Источник:
q3d,
Обзор объектива Olympus M.Zuiko Digital ED 75mm f/1.8 (много фото) Объективы, как и фотомодели, бывают любимые и “ну ладно, можно поснимать”. Olympus 75mm f/1.8 из первых - я не припомню, чтобы выходил без него из дома с момента, когда в качестве основной системы перешёл с больших и тяжёлых полнокадровых профессиональных зеркалок на компактные и лёгкие MFT-беззеркалки, и это логично...
...75/1.8 один из объективов Olympus, максимально раскрывающих возможности системы micro 4:3 и выжимающий из матрицы, с двукратным кропом, серьёзный результат, позволяющий рассматривать систему как уверенную альтернативу полнокадровым камерам.
Подробности, впечатления и примеры фотографий под катом.
Объектив для своих параметров очень компактный, его можно бросить в карман жилетки, куртки или даже туристических брюк, и он не будет создавать дискомфорт.
Ошибкой будет сказать что 75/1.8 только портретный объектив - классическим портретным ЭФР у фэшн-фотографов считается 85 миллиметров на “полном кадре”, а 75 на MFT даёт ЭФР в 150 миллиметров. Объективы с экивалентным фокусным расстоянием порядка 135 миллиметров, к которым относится и этот объектив, балансируют между классами “портретников” и “телевиков”.
В роли телевика на 75/1.8 можно снимать издалека и незаметно, за счёт небольших габаритов, и это приятный плюс в некоторых жанрах, например, в туристической и стрит-фотографии, когда фотограф не хочет привлекать к себе лишнее внимание. В серебристом исполнении Olympus 75mm f/1.8 выглядит очень винтажно, в чёрном цвете более скромно менее интересно.
Линза не бросается в глаза, система остаётся, с этим объективом, достаточно компактной и лёгкой, и что важно, сбаланированной по весу и хвату. У большинства фотографов, снимающих на камеры типа E-M5 Mark II, не возникает желания использовать с Olympus 75/1.8 дополнительную ручку, увеличивающую хват, которая очень желательна с большими зумами, типа 12-40 или 40-150.
Используя M.Zuiko Digital ED 75/1.8, в роли портретника, можно фотографировать модель и в полный рост, эффективно отрывая человека от фона, и для крупных портретов 75/1.8 тоже хорош, позволяя размыть фон в густое молоко.
Как я уже отметил, на MFT-камерах 75 миллиметров фокусного расстояния превращаются в 150 миллиметров ЭФР, а f/1.8 даёт такую же глубину резкости, какую получил бы владелец 150mm f/3.5 на полнокадровой камере, но остаётся с заметно большей светосилой, которую можно использовать для более коротких выдержек или съёмки на более низких ISO ночью или в условиях острого недостатка света:
ISO 250 / 150 мм ЭФР @ 1/10 секунды с рук
Плюс, камеры Olympus сами обеспечивают стабилизацию, поэтому снимать с рук можно, в зависимости от модели фотоаппарата, на выдержке до 1/15 и даже более длинной, чем я систематически пользуюсь работая без вспышек вечером и ночью.
В целом, Olympus 75mm f/1.8 довольно универсален - стрит, пейзаж, портреты, съёмка автомобилей и динамики с проводкой, в общем любые сюжеты, где требуется фокусное расстояние в 150 миллиметров.
Характерные особенности и конструкция
Основные достоинства:
- Металлический корпус;
- Отличная резкость, начиная с f/1.8;
- Эффектное мягкое бокэ;
- Небольшие размеры и вес, для 150 миллиметров ЭФР;
- Встроенный, практически бесшумный, фокусировочный мотор;
- Электронный привод кольца фокусировки (focus by wire);
- Прыгающая диафрагма, управляемая с камеры;
- Диаметр светофильтров 58 миллиметров;
Основные недостатки:
- Нет всепогодной защиты;
- Склонен к хроматическим аберрациям на открытой диафрагме;
- Нет ручной и бесшаговой регулировки диафрагмы;
- Нет оптической стабилизации (важно на камерах иных марок, кроме Olympus);
Формат MFT (Micro Four Thirds) позволяет создавать очень компактные объективы, и Olympus 75/1.8 хороший тому пример - при размерах 63.5 x 69.5 миллиметров он весит всего 304 грамма. Для сравнения, близкий по ЭФР и светосиле Canon EF 135mm f/2L в два раза длиннее и весит 750 грамм, аналог от Nikon 815 грамм, Zeiss 135/2 порядка 920 грамм, Sony 135/1.8 около 1050 грамм. Близкие по ГРИП объективы для зеркалок, со светосилой f/2.8 - 390 грамм у Canon, 730 грамм у Sony. Легче оказываются только некоторые винтажные плёночные 135-миллиметровые объективы с f/3.5 для полнокадровых камер, да и то не все.
Конструкция Olympus M.Zuiko Digital 75mm f/1.8 состоит из 10 линз в 7 группах. Три линзы выполнены из низкодисперсного (ULD) стекла, две из стекла с высоким коэффициентом преломления. Просветляющее покрытие ZERO (ZUIKO Extra-low Reflection Optical) позволяет объективу эффективнее работать в контровом и боковом свете, устраняет блики и двоение при съёмке против света, а также предотвращает появление царапин и сопутствующее этому ухудшение оптики.
Фото Дарьи Булавиной, пример работы Olympus 75/1.8 в контровом свете
Я бы отметил что и без бленды 75/1.8 неплохо работает в условиях сильного бокового света, засветка кадра остаётся умеренной и её можно смело использовать как творческий приём.
На корпусе объектива нет никаких элементов управления, кроме широкого кольца ручной фокусировки, которое, при подаче питания, электроникой контролирует привод мотора фокусировки. С одной стороны, это позволяет реализовать вариативную скорость сдвига фокуса (в зависимости от скорости поворота кольца меняется расстояние, на которое передвигается фокус), с другой, объектив, без подключения к камере и подачи питания, нельзя навести на резкость, что ограничивает применение 75/1.8 для нестандартных применений, в том числе, для съёмки со сдвигом и наклоном, без соединения с байонетом.
Аналогично обстоят дела и с регулировкой диафрагмы - она 9-лепестковая, прыгающая, дискретная, регулируется с шагом в 1/3 стопа электронно, по команде из камеры. Видеографам, которым требуется плавное изменение глубины резкости, прямо в процессе съёмки, этот объектив будет не так интересен. 9 лепестков обеспечивают мягкое красивое размытие фона.
Минимальная дистанция фокусировки у 75/1.8 всего 84 сантиметра, и это отличный показатель для такого объектива, позволяющий использовать его для съёмок очень крупным планом, в том числе, предметов и т.д.
ISO 200 / 150мм ЭФР / f/2.5 @ 1/250s
Диаметр под светофильтры - 58 миллиметров, и это хорошо. У некоторых других фиксов Olympus очень маленький диаметр под фильтры и найти в продаже нужный размер бывает непросто. 58 миллиметров очень “ходовой” диаметр, и фильтры этого размера стоят, обычно, разумных денег.
Впечатления и выводы
Общее впечатление - это один из лучших фиксов Olympus, позволяющей системе “играть всеми красками”. Хорош для портретной и ростовой фотографии на плэнере и в студии, я пользуюсь им активно для свадебных съёмок, снимая репортаж. Маленькие размеры и вес позволяют не задумываясь брать его с собой на все съёмки, даже если есть подозрение что 75/1.8 не понадобится.
ISO 3200 / 150мм ЭФР / f/2.0 @ 1/100s
Единственным серьёзным недостатком этого объектива, в моих глазах, является отсутствие специальной защиты от пыли и влаги, в отличие от старших зумов Olympus. То есть, для съёмки в условиях сильного дождя, повышенной влажности или в песках он применим ограниченно, как и большинство стандартных линз.
Мне нравится боке, обеспечиваемое 75/1.8 - мягкое, с плавными переходами, не перетягивающее на себя акценты. На молочных портретах объектив позволяет полностью изолировать модель в малой ГРИП, а на ростовых оставляет достаточно информации в фоне для съёмки жанровых портретов.
Подводя итог ещё раз упомяну умеренные хроматические аберрации на открытой диафрагме, характерные для этого типа объективов. Они без проблем гасятся пост-обработкой в Lightroom или Adobe Camera RAW, учитывать их приходится на сложных высококонтрастных сюжетах при съёмке в контровом свете.
Сочетая возможности важные для портретника (красивое боке и сильное размытие фона) с отличной резкостью, важной для умеренного телевика, 75/1.8 позволяет уверенно работать в любых условиях, в том числе, ночью в городе и при недостатке света в помещениях, в контровом или боковом свете.
Также отмечу, что автофокус с 75/1.8 работает быстро и уверенно в любых условиях, в том числе следящий, на камере типа E-M1 - это важно для съёмки “проходок” в свадебной фотографии, при съёмке спорта или другой динамики.
В целом, на мой взгляд, 75/1.8 - один из “must have” объективов для системы micro 4:3 и беззеркалок Olympus.
Примеры фотографий
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Ещё примеры (с обработкой)
Попросил для этого обзора у
Дарьи Булавиной несколько фотографий, из тех что она сделала во время своего недавнего фото-тура в Европу на камеру E-M5 Mark II и Olympus 75mm f/1.8, все эти снимки с пост-обработкой, которую она обычно использует:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.