Автор: Р.Сябро
«История и агиография» википедийная сообщает, что:
«Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.
Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они были судимы в Антиохии царём Антиохом Епифаном, где, бесстрашно признали себя последователями Бога Истинного....».
Но Вики не утверждает, что казнь произошла именно в этот день, даже вместо года указан примерный интервал 167-160 гг. до н. э.
Кст. «агиография» - это подраздел теологического литературоведения, посвященный «Житиям».
Куда же обращаться за уточнениями, как не к первоисточнику -
Маккавеи II (6:18 - 7:42)
Викийные «ангиографы» погорячились. По тексту эпизоды между собой не связаны. Принявшие мученическую смерть братья не были учениками Элиэзера (Елизара) . Так же не были они и Маккавеями (членами семьи «маккабиим», в честь которых названа Книга).
Относительно даты никаких, даже приблизительных, сведений.
А что по поводу ближневосточных событий на рубеже новой эры говорит доказательная наука?
- То, что «Книги Маккавеев», наряду с «Иудейскими войнами» Иосифа Флавия, относятся к одним из первых образцов исторической литературы.
Антиох Епифан - реальное историческое лицо; наследники империи Александра проводили все более жесткую политику эллинизации непокорной Иудеи;действительно росло сопротивление, восставшие даже победили и на двести лет Иудея освободилась от зависимости.
Кст:
«Выходит в свет эпохальный труд - первый научный перевод четырех Маккавейских книг на русский язык. Впервые российский читатель будет иметь доступ к русскому переводу этих книг, к введениям и комментариям к ним, по научному уровню не уступающим современным западным исследованиям.
Тут. Отрывок из статьи::
...поучительно может быть сравнение Первой и Второй книг Маккавеев. Как известно, эти сочинения повествуют об истории гонений Антиоха Эпифана на иудаизм, о восстании Маккавеев и о хасмонейских войнах. Обе эти книги были написаны во II веке до н. э. (Первая - в Эрец Исроэл, а вторая, по большей части, - в диаспоре.) Первая книга Маккавеев уделяет много внимания боевым действиям Хасмонеев и их доблести, а также географии Эрец Исроэл и не содержит подробных описаний сверхъестественных событий. Вторая книга.. - почти все описанные в ней важные события сопровождаются Б-жественным вмешательством. ... То есть грехи жителей Иерусалима послужили причиной гонений, так как Всевышний отвернул от них лик Свой. Что же касается спасения, то оно было даровано Самим Б-гом после того, как кровь праведных еврейских мучеников возопила к Нему с земли (гл. 7, 8). Это вплотную подводит нас к другой важной концепции складывающейся «религии общины»: искупление грехов осуществляется страданием праведных мучеников.»
Реальность и мифология:
Имевшее место в истории сопротивление под предводительством Маккавеев и мифологизированная история братьев-мучеников.
Двойственность изложения берет начало еще в самих античных источниках.
Хронология:
В 3390 году (370 г. до н.э.) евреи вернулись из Вавилонского плена и постепенно отстроили Второй Храм. Земля Израиля входила тогда в состав Персидской империи.
В 3428 году (332 г. до н.э.) Персию побеждает Александр Македонский, который с уважением относился к еврейским мудрецам. Евреи приняли его без войны и, пока он был жив, не испытывали никаких притеснений. После смерти Александра Македонского его империя была разделена: один из его полководцев воцарился в самой Греции, другой в Египте, третий в Сирии. Земля Израиля попала под власть династии Птолемеев, правившей в Египте, а позднее была завоевана Сирией во главе с династией Селевкидов. Отношение к евреям стало существенно ухудшаться.
Греко-сирийский император Антиох IV Эпифан («Безумный») решил заставить всех евреев эллинизироваться. Он объявил вне закона еврейскую веру: запретил изучение Писания и соблюдение основных заповедей. Первосвященник Йоханан был смещен, а впоследствии и убит. На его место был назначен эллинист.
В 3593 году (167 г. до н.э.) Антиох осквернил Иерусалимский Храм, поставив там греческого идола и принеся ему жертву.
Начались жестокие гонения на евреев. Убивали всех, кто соблюдал шабат, отказывался есть свинину или поклоняться идолам. Евреи-эллинисты активно помогали сирийцам.
Однажды прислужники Антиоха прибыли в городок Модиин, чтобы собрать налоги и заставить жителей поклониться греческим богам. В Модиине правил престарелый Матитьяу из рода Хасмонеев, сын первосвященника Йоханана.
Когда сирийские солдаты построили в центре городка жертвенник и потребовали от Матитьяу принести на нем жертву, тот с достоинством ответил: «Я, мои сыновья и вся наша родня будем преданы союзу, который Г-сподь заключил с нашими праотцами». Один из евреев хотел было принести жертву, но Матитьяу выхватил меч и убил его. Сыновья Матитьяу и их товарищи набросились на солдат, убили их и разрушили жертвенник.
Матитьяу прекрасно понимал, что Антиох не простит убийства своих посланцев. Поэтому он с семьей и сторонниками ушел из Модиина в Иудейские горы и призвал евреев присоединиться к нему. Под руководством Хасмонеев начали формироваться отряды, которые время от времени выступали в походы, разрушая языческие жертвенники и нападая на сирийских солдат. Когда Матитьяу почувствовал приближение смерти, он поручил военное руководство своему сыну Иеуде, обладавшему выдающимися способностями полководца.
Иеуду, а впоследствии и всю его семью прозвали Маккаби (Маккавей) - «молот».
- Таким образом история про старца и «сыновей Маккавеев» скорее всего основана на биографии семьи Хасмонеев, только прозвище «Маккабиим» получило уже второе поколение повстанцев, через много лет после водружения идола в иерусалимский храм. И победу добыли в сражениях, а не адским мученичеством.
Упоминаемая в житиях «Соломония» тоже имеет историческое соответствие: - царица Шломцион (так же как «Соломон» в оригинале - Шломо, следствие чередования согласных) - реальное лицо, но относящиеся к еще более поздней истории.
Дети ее не погибли в страшных муках, но, заняв соответствующие положению посты, как это повсеместно водилось в древнем мире перессорились между собой, призвали на подмогу иноземцев; погрязшим в междоусобицах царством легко завладел окрепший к тому времени Рим (хотя, может в любом случае захватил бы... в то время мало кто мог противостоять римскому могуществу).
(В «Маккавеи II» имя «некой женщины», матери семерых братьев, не приводится. А сама притча известна только из этого источника. Имена действующих лиц - позднейшие наслоения, появившиеся в житийной литературе.)
Когда люди слышат имя Саломея, они немедленно вспоминают о недоброй памяти танцующей девушке из Евангелия. Ирод Антипа, которого Иисус назвал «лисом», женился на жене брата, Иродиаде. Когда Иоанн Креститель осудил этот противозаконный союз, Ирод Антипа заключил его в тюрьму. Именно дочь Иродиады, Саломея, танцевала перед Иродом на торжестве по случаю его дня рождения. Ее танец так понравился Ироду,что тот пообещал ей все, что она пожелает, вплоть до половины своего царства! По наущению матери Саломея попросила у Ирода голову его самого известного пленника на блюде. Боясь не сдержать слово перед гостями, Ирод выполнил пожелание Саломеи и приказал обезглавить Иоанна Крестителя.
В античные времена была куда более известная Саломея (Соломония - Шломцион), которую чтили многие века. Она была настолько уважаема, что поколениями матери, и Иродиада, вероятно, была среди них, называли своих дочерей Саломеями в ее честь. Эта Саломея была единственной женщиной, которая когда-либо правила Иудеей единолично.
Пока искала ответ на вопрос, встретила много чего любопытного и неожиданного (про Саломею, напр), только не ответ - почему же в августе?
Ведь самые яркие эпизоды маккавейских войн, оставшиеся в исторической памяти, относят к началу зимы: ханукальные истории о храбром Матитьягу, повторяемые на каждом утреннике, экскурсии, тематическом занятии - в Израиле каждый школьник/дошкольник помнит наизусть.
Что такого произошло в августе?
Предположительно - традиция пошла от поста «9-го ава» (месяц так называется, Ав) в память о многочисленных бедствиях выпавших на конец августа. В том числе конец династии Хасмонеев с последующим разрушением римлянами иерусалимского Храма: в книге «Иудейская война» Иосифа Флавия приводится дата разрушения Второго Храма будущим императором Титом, римским военачальником и сыном императора Веспасиана в 70 году - 10 ава. Храм был подожжён 9-го вечером и горел весь следующий день - 10-го ава.
А причем тут мак?
- Ни при чём, просто созвучие «мак веять».