Сергей Буковский: ""Океан Ельзи. Бекстейдж." -- рабочее название фильма"

Oct 03, 2014 11:21

Куда приводят мечты... Чтобы взять интервью у режиссера фильма про "Океан Ельзи", пришлось специально ехать в Киев. Чем дольше я обдумывала каким и про что разговор будет, готовила вопросы, смотрела предыдущие фильмы автора, тем больше восхищалась человеком, с которым буду говорить. Изначально мы планировали пообщаться после кастинга для ленты про ОЕ. Я с радостью приняла предложение посмотреть на то, как работает профессиональная команда из операторов, звуковиков и, конечно, психолога и режиссера. Как они в течение нескольких минут вопросами про "Океан Ельзи", Святослава Вакарчука и жизнь раскрывают внутренний мир человека. Оказалось, что четыре часа глубоких разговоров сильно выматывают даже простых слушателей, поэтому интервью мы перенесли на более спокойное время, и встретились через два дня в чудесном кафе "Розумна кава" в центре Киева. Общаться с Сергеем Буковским легко и приятно, хоть и слегка волнительно. Огромное ему спасибо за мудрость и глубину. В его присутствии время начинает течь особенно: медленно и вдумчиво. Ощущение от его фильмов именно такое и пока новый не вышел на экран -- советую ознакомиться с предыдущими.



Режиссер фильма Сергей Буковский

По-украински интервью можно прочитать тут. По-русски -- кликайте ниже.



Уже несколько месяцев продолжается напряженная работа над полнометражной документальной картиной, посвященной группе «Океан Ельзи». Съёмочная команда присутствует на репетициях музыкантов, ездит с ними по разным городам тура «20 лет вместе», встречается с людьми, непосредственно связанными с историей коллектива. О новом фильме про самую известную украинскую рок-группу мы поговорили с его режиссером Сергеем Буковским.

- Расскажите, пожалуйста, в общих чертах, каким будет фильм?

- Пока трудно говорить, потому что мы еще в процессе съёмки. Безусловно, общие очертания уже есть, но это документальное кино, и его ведь прелесть в том, что оно не предсказуемо, неожиданно. Пока мы двигаемся в задуманном направлении, и всё складывается удачно. Главный фигурант этой композиции - Слава Вакарчук. Мы планируем несколько больших съемок с ним, поедем во Львов, где был рожден ОЕ, будем снимать в Киеве. Скорее всего, это будет даже не интервью, не люблю этот жанр, а разговор, беседа, монолог. Очень близкий и откровенный, мировоззренческий. В сентябре-октябре мы приступаем к монтажу, а в ноябре должны все закончить. Хотя это маловероятно. Материала много, и он очень разный: поклонники ОЕ , зона АТО, концерты, репетиции…

- Будут ли раскрыты личности других членов группы, кроме Вакарчука, и взаимоотношения между ними?

- Да, эта сюжетная линия прорабатывается, многое эпизоды уже сняты. Они все, говоря о музыкантах, талантливые и незаурядные люди, иначе я даже сказать не могу. Конечно, мы будем вскользь говорить и об истории первого состава, о расхождениях концептуальных и человеческих, когда группа ушла, а Вакарчук остался один с Денисом Глининым, барабанщиком. Это очень частое явление в музыкальных и творческих коллективах,- работали, творили, сочиняли и разошлись.

- Кто принимает участие в съёмках?

- Мы снимаем музыкантов как первого, так и нового составов. Кроме этого, мы попытаемся показать тех людей, которые слушают «Океан Ельзи», посещают их концерты. На кастинг пришли не фанаты, это была репрезентативная аудитория, разные люди, которым близка музыка группы. Одним словом мы хотим приблизить, аудиторию к себе. Укрупнить ее.



"Золотой состав" Океан Ельзи: Павло Гудимов, Святослав Вакарчук, Дмитрий Шуров, Денис Глинин, Юрий Хусточка

- Используете ли вы старые записи?

- Не уверен , что архивных записей будет много. Архив ОЕ на 90% состоит из старых концертов. Что-то оттуда мы, конечно, возьмем, но в первую очередь мы ищем те оставшиеся 10%. Это хоум-видео, вечеринки, дни рождения, когда они были вместе, общались и были одной дружной семьей. Попросту говоря - жизнь, атмосферу . Ищем. Если это будет убедительно - возьмем в фильм.

- Насколько в съёмки вмешивается менеджмент?

- Сейчас, наш менеджмент абсолютно не вмешивается в производство. Всячески помогает, ну, а менеджмент группы ОЕ тем более, поскольку не является заказчиком фильма. Хотя они партнеры фильма. Авторское право никто не отменял.

- А кто заказчик?

- Заказчик? Скорее инициатор фильма, это кинокомпания FILM.UA. Это не заказ ОЕ. Я предвижу, очевидно, что будут дискуссии, когда фильм будет готов. Вакарчук, разумеется, будет смотреть черновой монтаж. Так что задача не из простых - и компания должна быть довольна, и ОЕ, и я. Не думаю, что будут какие-то принципиальные сложности, драматические переделы фильма, но посмотрим, всякое в кино бывает.

- А как реагирует на съёмки сам Вакарчук?

- Он ни во что не вмешивается, но, бывает, говорит, «а вдруг мне не понравится» или «а вдруг это буду не я». «Я - не я» это всегда очень сложно, всё равно фильм - субъективный взгляд на героя, и на «Океан Ельзи». Вообще может ли документальное кино быть объективным? Это всё иллюзия и миф, потому что взгляд всегда субъективен. Даже камера не может стоять «объективно». Раз она стоит, значит её кто-то поставил, значит, она уже субъективна, тем более ракурс нашего взгляда очень ограничен рамками сцены. Пока рабочее название фильма - «Океан Ельзи. Бэкстейдж», проще говоря «закулисье», но в значении шире, чем просто место съёмки.



Фронтмен группы Святослав Вакарчук и группа в современном составе: Владимир Опсеница, Денис Глинин, Милош Елич, Денис Дудко

- Сможет ли Святослав сказать категорическое «нет» фильму? Или: «Вот это ок, а вот это убрать»?

- Думаю, сможет. Он ведь и главный герой, и лидер группы. Но мне совершенно не хочется об этом думать сегодня. Впереди кропотливый монтаж. Этот фильм, и как это часто бывает, он будет возникать на монтажном столе. Старая привычка - даже компьютер называть столом. У нас очень доверительные, и очень дружеские отношения со Славой. Он ведет себя искренне, и предельно открыто. Уверен, они такими и останутся.

- Предыдущие ваши фильмы были на серьёзные темы - голодомор, война… Как фильм про ОЕ вписывается в этот ряд?

- «Океан Ельзи» - тоже серьёзная тема. Ведь это фильм, прежде всего о нашем времени. И чем серьезнее она, как это ни странно, хочется ее сделать легче, проще что ли, воздушнее. Рок-музыка объединяет людей, общеизвестно, но вот феномен времени, почему, вдруг, любовная лирика Вакарчука сегодня трактуется совершенно иначе, не так как пять, десять лет назад. Взрыв патриотизма? Возможно. Может быть, это лишь такое ощущение, что объединяют слова, а на самом деле объединяет что-то другое, страсть, посыл, и именно это окрашивает лирику в определенные цвета? Мы будем об этом всём говорить, задавать вопросы, и попытаемся понять, что же внутри Вакарчука, кто там живет?

- То есть, кто он есть?

- А разве это можно выяснить? Тем более в документальном кино. Абсолютного ответа зритель не получит, это не только невозможно, но было бы не интересно ни самому Вакарчуку, ни нам. Мы все очень вдохновенно работаем, материал очень хороший, предмет разговора чрезвычайно интересен.

- Часто можно услышать словосочетание «феномен Вакарчука». В чем он? Является ли он одновременно феноменом группы?

- Думаю, что да, феномен группы в самом Славе, его таланте. Он физик, кандидат наук, защитил диссертацию. Можно, само собой, всё подвергнуть каким-то вычислениям, просчитать, но я не думаю, что это так. Это синтез текста и музыки, пластики и голоса, а главное темперамента, внутренней энергии - это и есть Вакарчук Я не знаю, что это, но мы попытаемся это разгадать и понять. Что это такое, чем он держит, и каким образом объединяет людей? Это ведь так важно для всех нас сегодня. Поэтому мы и делаем фильм.



"Золотой состав"

- Видели ли вы предыдущий документальный фильм про «Океан Ельзи» - «Там, де нас нема…»?

- Этот фильм больше похож на телепрограмму. Делал его Денис Козловский, который сейчас помогает нам с архивами. Фильм был показан по «1+1» и в основном состоял из интервью и концертов. Мне хочется, чтобы мы максимально ушли от таких прямых интервью, они для телевидения. У нас несколько другой стиль, отличный от ТВ, тем более что мы делаем фильм для кинопроката.

- Фильм будет показан в кинотеатрах?

- Так запланировано. Трудно представить, пойдет ли сегодня зритель на документальное кино в кинотеатр. Когда-то, в советские времена, люди ходили, смотрели, на отдельные картины стояли очереди. На продукцию «Киевнаучфильма», например. Вспоминается фильм «Легко ли быть молодым», который вышел в начале перестроечных лет. Его хотели увидеть миллионы людей всего Советского Союза. Будет ли им интересно смотреть на самих себя и на ОЕ, как говорится, «вскрытие покажет».

- Сильно ли отличается Вакарчук в сценическом образе и Вакарчук в личном общении?

- По своей пластике и психофизике это, безусловно, тот же человек. Он не стоит на месте, постоянно в каком-то движении. Ему неспокойно живется, вернее ему живется очень нелегко на этом свете. Но он такой же, как на сцене, очень похож. Слава все время с мобильным телефоном, он с ним не расстается, что-то ищет, куда-то заглядывает, всё контролирует.

- В создании фильмов вы консультируетесь с психологами. Этот фильм не исключение?

- Психолог два дня присутствовал на кастинге, когда мы разговаривали с предполагаемыми героями картины. Безусловно, чтобы разгадать Славу Вакарчука, необходима консультация психолога. Мы будем встречаться во Львове с его родителями. Я не уверен, что мы будем их снимать, пока таких планов у нас нет, но поговорить с его папой и мамой мне бы хотелось, это позволит лучше понять сына. Думаю, что многие разгадки и ответы, безусловно, в его детстве.

- Каково место этого фильма в вашем творчестве?

- Я давно ничего не снимал. У меня был период, называемый «простой», но я снимал, и продолжаю снимать фильм о своей маме. Помогают друзья- коллеги. Я очень рад, что появился такой проект, и я к нему имею прямое отношение. Мне нравится музыка «Океанa Ельзи», у меня в машине есть их диск, я с большим почтением и пиететом отношусь к тому, что они делают. Это музыканты очень высокого класса.

- А дальнейшие планы?

- Я хочу закончить фильм о маме. В следующем году ей будет 80 лет, но фильм не приурочен к юбилею. Так совпало. Мама много снимается, мотается по командировкам, устает, но при этом хорошо держит текст, очень ответственный человек. У нее хорошая школа - Щукинская. Она всю свою жизнь посвятила отцу, а когда папы не стало, вдруг стала сниматься. Много. Она очень подвижный, человек, за ней интересно наблюдать на площадке. Её все любят. Слава Богу.

журналистика, интервью, пресса

Previous post Next post
Up