Чайник вверх ногами и другое баловство на кухне

Jul 30, 2015 13:03

Живой отклик на водоплавающие самоделки и небесную механику порадовал, люблю это дело,
не прочь время от времени делиться чем-нибудь развлекательно-познавательным )
Увлечение пошло еще из педотрядовской практики: сами придумывали "физико-математические концерты", готовили программу, в школах обкатывали, в батайский детский дом возили; подбирали разное, смотря по возрасту.
Потом на слетах бэб-университато на ура пошло )
А когда уже своим показывала во дворе - и соседские прибегали, тоже засматривались на физику в тазике )





Сценарий для дошколят:

- Что будет если банку с водой опрокинуть вверх дном? Поместится вода в тарелке?
- Выльется же...
- Кто за, единогласно?

Самый простой, незамысловатый опыт. Малышей неизменно впечатляет, что перевернутую кружку не только
не надо изо всех сил ко дну прижимать - поставил и стоит - даже приподнимать в воде можно свободно,



не обязательно в глубокой тарелке, достаточно крышечки, и с бутылкой такой же номер проходит.

- А с трехлитровой банкой получится?
С большой пластиковой канистрой можно поэкспериментировать,
какая найдется, лишь бы получилось удержать на время установки.

- Если в пакет от молока набрать воды?
- Пробуем!
А вот это уже не прокатит!

Зато большой пластиковый мешок с водой очень эффектно изображает фонтан, если его продырявить в разных местах,
но это лучше на пляже, конечно, на кухне фонтану тесновато )

- Смысл мелким это все демонстрировать, им же еще рано про атмосферу и давления?
- Зато восторга больше и впечатления ярче ) Так же как трехлетним показывали -
комок пластилина тонет, а полый шарик, тут же из него слепленный - плавает; почему это так - не поймет, но проникнется.

Если в четыре-пять не наиграться всласть с жидкостями и емкостями, то одиннадцатилетний этим уже не будет заниматься
с таким увлечением, а без опыта, пропущенного через собственные руки -
всё последующее учение получается "ни о чём", пустая схоластика, жонглирование формулами.

У малыша еще не угасла естественная страсть к экспериментам:
с какой неподражаемой настойчивостью годовалый исследователь проводит серийные испытания:
открыл холодильник - лампочка горит, прикрыл - не горит, и так сто сорок раз подряд )

Прежде чем дело стихийным образом дойдет до исследований огнеупорности подручных материалов и
электропроводности собственных конечностей, не плохо увечь его менее разрушительными технологиями )

Если рядом чуть постарше наблюдатели водятся - можно и пообъяснять.
Младшие тоже прислушиваются и что-то себе на ус мотают )

- "Природа не терпит пустоты", вода только бы наружу - а воздух ей не дает! Обратно заталкивает.
Воздух легкий; воздушный шарик кажется совсем невесомым, но немножко и он весит. А воздуха над нами -
двадцать километров (~ плотной атмосферы), в два раза выше самой высокой горы.
Молочный пакет не сплющивается, пока запечатан, а чуть прореха - сразу сдавливается.
Мы как пакет: стоит пораниться - атмосфера тут как-тут,
надо побыстрей перевязывать, чтоб кровь остановить.

- Был ученый, которому стало интересно - какой высоты бутылку можно взять, чтоб вода в ней так вот удерживалась?
- Как две бутылки, три.. - кто больше? =)
- Представьте десятиметровую бутылку - которая до четвертого этажа достает,
полную, горлышком в миску - и вода из нее не выливается! Атмосфера давит )

Потом более удобный прибор сделали - ртуть вместо воды, ртуть тяжелая, 760 мм удерживается в трубочке -
при нормальном атмосферном давлении, т.е когда ясно, при хорошей погоде, а если дело идет к плохой -
уровень ртути опускается: атмосфера поменьше давит, меньше жидкости удерживает на весу, в трубочке.
Так еще и погоду научились предсказывать.
(офф-топ: нагретый легкий воздух поднимается, создается разрежение, куда тут же устремляется тяжелый
холодный поток из соседних регионов; хорошие шансы, что притащит с собой грозу; если не передумает,
не ринется в сторону подвернувшегося по пути еще большего разрежения. На этапе разрежения барометр падает)

Для самых любопытных -
- Если такая мощь у атмосферы, почему вода вообще выливается из бутылки,
если ее горлышком в дно не упирать, в миску не окунать ?
- Чуть наклон, колебание, как сразу пузырь воздуха внутрь пробирается -
это хорошо можно рассмотреть, перевернув флакон с шампунем, поскольку шампунь медленней вытекает
(устранить рябь и колебания поверхности не возможно, они происходят и по внутренним причинам в том числе).
Даже листка бумаги достаточно, чтоб не позволить пузырям протолкнуться.

Классический опыт со стаканчиком и бумажным листом - для самых маленьких не так показателен



Бумага должна прилипучиться, даже надо ее капельку внутрь вдавить, чтоб держалось
и у мелких скорее создастся ложное впечатление, что все дело в прилипании, будто стакан закрыт, как крышечкой.
Это больше для школьников подходит, как раз после теории и объяснений.

А вот иголку на плаву удержать можно!

В детстве сколько ни пыталась советам следовать, и по ЮномуТехнику, на размокающей промокашке запустить,
и жиром смазывать - безуспешно, как осторожно ни укладывай, пинцетом - тонет сходу.

Делаем так - нужна сочная, упитанная капля, на обратной стороне блюдца, напр,
можно еще парафином натереть, для пущего водоотталкивания.
И иголочка - тооненькая, как комариная ножка. Тоже свечкой потереть на всякий случай.



Поплыла!



Вода корытцем - сразу заметно.



Не очень она долго так плавает,



скатывается на край,
но понаблюдать можно успеть.

Процедура запуска - вилку потихоньку опускаем, так чтоб она "села на воду", с характерным прогибом водной поверхности,
и ножом осторожно скатываем иголку -



- Будет ли легче уложить иголку на мед?
- Ну, на мед и ложку можно положить!
- И долго будет лежать? А на постное масло? Жидкость для посуды?

Какие у вас на этот счет соображения?
Домашнее задание бабушкиным внукам - Попробуйте! )

Ответы скринятся.
Пост отложенный, приеду - всем на все отвечу)




Идеи для наблюдений и рассуждений: капля масла, под водой и снаружи, отчего ее по-разному плющит?
Ничего необычного не заметили?

"Как рассказать внуку о...", физика_на_кухне, физ-тех

Previous post Next post
Up