Новогодне-подарочное, дыбро-хваст :)
Привет с родных мест, подруга прислала
retorta01 для внучека.
Давно люблю семикарокорскую керамику. Семикаракорск - город в Ростовской области.
И был в том городе рядовой и скучный завод фаянсовых изоляторов. Кто застал наружную проводку? - такими "гирьками" белыми провода к стене крепились, и на столбах тоже здоровые "гири" белели. А потом не нужны стали, на ЛЭП изоляторы прозрачные из какого-то стекла специального.
В конце семидесятых заводик решили закрыть. Но нашелся энтузиаст, глиной тамошней вдохновился, чистой, пластичной. Принялся налаживать производство посуды.
Но сперва не пошло - ну что это за унитазы! - грубые выходили плошки, толстостенные.
Не получалось иначе на том, и из того, что имелось.
Но человек был не сдающийся, нашел сподвижников в московской художественной академии,
приехали и с нуля создали собственный стиль. Толстобокость обыграли как фишку.
Придумали такие вот пузатые чайники, размером с самовар
и оригинальную манеру росписи.
Душевные чайники получились, ни на кого не похожие, "белые и пушистые" - рисунок с фактурой как у мохеровых ниток.
У каждого свое имя. Этот - "Солнечный":
К нему еще такой чайничонок прилагается, может верхом на большом сидеть, подогреваться )
Пимпочка отбилась в многочисленных переездах. А из Ростова когда уезжали, я их в руках несла, в ручной клади.
Историю про завод когда-то читала в Вечерке, в рубрике что-то вроде "Лучшие люди области" или "Отличники производства".
Много позже при случае пересказывала - вот дескать, не от системы зависит - если человек инициативный и к тому еще пробивной,
умеет убедить, подходы находить, с нужными людьми законтачить - и тогда мог развернуться с любимым делом.
К тем давним беседам находила уже и в сети инфу, с именами основателей-зачинателей. Не запомнила их.
А тут зашел разговор, полезла за ссылочками - нетути. Развесистый сайт у предприятия, упоминания в областных арт-ресурсах.
Но никаких изоляторов, никаких фаянсовых перипетий, все гладко-сувенирно, были, де, на Дону исконные ремесла,
во времена оно водилась в области гончарная артель.. и типа вот из народного промысла вырос наш ЗАО.
Оно понятно, по всему свету горшки лепили, но какие ж там артели в конце прошлого века.
Я б согласилась про "донские корни" всм, что стиль солнечный-жизнерадостный, домашний такой, южный-теплый,
но не прямо в лоб - "были артели, стал худ.комбинат". Как будто в наше время не может быть ничего достойного-авторского..
При том что фаянс - литьевой, совсем другая технология. Было даже взгрустнулось - затирают создателей,
потом подумала - может маркетинговый ход такой, "старина и корни" престижней.
История лепится на наших глазах, у них уже и детки сочинения пишут про "керамику по древним станичным традициям"
тут А "лишнее" все подчищено.
Но семикаракорская "Аксинья" хотя бы работает. С Конаково (действительно старейший промысел, мировая знаменитость,
откуда технологию собственно фаянса переняли) все гораздо печальней, отжали и уничтожили, даже музей в запустении
ссыль так что будем радоваться нежному акварельному колориту, веселым чайникам,
искусство не угасло, изящества и душевности не утратило и это отрадно.
Следующий раз затею "переобувать" страничку, сделаю чайниковый дизайн )
"Войлочная" структура красочного слоя, вместо "открытого" цвета и придает росписи особенную теплоту и своеобразие.
Для сравнения. Обычная бытовая керамика.
(Здешний чайник, тоже нарядный, дети подарили.)
Приглядитесь к деталям - видно сеточку штамповки.
Дело не в способе производства, и стиль не только в том что работа ручная,
- китайское чудо из магазина "Все за 2 шекеля" тоже видно, что в ручную раскрашено.
Стиль - это праздник в рисунке, а серийный продукт - как шарики в анекдоте, вроде все как у настоящих, а так не радуют.
(На самом деле китайские
ручной лепки бывают суперские, но живьем таких не видела)
Офф-топом: моя детская посудка. Большей частью сохранилась )
Совсем другой подход - тонко выписанные, реалистичные контуры.
В дошкольном возрасте нравилось разглядывать котиков: "как настоящие".
Декоративность, условность научилась понимать и ценить далеко не сразу,
даже когда училась, только реализм почитала за "настоящее" искусство,
может потому, что росла когда только он и был кругом: тщательные иллюстрации в книжках,
правдоподобные изображения даже на кухонной утвари.
К шарму полунамеков, акварельной зыбкости нужно было привыкнуть.
И кого еще не поздравила - с новым Новым Годом и с приближающимся Старым!