Что такое мнемотехника ?
«Каждый охотник желает знать …» - это она самая и есть.
Сколько цифр числа ПИ вы помните, - 3.14 …? А двенадцать знаков запомнить ? «Это я знаю и помню прекрасно, ПИ лишние знаки мне лично - напрасны» - подсчитывайте число букв и удивляйте друзей.
«Три кота на мясо» (скорость теплового движения молекул, корень из 3kT/m) - тоже мнемотехника.
Приходилось ли вам определять "по косточкам" 30 дней в месяце или 31? А завязывать узелки «на память»?
Это всё - простейшие вспомогательные приемы: посмотрел на одно - вспомнил другое.
В классической гимназии было в ходу "заклинание" для запоминания имен древнегреческих муз:
КлиоМеТерТал
ЭвЭрУрПоКал
(Клио - муза героического эпоса и истории; Мельпомена - муза трагедии; Терпсихора - муза танцев и хорового пения; Талия - муза комедии; Эвтерпа - муза игры на флейте; Эрато - муза лирической поэзии; Урания - муза дидактической поэзии и астрономии; Полигимния - муза гимнической поэзии; Каллиопа - муза героической поэзии).
Современные школьники, кроме всем знакомой падежной "причиталки" (Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку), пользуются стишком для запоминания глаголов-исключений - в разных вариантах, мне нравится вот такой, с некоторой лирической осмысленностью:
Гнать - держать? Терпеть - обидеть?
Видеть-слышать: ненавидеть.
Иль зависеть, иль вертеть...
И при том дышать, смотреть!
В ходу также фраза для исключений с сочетанием цы- "ЦЫган на Цыпочках сказал ЦЫплёнку ЦЫц" и ассоциация для правописания - ЕЛ ЛИ интЕЛЛИгент (не сложно, правда? научите ребенка запоминать "словарные слова" таким способом и у него не будет проблем с диктантами).
Следующее красивое правило возможно вам еще не знакомо:
Как определить по серпу луны растет она или убывает? Очень просто!
Если луна убывает - она «Старая» и округлость у нее слева, как в букве «С», а у молодой, Растущей луны округлость справа, как у дужки буквы «Р».
Другое мнемоническое правило подскажет, как отличить сталакТит от сталагМита: представьте букву Т в первом слове с длинной ножкой, свисающей с поТолка, а букву М во втором - поднимающей свои остые углы над полоМ.
Никакой мистики, только рациональные методы.
Мнемотехника как таковая не предполагает овладения практиками медитаций или вхождение в какие-то особые состояния.
Если они вам уже знакомы и помогают сосредоточиться или прийти в благоприятное расположение духа - можете их использовать или нет, на ваше усмотрение.
Внимание и усидчивость, конечно важные составляющие учебного процесса, но думается, что взрослые люди, по собственной инициативе взявшиеся, например, за иностранные языки - не очень нуждаются в упражнениях "на сосредоточение", типа созерцания кончика карандаша или на стены перед собой; большинство так или иначе умеют удерживать внимание на заинтересовавшем предмете.
Есть разные мнения относительно ступорообразной неподвижности: якобы покачивание ногой или раскачивание на стуле отвлекает от процесса, некоторые направления "эффективного личностного развития" требуют выработки умения сидеть не шелохнувшись при старательном чтении; но существуют и мнения психологов в пользу свободы движений во время умственной деятельности - зажатая поза тормозит мышление и отвлекает внимание на подавление "паразитных" раскачиваний.
Попробуйте и так и так, располагайтесь во время занятий так, как вам больше подходит.
В среднем человек запоминает пять-шесть из списка слов с переводами, и удерживает в памяти пять-шесть, проверьте себя:
Kukumo - огурец, frato - брат, seĝo - стул, planko - пол, ĉielo - небо, akvo - вода, neĝo - снег, krаvato - галстук, urbo - город, konscii - сознавать, tegmento - крыша, fleksi - гнуть, kuseno - подушка, hundo - собака, maĉi - жевать, flegi - ухаживать, humida - влажный, nubo - туча, apud - возле, rezigni - отказываться, рlafono - потолок
Примечание:
Как пишем - так и читаем; буквы звучат так, как мы привыкли их называть в математике. (Есть 6 дополнительных, со шляпками: ŝ - ш, ĵ - ж, ĝ - дж, ĉ - ч, ĥ - х, ŭ - как w английское; Manĝi -«манджи», kajero -«кайэро», aĉeti -«ачэти», eble -«ЭБЛЭ», Ŝerco -«шэрцо». )
Скопируйте и отметьте запомнившиеся:
рlafono
nubo
rezigni
humida
аpud
flegi
seĝo
frato
kukumo
planko
ĉielo
akvo
kuseno
konscii
neĝo
maĉi
fleksi
urbo
hundo
tegmento
krаvato
В первую очередь остаются в памяти слова, хоть немного похожие на что-то знакомое - frato (брат), akvо (аквариум), urbo (урбанистический), флегматичная помощница по уходу.
С помощью ассоциаций легко усвоить 20 - 30 слов за одно прочтение.
Если вы уже занимались мнемотехникой и представили: «кровать (игрушечную железную койку) на месте галстука (чопорного клерка в таком виде), «кукующий бешенный огурец» - то их вы запомните надолго.
Также может помочь «пол - из планок», plafono - «на потолке - плафоны», fleksi - похоже на грамматические «флексии или флексивный стиль веб-верстки»;
неплохо связывать слова в выражения: hundo humida - представьте «влажную собаку»;
пригодится даже приблизительное созвучие: rezigni - «тянул, тянул резину - да и отказался».
Однако готовые совпадения встречаются не так уж часто. Что же делать?
- Подобрать их самостоятельно!
Работает это так:
берем новое слово, находим в русском похожее по звучанию и придумываем фразу, чтобы связать ассоциацию с переводом.
В первую очередь поищем подходящий корень в родном языке:
Например, VERMO - червяк : после осознания забавного факта, что "ВЕРМишель" происходит от франко-итальянского "червяки", никаких усилий для запоминания нового слова уже не понадобится, достаточно вообразить буквальное значение у себя на тарелке =)
KANDELO - свеча, очевидно что русский "канделябр" этой свече - родной брат.
KOLO - шея "КОЛье на шее".
Но если заграничных предков у нужного корня не водится, то подберем им сводных "родственников", некоторые слова встраиваются в созвучия как влитые:
ORELO - ухо
«орать в самое «орело»
PIKI - колоть
«колоть пикой»
TUKO - платок, tapiŝo - ковер
удачно сочетаются в "перечислении":
TUKO - одна шТУКа
TAPIŜO - ТАк и заПИШем
Немного изобретательности и:
PRODO - богатырь
"ПРОДО-вольственный магазин "Богатырь" ! Прямо пойдешь - к нам попадешь!"
Даже отдаленное соответствие поможет выудить из памяти нужный перевод:
PlUVO(дождь): «небо плюётся - дождик льется».
MAĉI - жевать
«смачно / жевать жвачку».
NEĝO - снег
«нежный как снежинка»
PIEDO - нога
«на Педаль - ногой, и ЕДу!»
OBSTINA(упрямый) - как горохом ОБ СТеНу
KUSENO - подушка
«кусачий полкан - на сенo, а мурка - на kuseno»
TEGMENTO - крыша
«фргаментами тегменто - крыша момента»
(ну и пусть без глубокого смысла, хорошая ассоциация - первая что приходит в голову)
NUBO - нубийская тёмная туча
Попробуйте пройти проверку теперь, если дочитали.
Ассоциация - это крючок, потянув за который, можно вытянуть необходимые сведения (известно, что запоминает наш мозг абсолютно все - сложность в том, чтобы в нужный момент найти и извлечь желаемое из глубин памяти.)
В ассоциативной паре не так важна точность звучания, как выразительность ситуации: она должна вызывать яркий мысленный образ.
Начало тут:
fotovivo.livejournal.com/768440.htmlПродолжаю драг-энд-дроп текстов с исчезнувшего сайта «Мнемотехника на примере эсперанто», раскопанных на архив.орг