Урок ретуши

Nov 13, 2012 23:55



Давно у нас небыло уроков ретуши. В этот раз Катя постаралась и сделала массу принтскринов для подробного описания процесса работы над одной из фотографий. Придется много посмотреть, много почитать, многое понять. Скорее всего вопросы после просмотра все равно останутся - задавайте. По мере свободного времени и сложности вопросов будем отвечать.

Сразу оговорюсь, вероятно, для большинства свадебных и других ленивых фотографов, этот урок будет не интересным, сложным и бесполезным. Что же, так тому и быть. Я ни в коем случае не хочу обидеть свадебщиков, тем более, мы сами снимаем свадьбы, просто самый обычный вопрос от свадебщиков - Как отретушировать стопяццот фоток за тридцать минут? На этот вопрос я не знаю ответа. По крайней мере ни я, ни Катя не знаем как хорошо и качественно отретущировать большой объем фотографий за максимально короткий срок. Это все сказки для завлечения на мастер классы, все эти способы быстрой ретуши для тех кто не стремится к настоящему качественному продукту и кого покупают клиенты довольствующиеся такими экспресс методами. Мы каждую фотографию ретушируем ручками. Да, есть экшены, да, есть пакетная обработка, но все эти способы касаются приведения фотографий к единому стилю и виду, ни в коем случаем не для достижения конечного продукта. Конечный продукт в нашем случае, это результат многочасового сидения перед окном фотошопа, ручная конечная ретушь каждого отобранного для клиента кадра.

Да, каждый вид съемки подразумевает отличную друг от друга ретушь. Свадебная ретушь - это более быстрые инструменты и способы, ретушь бьюти портретов, журнальных фотографий, портфолио - это кропотливая работа над каждым кадром. Пример кропотливовой работы над кадром, учета малейших нюансов, самых небольших дефектов кожы, прорисовки светов и теней, пластики можно увидеть в сегодняшнем уроке. Например, на ретушь фотографии из сегодняшнего урока у Кати ушло порядка семи часов. И слышать не хочу - для чего все это! я мог бы это сделать за 15 минут! все это херня! Так вот - все это херня и за 15 минут подобного результата вы добиться не сможете. Готов отдать кадр на быструю ретушь, а потом сравнивать детализацию кожи, переходы в тенях, прорисовку мелких деталей и т.д. А первые два восклицания вообще пусть идут в топку )))))

Как всегда напомню, что любые уроки любых ретушеров это не руководство к поэтапному и безукоснительному процессу. Это демонстрация возможности тех или иных инструментов, это путь к пониманиманию алгоритма действий и использования такого сложного и интересного художественного инструмета как фотошоп.

Этот урок очень сложный, он не для начинающих. Если вы знакомы со слоями, с корректирующими масками, то вам будет относительно просото понять что к чему, если же понимания и практики работы с этими элементами нет, то понять что-либо будет практически невозможно.

И так, кто готов вытерпеть, посмотреть, пропустить через себя и осознать, милости просим к просмотру:


001. Имеем исходник фотографии:


002. Самый первый, длительный и самый сложный этап - это ретушь кожи. Для этого создаем пустой новый слой, в котором лечащей кистью небольшого диаметра (от 2 до 7 пикселей) убираем дефекты (неровности) кожи*. Если вдруг появилась необходимость работы штампом, то для него так же создаем новый слой и так же недольшим диаметром кисти (2-7 пикселя) с прозрачностью 25-30% продолжаем ретушировать кожу. На Катином принт-скрине (ПС) видем пять слоев созданных для ретуши кожи. Эти слои появились не просто так и каждый из них обоснован логикой и перестраховкой.

В первую очередь надо понять для чего мы изначально создаем новый слой для работы лечащей кистью или штампом. Ответ прост. Если работать этими инструментами непосредственно по основному слою (фону), то нам необходимо постоянно отмечаться в истории, следить за недопущением ошибок, и быть крайне внимтаельными к своей работе. Новый слой для работы штампом или лечащей кистью нас частично избавляет от этого. Закончив работу в новом слое мы видим, что допустили какой-то косяк - не проблема. Мы переводим этот слой в слой-маску с белой (прозрачной) маской и черной кистью закрашиваем допущенные неточности, при этом оставляя правильные элементы не тронутыми. Если бы мы работали непосредственно на основном слое, то нам пришлось бы откатываться по истории назад и переделывать часть работы сначала с возможностью допущения новых ошибок. Для чего новый слой при работе с лечащей кистью и штампом понятно? Продолжаем. Для чего отдельные новые слои для лечащей кисти и для штампа. Тут тоже все просто - во-первых это разные инструменты, работающие по разным алгоритмам с возможностью допущения разных по своей сути косяков; во-вторых в новом слое штамп по лечащей кисти работает нормально, а вот если работать лечащей кистью по штампу, то возникают проблемы несовместимости инструментов. Я не буду углубляться в сложные процессы и описывать что из-за чего происходит, рекомендую просто попробовать на практике что бы понять это или принять как константу, как должное и слепо следовать совету работать с двумя слоями для каждого инструмента ))))

У Кати возникло пять слоев. Объясню от куда их столько ))) Катя ретушировала кожу лица (штам + лечащая кисть это два слоя) и подошла к ретуши зоны вокруг глаз, это особая зона, со своими сложностями. В данном случае ретушь этой зоны пересекалась в ретушью соседних участков кожи лица. Для того что бы не пришлсось исправлять возможных ошибок наложения ретуши различных зон, Катя создала отдельные слои именно для работы с этим участком кожи (зона вокруг глаз). Если бы были косяки, то слой под маску - что надо оставила, косяки убрала и все это без особых сложностей и потерь.

*При самом удачном стечении обстоятельств, при самой идеальной коже на лице молдели, студийный свет всегда выявляет какие-то неровности, подчеркивает незаметные глазом мелкие дефектики, как в случае с кожей модели с этой фотографии. И чем больше разрешение вашей камеры, чем лучше ваша оптика, тем больше работы вы тем самым себе прибавляете получая большую детализацию и большее количесвто проблемных зон. ))))

Так выглядят сумарно пять слоев ретуши (видимость основного слоя отключена).


003. Результат ретуши выглядит так:


004. Следующим этапом идет пластика. Тут возможны несколько вариантов. Вариант раз - после ретуши у нас слои остались не склеенными и нам надо на чем-то делать пластику. Создаем отпечаток всех слоев. Комбинация клавишь Alt+Shft+Ctrl+E создает дубликаты всех имеющихся слоев и потом склеивает их в один слой (этот слой клон основного фона со всеми изменениями после ретушти). В получившемся слое работаем пластикой (стрелками на фотто указаны зоны подвергшиеся коррекции). Первый способ для компьюторов чья производительность позволит выделать подобные штуки. Если же машина слабовата, то вариант два - просто склеили все слои, из получившегося слоя создаем дубликат и работаем пластикой в нем. Как в первом, так и во втором вариантах, работаем в дубликате слоя по тем же причинам, по которым мы создавали новые слои при ретуши - если накосячили, то можно тупо удалить слой с косяками пластики, или перевести с слой-маску и оставив участки, где пластика удовлетворительная, скрыв косячные. И тогда надо создать новый дубликат слоя и снова продолжаем работать пластикой уже с учетом допущенных ошибок. И, заметьте, ни какой истории, ни какой головной боли - все очень просто.

Стрелки указываю зоны подвергшиеся пластики*


*В данном случае пластики очень не много и она делалась лишь из личных предпочтений ретушера. Кто-то может был сочтет этот этап не нужным - пусть так, это работа конкретного человека, с его конкретным взглядом на эту фотографию и на конечный продут.

005. Результат пластики:


006. После пластики Катя прорисовывала светы и тени. Для этой цели создаются два корректирующих слоя "Кривые" - в первом слое (фото 006) дуга кривых направляется вниз  затемняя картинку, а во втором слое (фото 006_1) прямо наоборот, дуга вверх - осветляем картинку.

Берем белую кисть с прозрачность около 35-40% при этом включена динамика кисти "передача" (в CS4 "другая динамика"). Для тех кто работает с мышкой эта настройка кисти не работает.

Рисунок маски результата прорисовки теней (что бы посмотреть рисунок маски нажимаем Alt и клац по маске, так же обратно) При понижении экспозиции у нас автоматически поднимается насыщенность цветов. Для того что бы выровнять цвета по насыщенности, создаем корректирующий слой ""цветовой тон/насыщенность" и в нем понижаем насыщенность примерно на 15-17%. (Изначально корректирующий слой применяется ко всей картинке, но в маске, прорисовывая кистью, мы решаем к каким участкам фотографии применить эти изменения. Создавая корректирующий слой для корректирующего слоя нам надо избежать применения настроек второго слоя ко всем имеющимся слоям кроме необходимого нам. В данном случае надо применить действие корректирующего слоя "цветовой тон/насыщенность" к корректирующему слою "кривые", для этого необходимо первый слой привязать ко второму. Как это делается? Помещаем слой "цветовой тон/насыщенность" над слоем "кривые", наводим курсор на границу между этими слоями и с зажатой клавишей Alt кликаем по этой границе, при этом корректирующий слой "цветовой тон/насыщенность" смещается не много вправо и напротив пиктораммы слоя "цветовой тон/насыщенность" появляется стрелка вниз. Все, наши слои связаны между собой и настройки насышенности будут применяться только к слою "кривые")


006_1 Рисунок маски результат прорисовки светов.  При прорисовке светов насыщенность изменяется не так значительно и тут мы этап "корректирующий слой "цветовой тон/насыщщеность"" пропускаем.


007. Так выглядит фотография после прорисовки светов и теней:


008. После прорисовки теней убираем естественные физиологические "темные пятна" под глазами, на шее, на носогубной складке (на фото обведено красным карандашом) Создаем корректирующий слой "кривые", поднимаем дугу кривый вверх высветляя картину и по черной маске мягкой белой кистью (все настройки кисти отключены) с прозрачностью 8% прорисовываем нужные участки.


009. Результирующая картинка выглядит так:


010. Работа с волосами* Создаем новый пустой слой и в нем так же как при ретуши штампом воссоздаем "недостающие" участки волос.

*На этом же слой Катя обратила внимание, что требуется небольшое вмешательство в ретушь в зоне в районе левой для модели надбровной дуги и под подбородком - нет проблем, в этом же слое она исправила упущенное ранее.



011. Результирующий ПС работы с волосами:


012. Ретушеру непонравилась светлая складка на шее. 


012_1. Алгоритм действия такой же как и при осветлении физиологических "темных пятен" только картинку не осветляем, а затемняем (фото 008, 009), т.е. корректирующий слой "кривые", дугу вниз, понижаем насыщенность (помните, при затемнении насыщенность повышается), нужный участок прорисовываем кистью.


013. Ретушь кожи здорово, но кроме кожи у нас есть глаза, ресницы и брови, которые мы еще не трогали.

На фотографии глаз без вмешательства ретушера, просто показать как он выглядит ))) Вдруг кто-то давно глаз не видел ))))


014. Ретушь бровей. Ни чего сверх восхитительного. Смотрим алгоритм ретуши кожи и по оборазу и подобию создаем новый чистый слой, берем на вооружение штам и лечащую кисть (под каждый инструмент свой слой) и убираем излишне торчащие волоски, придаем форму границам и т.д. На данном примере не очень видно вмешательство ретушера, так как у модели своя форма брови очень хорошая.


015. При самом хорошем раскладе все же есть что отрисовать дополнительно. Тут Катя в новом слое отрисовывала бровь. Т.е. создала новый слой, взяла кисить, включила динамику кисти и передачу (размер кисти 3-5 пикселей, жесткость 100%, прозрачность 85-92%). Берем пробу цвета с темных волосков на бровях и в зависимости над каким участком брови работаем, повторяем пробу цвету соотвествующую работчему участку брови.

Слой отрисовки брови выглядит следующим образом:


016. Результирующая картинка выгдядит так:


017. Ха! Так у этих моделй ведь два глаза! Переходим к правому глазу. Я же обещал, что урок будет очень объемным и полным. Вот и получайте каждый глаз в отдельности )))) И это мы еще до зрачков и ресниц не добрались ))))

Так же создаем новый слой где штампом, а где лечащей кистью корректируем форму брови:


018. Так же отрисовываем волоски:


019. Результат:


020. Ретушь века и отрисовка ресниц.

Сейчас левый глаз такой:


021. Так же как и с бровями - новый слой, штам (лечащая кисть тут не поможет, т.к. очень контрастные и тонкие элементы и она будет оставлять пятна)


022. Дорисовываем ресницы так же как и брови:

Верхние ресницы:


022_1. Нижние ресницы:


023.Все теже операции проделываем с правым глазом - ресницы верх-низ, верхнее веко. Результат:


024. Как бы не пугало приближение, на полном формате отрисованные брови и ресницы выглядят вполне адекватно:


При работе с мышью об отрисовке можно забыть. Нет, есть конечно, ретушеры кто делает шедевры мышкой, но бля, это же безумно сложно и муторно!!!!
Если послеотрисовки вам кажется, что результат слишком бросается в глаза, через чур гипертрофирован, то можно просто перерисовать все с начала или перед применением аких драконовских мер, поробовать понизить прозраность слоя с отрисованными волосками ))))

025.Процесс ретуши не прот и не всегда все сразу замечаешь. Выполняя какие-то более позние этапы, зачастую обращаешь внимание, что на более ранних этапах что-то упустил или не доделал. Так произошло и в этот раз у Кати. Работая на глазами она обратила внимание на недостаток ретуши кожи лица и тут же исправила сие упущение:


025_1 По рисунку маски можно определить куда она вмешивалась в этот раз. 


Вообще стоит заранее настраивать себя на то, что процесс ретуши это постоянные возвращения к предыдущим этапам, периодические внесения правок в уже проделанную работу - это нормально. Ретушь - это процес совершенно творческий, делется не по шаблону и не автомате, а потому совершенно нормальны откаты к предыдущим действиям. Бывает, что делаешь, делаеь, а потом бац - не-нра-вит-ся!!! и начинаешь все с начала или с какого-то этапа где еще можно все исправить. Я это к чему? Не думайте, что жалуюсь или хвастаюсь - хрен. Я это к тому, что бы вы не ленились в процессе работы сохранять свои промежуточные стадии, сохранять не затирая одну другой, а каждый раз как новый файл.

На этом мы с ретушью закончим и будем считать ее достаточной и выполненной под конечный продукт. Дальше другая головная боль - тоновая коррекция как отдельных участков, так и всей фотографии в общем. Тут в чем сложности? Сложности в восприятии цветов, в видении совместимости тональностей, в том что бы не устроить из фотографии зону экологической катастрофы и не приблизить к реалиям игры "Тень Чернобыля". Конечно дело вкуса каждого, но при работе с бьюти-портретами, лучше подобного избегать. Мы вообще с Катей больше приверженцы натуральных цветов и оттенков, за исключением случаев работы в студии со светофильтрами или, тупо, требований заказчика.

026. Сперва будем исправлять недоэкспонированные плечи модели.  Создаем корректирующий слой "уровни" - средний бегунок двигаем влево (осветляем серую точку) и в маске прорисовываем часть обведенную на фото красным маркером. На фото результат прорисовки корректирующего слоя:


027. Дальше содаем корректирующий слой "выборочная коррекция цвета" (к данной фотографии настройки на фото), которым убираем паразитный желтый оттенок  на плечах и в зоне декольте:


028. Между ключицами вылезло красноватое пятнышко, его мы так же убираем через корректирующий слой "выборочная коррекция цвета":


028_1 Это пятно убирается при помощи трех корректирующих слоев:
- "выборочная коррекция цвета" - понижаем черный и пурпур
- "цветовой баланас" - добавили желтый, пурпур и красный (этот слой работает иначе, чем "выборочная коррекция цвета, поэтому не стоит удивляться тому, что вторым слоем мы повышаем то, что в первом слое понижали)
- "цветовой тон/насыщенность" - просто понижаем насыщенность приводя к общей насыщенности цветов окружающего фона


029. Снова "выборочная коррекция цвета" для того, чтобы уйти от паразитных оттенков в переходе между светом и тенью в выделенных маркером местах. Разница не значительная, но глаз резала. Работала Катя кистью с прозрачностью 7-8%


030. Общий результат предыдущих четырех манипуляций (фото 026-029)


031. Снова Катя усмотрела темные пятна. В большинстве случаев эти пятна можно опустить, а кто-то на них не обратит внимания, но для Кати это важно, поэтому снова убираем паразитные темные пятна.

Создаем корректирующий слой "яркость/контрастность". Яркость повышаем, контрастность понижаем. Рисунок маски такой:


032. Результат:


033. Работаем над общим тоном лица. Корректирующий слой "вибрация" - пднимаем насыщенность и вибрацию, прозрачность слоя около 50%. Внизу справа на фото виден рисунок маски (стрелка в него тычет:))


034. Меняем тональность румян на щеках и делаем их чуть более теплыми. Корректирующий слой "цветовой баланс" (настройки на фото), режим наложения слоя "цветность", прозрачность 25%


035. Работаем над общей тональностью фотографии. Корректирующий слой "выборочная коррекция цвета" (настройки на фото), режим наложения "цветность"


036. На некоторых участках восстанавливаем текстуру кожи потерянную то ли в результате ретуши, то ли в результате съемки. Факт остается фактом, восстанавливать надо. Создаем отдельный слой с шумом и через маску оставляем его на участках восстановления текстуры кожи. Получается достаточно нарурально:


036. Обратите внимания на то, что ретуши подверглись не все участки кожи модели, так левая рука осталась нетронутой, зона декольте, волосы слева для модели. Это не просто так. Когда садишься делать картинку, зачастую заранее знаешь конечный результат и то как будешь кадрировать начальный кадр. Именно по этой причине мы не тратили время на ретушь некоторых участов фотографии. Этап кадрирование или кроп. Мы практически не пользуемся инструментом "рамка". Для кадрирования фотографии мы выделяем всю область фото и через "свободное трансформироание" убираенм лишнее. Главное незабывать делать это с зажатой клавишей Shift, она позволяет сохранять прапорции объектов.


037. После кадрирования обратили внимание на косяк с работой над волосами справа для модели. Возвращаемся к этапу работы над волосами (фото 010-011), точнее повторяем процедуру работы с волосами так же как и там:


038. В фотографии глаза всегда обращают на себя внимание в первую очередь. А вот мы их оставили на самые последние этапы работы с фотографией. 
Глаза - это расстановка акцентов на фотографии, те области. которые будут притягивать к себе вгляд зрителя. Корректирующий слой "вибрация" - задираем насыщенность.


038_1 Красный маркер отвлекает внимание и тут тот же самый кадр, но без маркера:


039. Бьюти-портрет не требует точного соблюдения заложенных природой цветов, поэтому создаем корректирующий слой "цветовой баланс" и крутим цвет глаз так как нам будет угодно ))))


040. Повышаем контраст радужки глаза - корректирующий слой "яркость/контрастность":


041. Белки глаз должны быть белыми - аксиома! Корректирующий слой "цветовой тон/насыщенность" понижаем насыщенность:


042. Заключительная расстановка акцентов на готовой фотографии. Корректирующий слой "уровни" - поднимаем черный, белый, серый и по основным бликам прорисовываем в маске. Русунок маски:


042_1 Результат:


043. Финальное тонирование свей фотографии.  Склеиваем слои или делаем отпечаток слоев (Alt+Shift+Ctrl+E) выделяем каналы* красный и зеленый. Красный канал должен быть обязательно верхним!!!

*для того что бы выделить канал открываем окно "каналы", наводим курсор на нужный канал, кликаю на него с зажатым Ctrl, на фотографии выделяются пиксели этого канала, на фото правой кномпок клац и копировать на новый слой и так с двумя каналами.


К каналам привязываем корректирующие слои "цветовой баланс".

043-1. К зеленому каналу свои настройки:


043_2 К красному свои:


043_3 Результат:


044. А теперь подниаем резкость на глазах, бровях, губах, родинке над губой и блике на носу

045. Тадааааам!!! Имеем вот такую замечательную карточку ))))


И обещанная гифка с основными этапами работы (она закольцована и можно смотреть долго и настойчиво):


Фотограф - Александр Partizan
Визажист - Лилия Лобанова
Ретушь - Екатерина Скоробогатова

А я реально заипался все это вывешивать и описывать )))))

Я буду совершенно не порядочным и в заключении всего этого вставлю наш рекламный блок:

Обучаем ретуши по скайп. Принимаем ваши фотографии на ретушь. За деньги! ))))

обучение фотошоп, уроки по обработке

Previous post Next post
Up