо Фонтана был средней руки рисовальщиком, пока не придумал резать холсты



Пошло на ура, успел сотни таких нарезать. Но и тут - ритм линий, расположение...
Вот банку из под колы выставить - более внятное послание об избавлении от старозаветной художественности.
"Любой предмет, притащенный с помойки на выставку - становится искусством". Или любая выходка, обозванная "художественной акцией".

Акт экспонирования некоего объекта - надо понимать как символ, высказывание. Его не для того выставляют, чтоб наслаждаться визуальным образом. (Типа как пацифик на майке или постер ЧеГеварой - не имеется ввиду разглядывать конкретный рисунок.) Если Лев Толстой был "зеркалом русской революции", то нынешние мастера отражают то, что видят: дескать нечего на зеркало пенять - какая реальность, такие и живописцы.

Лектор хоть прямо и не говорит, но вполне себе подтверждает тезис, что "современное_искусство"(тм) - это протестный вид деятельности, типа в пикете постоять, лозунг на лбу себе доске начертать. Как ни крути, со слов весьма предвзятого ценителя современного творчества выходит, что выставочные предметы не предназначены для услаждения взора: пафосные биеннале - разновидность тусовки для своих, понимающих какие имена следует произносить с придыханием - пароль такой, вроде авиационного "свой-чужой".

Искусство - очень общее понятие, ни в какие рамки до конца не втискиваемое - из любого определения что-нибудь да выпирает.
Красиво, возвышенные чувства будит, нравится? - Скажут: есть несомненная классика - где страшно, пугающе, гнетуще.
Глубокий смысл, понятно о чем это? - тоже укажут на полотна старых мастеров, которые не всяк поймет без объяснений.
Изощренное умение, мастерство ? - Иконопись приведут в контрпример...

Искусство в прежнем понимании - то, на что можно посмотреть и, возможно, проникнуться чувствами художника.
На современное произведение смотреть незачем: смятые бумажки, разбитый унитаз или консервная банка среди экспонатов не представляют ничего особенного по сравнению с тем, что валяется на улице. Акционизм - манифестация беспредметности. Факт объявления чего-то предметом экспозиции и составляет современное_искусство(тм).

Когда заходит речь, "что есть наука, а что не наука: наука ли психология или то же искусствоведение?" - знающие люди ссылаются на опыт английского, где точные и гуманитарные считаются разными областями знания - science and scholarship.
И с искусствами - затык единственно в названиях.
Кого бы волновало, как развлекаются любители разновсяческого треша, зовись это занятие каким-нибудь особым словом напр. дурьюмаяться. Так получилось, что богатые бездельники и их подражатели пользуются выражением "современное искусство"(тм). Остается только принять, что оное, совр.ис-о - особый вид деятельности, к традиционному изобразительному искусству никакого отношения не имеющий, близкий к играм, биржевым или политическим.

«Люди объединяются речью. […] плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум. Слова прямо насилуют разум, смешивают всё и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям.» - Фрэнсис Бэкон

Еще в тему - Бен Льюис: "Мыльный пузырь современного_искусства". Расследование аукционных манипуляций. youtu.be/LwW5izlAI2s
Взгляд на другую грань "всемирного спектакля": Постмодерн как источник терроризма

Хозяйке на заметку: "пост из коммента" можно сделать из любого поста:
после отправки коммента, на коммент в середине срача беседы и даже если вы вообще ничего не комментировали.
И никаких подвохов с новым редактором,
берете формулу:

обсуждение, содержащее этот комментарий:

и вписываете туда свои ссылки:
1. ссылка на конкретный коммент (не важно чей он), опционально: ссылка вообще на что угодно, хоть википедию - все равно сработает.
- как получить ссыль на коммент? наведитесь на дату и - левый клик мышей (или правый, как там у вас настроено)


2. ссылка на пост, нужна для отображения виджета.

- На кой это вообще нужно?
Мало ли, как повод перетереть с друзьями; ибо случайные журналы бывают беспилостными - тянут вбросовые темы с новостных агрегаторов, со скриптами-автоответчиками о вечном не потолкуешь(см " Как сделать бота", с нуля, для чайников).

А можно эту технику использовать во благо, напр, запускать хешмобы-эстафеты по цепочке постов-из-комментов.

ЖуЖЖательное, сжужженное, art, пораскинем, #культурмультур, mia_grafiko, #карандашами_и_красками, веб-штучки

Previous post Next post
Up