Строительство канала с доком начали в 1719 году. Для строительства переводили солдат из Выборга, Пярну, Москвы. Чтобы местные мужики не отлынивали от тяжких работ, их распределяли по батальонам. За первый год планировалось прорыть канал в 180 саженей длины, 15 саженей ширины и 2 саженей глубины. На работах было занято около 3000 человек.
Но людей и материалов не хватало, и время строительства затягивалось. Тогда к Петру обратился комиссар Пётр Никифорович Крекшин с просьбой доверить ему прорыть канал. Он предлагал ещё более расширить канал до 16 саженей и углубить до 4,5 саженей. Для организации работ Крекшин просил 100 ломов, 2000 лопат, 1000 кирок, 800 тележек, а также порох и подрывных дел мастера для подрыва крупных камней. Срок сдачи канала был май 1721 года. В случае срыва работ Крекшин отвечал не только всеми затраченными деньгами и своим движимым и недвижимым имуществом, но своей жизнью.
При прокладке канала возникали большие трудности, приходилось переносить многие строения и огороды не без вмешательства самого Петра. Но к 1722 году канал был, в основном, прорыт и велись работы по укреплению стен канала. Была построена водокачка с ветряным двигателем «великая над каналом башня».
Пётр I так и не увидел окончания строительства своего детища. В 1724-1725 годах всё ещё велись работы по обустройству канала и доков. После смерти Петра, строительные работы в Кронштадте пришли в упадок, но работы на канале и доке продолжались.
В 1732 году, при царевне Анне Иоановне, была сформирована комиссия во главе с генерал-майором И. фон Люберасом для осмотра канала. И. фон Люберас предложил расширить и углубить доковый бассейн, чтобы слив воды из доков происходил быстрее. Работы начались. Стены канала выкладывали из тёсанного камня. Но, строительство, которое инженер планировал завершить за три года, растянулось ещё на 15 лет.
Канал открыли 30 июля 1752 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, она сама запустила шлюзовые механизмы. Трижды грянул салют из 1331 орудия стоящей в гаванях эскадры. Генерал-майор И. фон Люберас был награждён орденом Св. Андрея Первозванного.
Уникальное гидротехническое сооружение протянулось на 2,24 километра. В нём могло ремонтироваться одновременно до 10 больших судов. Для середины XVIII века это было грандиозное сооружение!
В 1774 году на берегу бассейна Петровского дока начали устанавливать первую в России паровую машину для откачки воды. Её доставили из Шотландии и устанавливали в Кронштадте около двух лет. Посередине северного берега докового бассейна построили специальное сооружение. После ввода чудо-машины в эксплуатацию доковый бассейн стало возможным осушать за девять дней. Паровая установка прослужила более 75 лет!
Фотографии в альбоме «
Петровский док», автор
Краеведъ (FotosergS) на Яндекс.Фотках