Современный балет - это балет или нет?

Jan 24, 2016 15:25







Выиграла билетик у weekend-il

На редкость приятный конкурс, без плюс-единичек - не люблю друзей напрягать.
Мероприятия очень разного плана разыгрываются, в будние дни, соискателей набирается не так много, шанс реальный )
По условиям требуется мини-эссе написать, напр, "За что мне нравится современный балет?",
там я уложилась в одну строчку, теперь можно сравнить-обобщить и сформулировать.

По выходе из зала обмениваются впечатлениями - восторженная дама и ее скептичный спутник:
- ... это же современный балет!
- Современным бывает танец, а балет - это что-то другое!

Что первично - язык или объективная реальность?
"Современное искусство"TM воспринимается ли ценителями как объект культуры, потому, что его назвали искусством,
или ангажированная аудитория произвольно поименовала феномен "Современным искусством"TM дабы внушить
почтение к предмету?
Пойдет ли серьезная публика на "артистов оригинального жанра", "эстрадно-танцевальный ансамбль"? -
на тот же самый коллектив, удостоившийся оваций в звании балетного?
Слова решают или мы подбираем слова к решению?

(На модерно-изобразительную тему приглашаю Пофилософствовать в пастельных тонах)

Пресса:

Pilobolus Dance Theatre - это, прежде всего, синтез. Синтез танца, аттракциона,
детского ощущения восторга и "пилоболуса" - быстро захватывающего территорию разновидности мха



...это не только специфическая хореография - она присутствует во всех поставках Пилоболуса,
но и гигантские экраны, и особые цветные проекторы театра теней.

...За 40 с лишним прошедших лет состав труппы обновлялся несколько раз, многие престижные проекты,
как церемонии вручения «Оскара», были украшены выступлениями «Пилоболуса» -
театра, который может станцевать даже математическое уравнение

...спектакль, сочетающий танец, пантомиму, театр теней, акробатику, цирковые элементы,
анимацию, видео, рок, эмоциональные баллады и классическую музыку.



Франк Заппа приглашал этих танцовщиков открыть его концерт, они участвовали в показе мод у Кардена
(сам Карден спонсировал их выступления на Бродвее), снялись в сотнях реклам.

...Эта американская группа современного танца во многом изменила представления о модерном балете,
и не только изменила, но и перевернула с ног на голову.

...Основой их выступлений является геометрия человеческого тела. Членам труппы удается
создать из собственных тел невообразимые фигуры, поражая, до какой же степени
может изворачиваться хрупкое человеческое тело.



...Танцовщики изображают практически всё: слона, фантастические растения и персонажи,
машины, гигантскую голову. И делают это весьма убедительно.
(иллюстративный материал из сети)

The Inconsistent Pedaler - это пластический рассказ о девушке, которая едет на велосипеде, и, ускоряя или замедляя вращение педалей - играет со временем...

Определение собственного сочинения: балет - это то, что вызывает сопереживание и будит чувства.
Не любопытство "экие хитрозакрученные фигуры из тел", не изумление "Ну дает женщина-змея, вот это гибкость!",
не восхищение необычным трюком - а душевный отклик.

Я далеко не знаток балетной премудрости и даже не продвинутый любитель.
Можно ведь слушать музыку и получать удовольствие не разбираясь в группах-направлениях,
даже ноты знать не обязательно. У меня с танцем так же. Просто нравится. Со стороны любоваться )

Случилось посмотреть разные воплощения идеи "синтеза акробатики, эквилибристики и пластики".
Редко где это по-настоящему получилось.
Или крепкий цирковой коллектив и видимость хореографии, или ни то ни другое.
(Вставные номера еще бывают - как в популярном ролике с китайским классическим более-менее балетом,
где супер-атлет в роли принца-лебедя держит партнершу на ладони вытянутой руки. Номер захватывающий -
какая ни миниатюрная, а все-таки взрослая балерина, напряжение мощное. Но хореографии в этом - ни капельки.
Какая уж там художественная выразительность, единственное,
что человеческое тело может в такой позе выражать - "удержать!")

Есть собственный язык у танца, отличный от актерской мимики, от пантомимы.
Когда по сюжету схватка - не машут кулаками под музыку, в балете это показывают по-другому.
Ни единого жеста, прямо намекающего на любовные утехи - только танцевальные фигуры.
Эмоции, переживания передаются в характерном рисунке движений,
порывистостью или трепетностью вращений и поддержек.
Этим и привлекает хореография. Интересно - как в постановке решили ту или иную сцену,
как артисты раскроют драматическое повествование в танце.

Современный балет - по идее расширяет набор канонических позиций, традиционных "быстрой ножкой ножку бьет",
электронные ритмы, новый инвентарь вводит в сценический оборот: если мечи и факелы можно, почему бы велосипед
не обыграть в представлении, канцелярский стол, да что угодно?

Балетом это остается - пока раскрывает человеческие чувства.
(Думается, более тонкие переживания, чем "Оле-ого, зашибись мы энерджайдзер, крутая команда!")
Иначе танец - "что-то другое", "Современное искусство"TM

У Пилоболуса получилось.
При всех технических изощрениях - с проекторами, зеркалами, трамполинами - у них есть хореография, мастерская.
Акробатика без фанатизма, оставляет простор для пластической выразительности.

Миниатюра с велогенератором - не просто забавный этюд про замедление времени,
в нем даже философская основа прослеживается, наводит на размышления.

Хотя, встретила в отзывах (в СПб были гастроли), что и как на увлекательное зрелище ходили, с детьми, остались довольны.

о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о

В моем фирменном стиле рассказов про балет - сначала прогулка по пути в театр )



"Мошава германит" - немецкая деревня,
отреставрированная и превращенная в аттракцию, с бутиками-кофейнями-пабами и прогулочными аллеями





о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о



Давно хотела посмотреть на зал с такой верхотуры, аж дух захватило,
ощущение цирка дополнили батут на сцене и разминающаяся на матах труппа.
Понравилась идея - настраиваешься на озорной лад и приятней, чем глухой занавес.



Ближе к делу верхние ряды галерки сползли в переднюю часть ложи;
оказалось, что обзор не хуже чем в партере, крайние места на уровне 12-15 ряда, сцена как на ладони.





Мал-помалу гаснут светлячки мобилок, начинается действо,
естественно со строгими предупреждениями: не снимать, не светить.
Да и что это за съемка, на ходу, без штатива,
так, на память щелкнула, в перерыве и когда на поклон вышли.



Еще удачный ход - слайды между сценами.
Пока переналаживали непростое оборудование (сами артисты), зрителям показывали ролик на экране.
Ролики хорошие, необычные и в тему органично вписывающиеся.



Прозрачный стол, и из-под стола действие отображается на экран, затейливым калейдоскопом.

С выдумкой, оригинально и при этом - не забывая о пластике.
Не аттракцион в танцевальном оформлении, а танец с техно-декором.





С каждого яруса есть отдельный выход на наружную галерею - двери все открыты,
здешняя зима позволяет на свежем воздухе размяться )



(И, мелочь, но приятно - на каждом этаже, даже на балконах, есть свой туалет,
не приходится весь антракт толпиться в дамскую комнату.)



Точь-в-точь бабушкин коврик, я на нем каждый цветочек помню! считался простеньким, бесхитростным.
Теперь украшает экспозицию )





Овация и крики браво, публика в воодушевлении, размеренно и неторопливо покидает зал.
"Вешалки" у местных театров не предусмотрены, спешить незачем.



о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о

А днем ранее в Нес-Ционе выступал "Марсельский балет" с постановкой - "Нереиды".
Еще до того, как выиграла в Пилоболус, попались места по привлекательной цене.



"Гейхал а-Тарбут" (центральный городской Д/К).

В Нес-Ционе активно развивают хореографию.
Девчушки тренируются на площади при входе культурный комплекс, в фойе на верхней галерее,
и на лестничных площадках, вбегают-выбегают из классов в цокольном этаже.
Весело, движуха )

Зал очевидно выкуплен под юных студийцев, от того и скидка на оставшиеся места )
Дети как дети, рассаживаются, смотрят под руководством преподавателей.



Марсельцы выступили в силу своего разряда. Второй юношеский примерно, если на спортивный лад прикинуть.
Старались. Не особо выкладываясь по случаю "утренника".
Минут через пятнадцать взрослые стали рассасываться. Не сильно разочаровало, ибо многого и не ожидалось.

Но маркетологи хороши.
Сообщали б как есть - "в гости, с товарищеским визитом..." а то
какой анонс ни открой - сплошь восторги в тональности победных реляций, общие слова и минимум конкретики.
И отзывов зачастую нигде нет. Потому и пишу, вдруг кто ищет, а ЖЖ хорошо индексируется.

Однако ж стоит отметить слаженную на этот раз и четкую работу "Кассы Браво"
(билеты по ин-ету; ругала ее в прежних выпусках) -
заметно подтянулись, все вежливо, четко, без накладок и замешательства (ни в кассах никто не спорил,
ни в зале за двойные билеты на места). Постучу по дереву, чтоб не сглазить.

о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о^о0о



Обворожительная "Раймонда" в Беэр-Шеве.

nеwsru.со.il/rest/29oct2015/balet,html
Сезон 2015-2016 начнется с премьеры в Израиле классического балета "Раймонда" на музыку Александра Глазунова - одного из гениальных произведений хореографа Мариуса Петипа в редакции художественного руководителя Израильского балета Матэ Морайи. Это первая полная сценическая постановка "Раймонды" в Израиле. Стоит отметить, что в этой постановке заняты 40 танцовщиков и два равноценных состава солистов. Матэ Морайи - новый художественный руководитель Израильского балета с марта 2015 года. На должность художественного руководителя Израильского балета, сохраняющего классическую направленность труппы, он пришел с должности декана факультета балета в Иерусалимской академии. Одна из областей его интересов - философия классического танца в 21 веке.
Со-руководителем Израильского балета является Нина Гершман - прима этой труппы на протяжении многих лет и прекрасный бескомпромиссный педагог, заведующая учебной частью школы при Израильском балете, воспитывающая новых учеников , многие из которых уже участвуют в спектаклях Израильского балета. В 2008 году Нина Гершман была приглашена среди 20 лучших танцовщиков мира в Торонто для участия в вечере "Гала 21 века". В планах Израильского балета - открытие профессиональной школы высокого уровня для всех возрастов.

К определению в начале поста пожалуй стоит добавить, что балетный спектакль - это все-таки история, повествование с разворачивающимся действием;
иначе можно любой танец выражающий "одну, но пламенную страсть" в балеты записать;
Краснознаменный ансамбль песни и пляски; шоу-группа - респект и уважуха,
но зачем-то все подряд стало модно причислять к балету.

Все таки балет - это тонкое мастерство и особенная магия.
Но, язык упертая штука, пошло в обиход, не переспоришь )



Самая что ни на есть классическая классика. "Грация и пластика",
даже любопытно стало, погугила о корнях Израильского Балета.
Ну конечно. Откуда ж еще такие корни на планете =)



Несколько смен костюмов в разных сценах, одни роскошнее других



Изящный и легкий танец.
Сказка и праздник.



Бельэтаж даже не распродавали, балконы закрыты.
Партер зияет прорехами.

Собравшаяся публика тепло приняла коллектив, похлопали вежливо,
соседи по ряду выходили с просветленными лицами.

Я чего-то не понимаю? Искушенным ценителям скучна традиционная классика или труппа недостаточно мастита?

(Как-то привозили к нам "Жизель" от самых коней, прославленных и именитых.
Бедные костюмы, тяжелые прыжки. Даже засомневалась тогда "Что это я себе выдумала, что люблю балет?..".
Из впечатлений напрашивалось единственное слово - "чёс")

И что мешает распродать галерку по гуманным ценам?.. Артистам было бы приятно в полном зале.
Билеты на "излишества" кусаются. Я б чаще выбиралась, будь доступней хотя б непопулярные верхние ярусы.



Иду на Золушку, "Балет на льду" Спб, в июле приезжает. Давняя мечта )
Только в детстве видела на Елках во Дворце Спорта.



[Офф про Pilobolus :)]
Никакой это не мох насамделе, маркетологи мягко обошли тему грибов )
Но штука тоже выдающаяся в своем роде





Pilobolus живет в коровьем навозе. Эта жизнь привычка может показаться ужасно для нас, но, как грибы Pilobolus очень важны в природе. Эти грибы, называемые "разрушители" разлагают органическое вещество. Некоторые бактерии и животные также редуценты. Без них мы бы окружили везде груды мертвых растений, животных и навоза. Чтобы жить в коровьего навоза, Pilobolus гриб должны сначала попасть в навоз коровы. Корова должна съесть споры о Pilobolus во время выпаса. Споры очень жесткие. Корова не может их переварить. Они проходят через пищеварительную систему животного организма в навоз, где они будут расти. Pilobolus выработали способ забрасывать свои споры на траву. Его "ружьем" является стебель с клеточным соком, несущий массу спор на вершине. Ниже имеется светочувствительная площадь, определяет рост Pilobolus лицом к солнцу. Как гриб созревает, давление воды в стебле до кончика взрывается, стрельба спорами в дневное время. Споры улететь в 35 футов в секунду (10,8 м в секунду), на высоту шести футов (2 м), от земли на 8 футов (2,5 м). Pilobolus ждет корову. В дневное время больше шансов в солнечном месте, где трава или другие растения растут. Коровы, которые сделали навоз предыдущей партии Pilobolus, едят споры на растении и начать процесс снова и снова.
httр:/herbarium.usu.edu/fungi/funfacts/pilobfct.htm

Впервые в мире удалось рассмотреть в подробностях удивительный процесс - то, как растущий в навозе гриб выстреливает свои споры. Помогла камера, снимающая по 250 тысяч кадров в секунду. Снимая процесс размножения, Николас Мани (Nicholas Money) из Университета Майями (Miami University in Oxford, Ohio) и определил, что ничего быстрее навозного гриба в мире живого нет. Гриб выстреливает споры с фантастическим ускорением в 180 тысяч g. Для сравнения: мужчина, размножаясь весьма схожим образом, выстреливает сперму в 180 тысяч раз менее стремительно - с ускорением 1 g. Ускорение прыгающей антилопы составляет 1,6 g. Астронавт, взлетая в шаттле, испытывает 4-5 g. Блоха, перескакивая с места на место, - 200 g. Даже медуза, мгновенно выбрасывающая ядовитые нити с ускорением 40 тысяч g, не сравнится с грибом.

Раскадровка вылета споры гриба: ускорение 180 тысяч g
180 тысяч g!!!
Споры, размером от 10 микрометров до полумиллиметра, отлетают примерно на три метра со скоростью 25 метров в секунду.
Если перевести гриб в иной масштаб и представить, что он выстреливает человеком ростом в 180 сантиметров, то скорость тела в 5 тысяч раз превысила бы скорость звука. И достигла бы 18 тысяч километров в секунду!

Кстати, от стремительных грибов, растущих в навозе, большая польза. Они перерабатываю миллионы тонн этого навоза, произведенного, как дикими, так и домашними травоядными животными. Собственно животные и способствуют распространению грибов. Они поедают рассыпанные по траве споры и кладут навоз уже заряженный поедающими его грибами. Вот такой удивительный симбиоз.
httр:/gooodnews.ru/old/content/view/3123/2/

театрон, пораскинем, билет_на_балет, Тель-Авив

Previous post Next post
Up