Правило третей, спираль, диагонали, золотое сечение, божественная пропорция, ракушка и фотосетка - все это, как ни странно, про последовательность Фибоначчи и в целом про гармонию, как таковую. Странно, что математическая модель так влияет на восприятие, но все в нашем мире подвержено каким-либо последовательностям, вы же точно замечали это?
Так что ж такое последовательность Фибоначчи и причем тут фотография?
Первые упоминания о золотом сечении относятся к средним векам. К этому правилу пришёл математик Фибоначчи, выстраивая свою известную последовательность цифр (1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д.), где два предыдущих числа всегда дают в сумме последующее в этой бесконечной прогрессии.
Но ведь можно придумать такие последовательности, красивые закономерности, но они при этом и останутся абстрактным математическим объектом. В случае же с рядом Фибоначчи случилось другая история - он встречается в совершенно разных плоскостях. Эти числа не пытаются обнаружить искусственно, не подгоняют к ним значения - они просто есть. На это обратили внимание и Леонардо да Винчи (в результате чего и появился его рисунок «Витрувианского человка») и Иоганн Кеплер, который изучал небесную механику, но также и искал закономерности в форме и количестве лепестков у полевых ромашек и в результате этих поисков и был установлен сам факт, что многие виды растений могут быть описаны с помощью чисел Фибоначчи и золотого сечения. И потом и многие другие и ученые и художники только подтверждали наличие золотого сечения в нашей жизни.
Наиболее кратко золотое сечение можно выразить в отношении меньшей части целого к большей, равной отношению большей ко всему целому. Приблизительное значение этой пропорции - 1,6180339887.
Универсальную формулу красоты пытались найти не один раз. Например, помимо «сечения Фибоначчи» существует теория «прекрасной линии» Вильяма Хогарта («Анализ красоты», 1753). Объединяет эти теории один момент: их создавали математики, а не художники и не фотографы.
Рассматривая кадры великих фотографов можно обнаружить самые разные схемы. В хорошем и правильно выстроенном кадре можно найти и золотое сечение и диагонали и квадраты и "прекрасную линию". Думает ли о них автор, когда снимает? Думаю, что изначально он ловит момент, а потом уже срабатывает тот самый парадокс, когда числа Фибоначчи во всем вокруг нас :)
Что же такое золотое сечение? Это можно описать так: прямоугольник делится на квадрат и прямоугольник, меньшая из сторон которого составляет половину стороны квадрата. Далее получившийся прямоугольник расчерчиваем подобным же образом, потом следующий и т.д. Через полученные квадраты можно провести четвертинки окружностей, соединив их между собой. Так и получается спираль, ее закрученный центр и есть логический центр изображения. Это и есть золотое сечение.
Но! Всегда есть это самое "НО". Как говорил великий Анри Картье-Брессон: "Композиция строится на случайности. Я никогда не высчитываю. Смутно различаю структуру и жду, чтобы что-то произошло. Здесь нет правил. Не надо стремиться во что бы то ни стало объяснить тайну." Я бы сказала так, что композиционную схему фотографии автор определяет сам, конечно же если кадр выстроен правильно, то производимое впечатление становится понятнее и акценты, расставленные тоже. Но правила на то и правила, чтобы их нарушать и тогда компоновку кадра определяет творческий замысел фотографа. Если хотите просто показать объект - размещайте его по центру.
Если надо показать явные или скрытые связи этого объекта с другими объектами - ищите соответствующие способы компоновки кадра. И таких приемов может быть очень и очень много и тут мы пользуемся только своих чутьем и вкусом.
Вот например, перспектива в кадре:
Или симметрия (в отражении в данном случае)
А вот "Рамки", как композиционный приём. Объекты на переднем плане могут создавать визуальное ощущение рамки, кадрируя фотографию, даже если остальные объекты не расположены по линиям третей.
Или вот такой прием: Горизонт обычно рекомендуют располагать по одной из линий третей. Однако, если вы хотите усилить снимаемый объект, то можно пренебречь этим правилом и, например, сдвинуть линию горизонта почти вплотную к нижней границе кадра.
Или применить такой прием, как "уронить" горизонт - прием голландского угла. Картинка может стать динамичнее, а объект будет в центре внимания засчет дисгармонии, а если человек статичен, то визуально снимет эту статику.
Таких способов неизмеримо много, лишь бы средства оправдывали цель - ваше вИдение фотографии.
#10творческихзаданий #летовместе