Гора-Валдай (203-мм башенная батарея на мысе Сурниеми)

Oct 25, 2012 11:12

203-мм батарея на мысе Сурниеми. Ленинградская область.
Неподалеку от форта «Серая Лошадь» находится интересная береговая батарея, построенная в начале 30-х годов под башенные установки восьмидюймовых орудий линкора «Республика» («Император Павел I»).
Новая батарея на возвышенности у села Гора-Валдай проектировалась в Кронштадтском инженерном управлении еще в 1917 году, но по понятным причинам ничего так и не было построено. С потерей форта «Ино» (он оказался на территории независимой Финляндии и был уничтожен) снова встал вопрос об усилении береговой обороны южного побережья залива. В 1926 году Инженерное управление морских сил Балтийского моря вернулось к идее строительства новой батареи с крупнокалиберной дальнобойной артиллерией. Предполагалось вооружить батарею башенными установками от линкоров дореволюционной постройки, пущенных к этому времени на металлолом. Инженеры Коноплев и Старцев разработали несколько вариантов проекта, из которых специальная комиссия выбрала самый дешевый и простой для осуществления, согласно которому двухорудийные корабельные башни с линкора «Республика» устанавливались в бетонный массив без изменений так, как они располагались на корабле.
Для батареи было выбрано место у села Гора-Валдай на высоком плато в 200-х метрах от берега. У самой стройплощадки проходила железнодорожная ветка, которая была проложена к селу Устье еще в 1916 году для снабжения местной береговой батареи. Для строительства была создана специальная организация УНР №9, которая в 1928 году приступила к работам на объекте. Новая батарея получила название «батарея №9». Из-за финансовых трудностей работы по бетонированию удалось завершить только в 1930 году, после чего начался монтаж башен.




В отличие от башенной артиллерии фортов «Ино» и «Красная горка», где две 2-х орудийные башни помещались в одном гигантском бетонном массиве, башни новой батареи были размещены в небольших бетонных «стаканах» более чем в 150 метрах друг от друга. Электростанцию и котельную, расположенные в отдельном блоке, соединили с башенными блоками специальными потернами, которые для простоты были прорыты открытым способом. Подобная планировка комплекса обеспечивала лучшую живучесть всей батареи, и, что было немаловажно в те годы, позволяла существенно сэкономить на бетонировании.
Башни были изготовлены Санкт-Петербургским Металлическим заводом для линкора «Император Павел I», оконченного постройкой в 1911 году. Сам линкор еще осенью 1923 года был разрезан на металл, а его 120-мм орудия были переданы на вооружение речным флотилиям. Башни же были законсервированы и еще семь лет ждали своего часа.
К 1932 году на батарее №9 закончился монтаж артиллерии и прочих систем, были проведены первые стрельбы. В последующие годы была построена монорельсовая подвесная железная дорога от ж/д платформы к башням для подачи боезапаса, командный пункт, дальномерные посты, казармы для личного состава. Летом 1935 года батарея №9 была окончательно введена в строй и принята в состав одного из артиллерийских дивизионов укрепрайона «Красная Горка».
В годы войны вместе с орудиями «Красной горки» башенная батарея на Сурниеми защищала Ораниенбаумский плацдарм, в дальнейшем же ее постигла участь всех остальных батарей Кронштадтской крепости: в 1958 году она была снята с боевого дежурства и законсервирована, а в середине 60-х башни были демонтированы. Электростанция батареи использовалась местной военной частью до 1998 года, но затем все оборудование было демонтировано.
В настоящее время колодцы башенных установок и внутренние помещения частично заполнены водой, а все, что можно было отрезать и унести - отрезано и унесено. Но и в таком виде батарея являет собой весьма впечатляющий памятник истории и инженерного искусства.

Фотографии в альбоме «Гора-Валдай (203-мм башенная батарея)» Краеведъ (FotosergS) на Яндекс.Фотках














































































































































































































































Линкор Император Павел I, Прорыв блокады Ленинграда, фоторепортаж, репортаж, ВМФ, Блокада, Великая Отечественная война, 203-мм башенная батарея на мысе Сурниеми, Финский залив, красная армия, Линкор Республика, фронт, ДОТ, краеведъ, Ленинград, Форт Серая лошадь, Кронштадская крепость, история, береговая батарея, оборона Ленинграда, Ораниенбаумский плацдарм, Гора-Валдай, ссср, Санкт-Петербург, Форт Красная Горка, Зеленый пояс Славы, Краеведъ, Оборона Ленинграда, Форт Передовой, Россия, Блокада Ленинграда, fotosergs, исторический репортаж, Форт Краснофлотский, война, великая отечественная война, память, Ленинградская область, Ленинградский фронт, Морская Крепость имени Императора Петра

Previous post Next post
Up