Заголовок - это строчка из стиха Анны Ахматовой и это не случайно.. Но обо всем вы сейчас и узнаете из этого большого репортажа.
Не буду рассказывать "как, почему и зачем" журналисты и несколько блогеров оказались в "Крестах", просто это повод поделиться увиденным, узнанным и просто информацией и впечатлениями об этом очень известном даже за пределами С-Петербурга местом. В этот раз у меня будет длинный рассказ, с историческими вставками, рассказами и конечно же фотографиями, поэтому разделяю каждую часть отдельным катом, не поленитесь, прочитайте, это действительно интересно, более того, когда вы еще побываете в этом месте, ведь экскурсии в тюрьму не водят уже десять лет, а после переезда всей структуры в Колпино, неизвестно, что тут будет.. Так что.. вперед! :)
Название "Кресты" прочно укоренилось в городском фольклоре, и даже те люди, которые никогда не были в Петербурге, прекрасно знают, что это - знаменитая тюрьма.
Тюремный комплекс был построен на месте "Винного городка", в своё время приспособленного под тюрьму для краткосрочных арестантов в 1868 (арх. В.П. Львов). Здания красного кирпича артели братьев Стрелиных, с фигурной кладкой фасада похожи на промышленные строения дореволюционной России. Кресты находятся на Арсенальной набережной и прекрасно видны и с Невы и с противоположного берега. Некоторые культурологи находят, что тюремный комплекс похож на замок.
До XVI века в истории России сведения о строительстве тюрем отсутствуют. Местом заключения служили помещения наименее удобные для жизни: погреба, ямы и подвалы. Условия содержания были очень тяжёлые. Как самостоятельный вид уголовного наказания, тюремное заключение впервые предусматривалось в Судебнике 1550 года. Чуть позже появляются упоминания о строительстве каменных тюрем. До отмены крепостного права преступление, совершённое крепостным, каралось властью помещика. После 1861 года крестьянин подпадал под общий суд, и в случае обвинительного приговора подвергался тюремному заключению. Отмена в 1863 году телесных наказаний также привела к увеличению видов преступлений, наказуемых тюремным заключением. Таким образом, во 2-й половине XIX века, как никогда ранее, возникла необходимость принятия решительных мер по упорядочению тюремного дела. В марте 1879 года в составе Министерства внутренних дел России было образовано Главное тюремное управление. По замыслу его учредителей, оно было призвано стать высшей инстанцией, осуществляющей руководство органами тюремного ведомства. В числе первых решался вопрос о тюремном строительстве. Для изучения тюремного дела были командированы за границу несколько лиц. Среди них - Антоний Иосифович Томишко - уроженец Австро-Венгрии, долгое время живший в России, а ко времени командировки - академик архитектуры и штатный архитектор Главного тюремного управления. В обширной инструкции было рекомендовано: "Тюрьма должна быть построена прочно и удобно, но совершенно просто, без лишних украшений и роскоши, нередко допускаемых в западных государствах и столь нежелательных для России, где предстоит построить значительное количество мест заключения". Томишко не случайно предложили занять новую для тюремного ведомства должность архитектора: он снёс здание тюрьмы в Старой Руссе и создал проект новой, современной уездной тюрьмы, ставший фактически типовым: по этому образцу возвели 22 тюрьмы в Весьегонске, Вязьме, Царицыне и других городах. Кроме того, архитектор изучал тюремное строительство в Европе, и в частности в Берлине. Томишко при возведении тюрьмы применил известный в тюрьмостроении принцип паноптикума, означающего в отличие от старых тюрем - темниц, максимально возможную открытость, освещённость тюремных помещений с целью постоянного и всеохватывающего наблюдения за арестантами; последние превращаются как бы в актёров на ярко освещённой сцене.
При проектировании одиночной тюрьмы для российской столицы Томишко использовал некоторые заграничные идеи, но приблизил задумку к местному менталитету. Он рассуждал так. Если преступник - грешник, то одиночная камера должна стать для него кельей, где он будет вымаливать у Бога прощение. Значит, сама тюрьма должна напоминать о кресте Спасителя. И действительно, если смотреть на построенный Томишко тюремный комплекс с высоты или в плане, отчётливо видны два крестообразных 5-этажных корпуса. Отсюда и пошло это название - «Кресты». Строительство, продолжавшееся 5 лет и 7 месяцев, завершилось в 1890 году. Осуществлялось оно хозспособом: заключённые, находящиеся в старой тюрьме, строили новую и по мере строительства новых зданий переходили в них, а старые ломали. Все здания тюрьмы строились из красного кирпича артели братьев Стрелиных, фигурная кладка фасада создавала впечатление замковых строений. На территории 4,5 га расположились два корпуса с одиночными камерами, больница, инфекционный барак, морг, ледник, кузница и другие здания. Корпуса с камерами выстроены в форме двух одинаковых, равноконечных крестов. Оба "креста" соединены между собой зданием административного корпуса.
1.2.
Украшением комплекса являлась домовая крестокупольная пятиглавая церковь во имя Св. Александра Невского на 400 мест, венчающая административное здание. Она создана в неорусско-византийском стиле с применением кладки из красного кирпича, как и весь тюремный комплекс. Все интерьеры расписаны С.И. Садиковым, а иконостас по рисунку А.И. Томишко изготовлен на средства казанского мецената Тюфилина (не сохранились) Освящена церковь была 03.07.1890 епископом Выборгским Антонием.
1.3. Однако в 1918-м церковь была закрыта большевиками, что было неизбежно, полным ходом шла борьба с религией.
По этому поводу существует ещё одна легенда. Когда в церковь для осмотра зашли дружинники, над куполом начали летать души умерших в «Крестах» людей, которые не могли попасть в рай из-за совершённых преступлений, и которые не могли попасть в ад, потому что они его пережили здесь. Бог благословил тюремную церковь и сделал её домом душ умерших узников и наказал им оберегать и хранить церковь от посягательств. Дружинники испугались увиденного и выбежали из храма. Когда они рассказали о том, что с ними произошло, их тут же причислили к врагам народа и расстреляли. После этого Бог смилостивился и переселил духов в другое место, дабы никто больше не был убит во славу антихриста. Куда Бог переселил души умерших - неизвестно...
С куполов храма были демонтированы кресты, а помещение долгое время использовалось для нерелигиозных целей. Церковь перепрофилировали под клуб. Алтарь превратили в сцену, а росписи закрыли большим плафоном. Над входом в тюремную церковь красовался профиль Дзержинского с поясняющим лозунгом: «Обдумывающему житьё, решающему, делать жизнь с кого, скажу, не задумываясь: делай её с товарища Дзержинского». (кстати, профиль Дзержинского мы еще увидим в этом репортаже, но уже в другом разделе :) )
1.4.
1.5. В наше время храм заново освящён, воссозданы престол и иконостас.
В 1992 году в тюремной церкви возобновились редкие молебны - 1-й был в честь 750-летия Ледового побоища. В 1999 году у тюремной церкви появился настоятель. Однако сцену в церкви-клубе разобрали только в начале 2003 года. Возвели временный иконостас, отремонтировали старые дубовые рамы.
1.6.
Храм является архитектурным памятником, по сему фрески и иконы пока находятся в том виде, в котором их нашли при снятии деревянных настилов. Возможно, когда "Кресты" переедут в новый комплекс в Колпино, здесь приступят к реставрационным работам и возродят былое убранство.
1.7.
В 2004 году на купола подняты православные кресты, сейчас в храме св. Александра Невского регулярно проводятся богослужения.
И хотя обстановка здесь более, чем аскетичная, но церковь вновь выполняет свои предназначенные функции.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
Здесь, же в этом же здании, на этом же этаже, где и вход в храм, находится гипсовая копия памятника Анне Ахматовой, оригинал которого стоит на другой стороне Невы, и то и другое не случайно.
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем - не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли. ("Реквием", А.Ахматова)
Засов для Ахматовой в «Крестах» действительно не открыли - она ни разу не была арестована, но ее близких страшный режим не щадил. В 1921 году был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу, на тот момент уже бывший муж Ахматовой, известный поэт Николай Гумилёв. Сын Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, будущий знаменитый историк Лев Гумилёв попадает в «Кресты» в 1935 году. Ему тогда всего 23 года, он учится на историческом факультете Ленинградского университета. «Муж в могиле, сын в тюрьме // помолитесь обо мне», - напишет Ахматова в одной из песен своего «Реквиема». На момент ареста сына Ахматова вновь замужем, за искусствоведом Николаем Пуниным. Пунина «забирают» в одно время с Львом Гумилёвым. Им обоим носит Ахматова передачи.. Льва Гумилева потом еще не раз арестуют и еще не раз Ахматова будет стоять в очередях около тюрьмы.
1.12.
1.13.Ну и немного геометрии лестничных пролетов этого здания.
1.14.
И так.. продолжим? Кроме храма, который является объединяющей точкой архитектурного ансамбля следственного изолятора, стоит обратить внимание на внутренние помещения и на тех, кто же здесь в разное время содержался. Интересно? Тогда идем дальше за нами, как и мы прошли все эти помещения и узнали исторические факты.
Надо сказать, что это место внутри производит еще более сильное впечатление, чем снаружи...
Мы идем в "западный крест" и путь наш пролегал через очень узнаваемые по многочисленным фильмам и сериалам, связанным с криминалом (например "Бандитский Петербург" или те же "Тайны следствия") помещения.
Здесь проходят следственные действия, встречи с адвокатами и следователями.
2.2.
2.3. Есть и такое помещение, видимо для ограничения контакта с через чур буйными подследственными.
2.4. У нас тут было буквально 5 мин времени, потому как изолятор действующий и нам не стоило мешать обычному течению процессуальных действий.
При строительстве этого комплекса архитектором часто принимались новаторские решения инженерных и технических вопросов. Так, здесь были применены электричество для освещения и центральное отопление. Системы водоснабжения, канализации, электрификации создавались автономными. В таком режиме, без капитальных ремонтов они работают и сегодня. Построенная по новаторскому проекту, эта тюрьма стала образцовой для России конца ХIХ начала ХХ веков. Из воспоминаний революционера П. Инфантьева, проведшего в «Крестах» 10 месяцев одиночного заключения: это была «тюрьма с её просторными, светлыми и чрезвычайно чистыми коридорами, где не виднелось на одной соринки и всё блестело, начиная с вощёного асфальтового пола, и постоянно обчищалось».
2.5.
Существует легенда, рассказывающая о том, что среди узников тюрьмы оказался даже её создатель - архитектор Антоний Томишко. По окончании строительства архитектор был вызван на доклад к императору. Аудиенция закончилась плохо. Томишко отрапортовал следующим образом: "Ваше величество, я для Вас тюрьму построил!", на что царь остроумно отреагировал: "Не для меня, а для себя!" - и повелел зодчего в одну из камер посадить навечно. Молва гласит, что бедного Томишко замуровали в камере N1000. Никто не знает, где она находится. Якобы всего в "Крестах" 999 камер, которые постоянно используются. В них всё обычно. Но есть еще одна, та самая, где спит вечным сном архитектор. Она спрятана от посторонних глаз, никто не знает, где же дверь, ведущая в неё. Серьёзные историки говорят, что это всего лишь легенда. Нет достоверных данных, что Антоний Томишко закончил свои дни в секретной камере. Зато много других свидетельств: что архитектор умер своей смертью и на воле. Среди любящей семьи. Только могила его не сохранилась. А потому и арестанты, и сотрудники СИЗО попадали, попадают и будут попадать под очарование этой легенды.
«Кресты» являлись самой крупной стройкой в программе преобразования «тюремной части» в Российской империи, осуществлённой Главным Тюремным Управлением Министерства Внутренних Дел. Тюрьма называлась образцовой; на основе её проекта в России возведено 28 тюрем, но меньших размеров.
2.6.
Внутренняя архитектура продумана до мелочей и все сделано для безопасности как работников СИЗО, так и тех, кого они охраняют и содержат в этих стенах. Правда ранее галереи с этажей просматривались снизу вверх и наоборот и охранник с верхних этажей мог следить за тем, что происходит на нижних, сейчас же галереи устроены несколько иначе, но не забываем, что здесь особое учреждение и все соблюдают множество правил.
2.7.
2.8. Сетка специально натянута, тоже для безопасности.
2.9.
2.10. Центральный "стакан" западного креста. Нам удалось не только постоять внизу, но и подняться выше.
2.11.
2.12.
2.13.
2.14.
Узкие лестницы.. интересно чьи шаги они еще помнят?
2.15.
2.16.
2.17.
И это еще не все..
В «Крестах» в конце XIX и начала XX века наряду с уголовниками содержались и политические заключённые, приговорённые к одиночному тюремному заключению. Все административные и хозяйственные вопросы решались тюремным комитетом, который состоял из начальника, его помощников, священника и врача.
3.1.
3.2.
Арестанты проживали в одиночных восьмиметровых камерах с маленьким окном и встроенной вентиляцией, а также достижениями цивилизации того времени: клозетом со сливом, водопроводным краном с водой для питья и умывания. В обстановку камеры входили стол, стул, небольшая этажерка, железная кровать, на шарнирах прикрепленная к стене. Днем она поднималась, чтобы заключенный не мог лежать. Из постельных принадлежностей выдавались соломенный тюфяк и подушка.
3.3.
3.4.
Подъём осуществлялся в 5 часов, зимой в шесть. За час необходимо было привести себя в порядок, убрать камеру, помолиться. За утренней поверкой шла хозяйственная работа. Затем арестантов выводили на прогулку по тюремному двору. Вечером также проверка, уборка камеры, молитва. Банные дни дважды в месяц. Бельё на заключённых меняли каждую неделю. Переписка допускалась только с близкими родственниками с разрешения начальника тюрьмы.
В обязанность арестантов вменялись учёба в школе и принудительный труд. Но арестантам предоставлялась возможность применять свои творческие возможности в ремёслах. В результате «Крестам» была вручена Золотая медаль Всероссийской кустарно-промышленной выставки 1902 года в С-Петербурге «За замечательно разнообразную постановку ручного труда и очень хорошие изделия».
Кстати..
С декабря 1890 года в «Крестах» начала свою деятельность первая в России тюремная типография. Благодаря этой печатне, оказалось возможным сформировать в МВД и Главном тюремном управлении обширные библиотеки служебной литературы. В ней печатался вплоть до 1917 года журнал «Тюремный вестник», сыгравший заметную роль в профессиональной подготовке лиц тюремного управления и надзора.
Нарушения арестантами своих обязанностей влекли строгие наказания от лишения переписки и свидания до удержания заработка и водворения в светлый или тёмный карцер от 6 до 30 суток с лишением постели и горячей пищи.
3.5. Эту камеру тех времен специально сохранили для истории, чтобы можно было наглядно оценить содержание до революции и в современных условиях.
3.6. Теперь же окунемся в другое время и увидим камеру 90х годов XX века.
Историческое отступление:
В 1920 году «Кресты» из одиночной тюрьмы преобразованы во 2-ой лагерь принудительных работ особого назначения и из комиссариата юстиции переданы в ведение отдела Управления Исполкома Петросовета. В конце 1923 года тюрьма вливается в Петроградское Губернское ОПТУ и получает статус Петроградской окружной изоляционной тюрьмы.
В структуру тюрьмы была включена тюрьма специального назначения для содержания и организации труда осуждённых - специалистов военного профиля, объединённых в головное предприятие - ОКБ-172. Называли их "шарашками", трудились в них талантливые конструктора, инженеры, математики, физики. На базе этого ОКБ разработан проект торпедного катера, сыгравшего заметную роль в разгроме военно-морских сил фашисткой Германии в Великой Отечественной войне. В годы блокады тюрьма погрузилась во мрак, холод и голод. Кучка сотрудников (стариков и женщин) находились на казарменном положении. Они организовали охрану и оборону тюрьмы. Против ворот Входного флигеля, на набережной Невы, возвели дзот. Тюрьма подвергалась постоянному обстрелу противником, поэтому оказались поверженными ряд тюремных зданий и сооружений. Бомбёжкой 7.11.1941 снесены Северные ворота и убиты двое постовых. Часть сотрудников умерло от истощения. Вместо заключённых, отправленных в первые месяцы войны на фронт, а частично - в восточные районы страны, в «Кресты» во время блокады поступали лица, арестованные за грабежи, хищения продуктов питания и продовольственных карточек, а затем - пленные солдаты и офицеры Вермахта.
В послевоенный период возникла необходимость замены всех инженерных сооружений и коммуникаций, капремонт помещений, но на реализацию этой программы не было денег. Источником финансирования могли быть только внебюджетные средства. В 1958 году начальник тюрьмы подполковник Н.Е. Орловский принял решение о создании в «Крестах» картонажной фабрики. В 1958-1959 годах был образован заготовительный цех с установкой в нём технологического оборудования. Это позволило создать самостоятельное и прибыльное производство картонажной тары с завершающим циклом производства и уже в 1960 году сформировать штат учебно-производственных мастерских, который возглавил И.К. Капустин. Деятельность этого коллектива позволила увеличить объёмы производства, довести занятость трудом заключённых до максимально возможных размеров.
В 1962-1967 годах, во времена деятельности начальника «Крестов» подполковника В.И. Орлова, была проведена замена старой системы теплообеспечения на новую, со строительством газовой котельной. Созданы новые системы водопровода и канализации с подводом их в камеры. Это позволило ликвидировать «параши». А замена естественной вентиляции на приточно-принудительную позволила значительно оздоровить воздух в тюремных помещениях. Проведён капитальный ремонт всех тюремных помещений. Говорят, деньги на проведение канализации выделил из своих Сталинских премий авиаконструктор А.Н. Туполев. Во время войны он будто бы какое-то время сидел в «Крестах» и, как рассказывают «очевидцы», навсегда запомнил «вонь общей параши». Но есть и другая версия (которую нам озвучили), что деньги с премии отдал на проведение коммуникаций в "Крестах" Георгий Жженов, любимый советский артист.
3.7.
С 1964 года - тюрьма "Кресты" стала следственным изолятором № 1. Лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, находятся здесь до вынесения приговора суда. В 1983 году из «Крестов» вывели несовершеннолетних и женщин.
Об условиях содержания подследственных в камерах можно только догадываться. 3-этажные железные нары, зарешёченное окно, пропускающее узкую полоску дневного света, «толчок» - на местном языке унитазы. Рекорд вместимости этого следственного изолятора, если не брать данные 1930-х годов: 12,5 тысяч заключённых. Столько народу содержалось в "Крестах" в середине 1990-х годов. По рассказу очевидцев, тогда творилось что-то страшное: в камеры набивали людей плотнее, чем сельдей в бочку. Это ещё мягкое сравнение - без всякого преувеличения. В камерах размером 8 квадратных метров, рассчитанных на 6 человек, держали до 20 человек, так что спать приходилось по очереди.
3.8.
3.9.
3.10. Вот такой вид снизу вверх..
3.11.
Музей "Кресты" открылся на территории следственного изолятора № 1 ГУФСИН России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области в 1999 году.
А помните, я уже упоминала про барельеф Дзержинского? Так вот он!
3.12.
Этот музей не для всех.. сюда сейчас имеют доступ только студенты профильных вузов, да сотрудники профильных учреждений. Хотя когда-то проводились и экскурсии, как и по всему следственному изолятору, но безопасность в таком учреждении важнее, поэтому теперь доступ сюда ограничен, что в общем-то и правильно.
3.13.
3.14.
А вы знаете, что при таком длительном существовании учреждения, попыток побега было всего лишь несколько: В 1922 году членам группировки Леньки Пантелеева помог убежать охранник; в 1969 году один из осужденных во время ежедневной прогулки улучил момент и перемахнул через забор; в 1984 году двум заключенным удалось сделать из ниток поддельные удостоверения сотрудников милиции, благодаря этому побег удался. Но их нашли и вернули в изолятор. В 1991 году заключенный по прозвищу Червонец спланировал побег при помощи девушки - следователя. Ему было нечего терять, так как в скором времени его ждала смертная казнь.
3.15.
До 1917 года здесь наряду с уголовными преступниками, содержались революционеры и политические деятели. В числе последних можно перечислить несколько фамилий, известных со школьной скамьи: А.Ф. Керенский, П.Н. Милюков, Л.Д. Троцкий, А.В. Луначарский, В.А. Антонов-Овсеенко, Л.Б. Каменев, М.И. Калинин.
В период революционных событий февраля 1917 года арестованные министры царского правительства, видные жандармы и полицейские чины, сановники доставлялись из Таврического дворца в «Кресты», а в 1917-1918 годах - из Петропавловской крепости, В их числе: Б.З. Штюрмер (умер в «Крестах» в конце 1917 года), министр Юстиции Щегловитов И.Г., бывший министр внутренних дел Хвостов А.Н., военный министр Беляев М.А., жандармские генералы Спиритович А.И., Семигановский, бывшие товарищи министра внутренних дел Курлов П.Г., Белецкий С.П., Васильев А.В., директор Департамента полиции Климович Е.К. и другие. В «Крестах» содержались: бывший военный министр Сухомлинов В.А., командующий 5-ой армией Болдырев В.П., помощник командующего Петроградским военным округом Рутенберг П.М., убийцы Кокошкина и Шингарева, министров Временного правительства, Басов С.С. и Куликов А.Г.. Все эти «бывшие» находились под стражей охраны ВЧК в изолированном тюремном здании хирургического Госпиталя на территории «Крестов».
В годы репрессий «Кресты» были переполнены лицами, обвинёнными в государственных преступлениях. В эти годы в «Крестах» находились в заключении видные представители отечественной науки и культуры: К. Малевич, Л. Гумилёв, Н. Заболоцкий, востоковед Т.А. Шумовский, химик А.А. Ливеровский, актёр Г. Жжёнов, будущий маршал К.К. Рокоссовский и многие другие.
3.16.
3.17.
3.18. Здесь хранятся поделки из хлеба, сделанные заключенными, можно узнать все о татуировках, увидеть запрещенные предметы, которые так или иначе оказывались в камерах.
3.19.
3.20.
Но выходим на воздух.. На территории изолятора есть футбольное поле и небольшой тренажерный зал в маленьком здании, а также часть снарядов находятся и на улице.
3.21.
Изолятор (а ранее тюрьма) всегда обеспечивал себя сам, здесь находится и котельная и цех для выпечки и прачечная и даже еще остался ледник для хранения продуктов.
3.22.
3.23.
СИЗО предназначено для тех подозреваемых и обвиняемых, кому суд избрал меру пресечения в виде заключения под стражу. По уголовно-процессуальному кодексу, максимальный срок нахождения в СИЗО - два месяца. Однако, этот срок может быть продлен в интересах следствия и бывает длится дольше. После вступления приговора в законную силу, статус заключенного меняется на “осужденный” и он переводится в колонию или тюрьму, в зависимости от приговора.
3.24.
Оказывается, что некоторые из осужденных могут остаться в стенах следственного изолятора. Если совершенное преступление небольшой тяжести, произошло в первый раз, а характеристики положительные, то осужденный может написать заявление и остаться работать в отряде хозяйственной части. Работать и при этом получать зарплату. Их легко можно отличить на территории по цвету одежды, ко всему каждый день и вечер их вызывают на перекличку.
3.25.
и да.. котики тут тоже есть ))
3.26.
3.27.
Что будет с нынешним комплексом зданий и сооружений следственного изолятора "Кресты" так до конца и не ясно, но новый комплекс зданий для СИЗО уже построен и дело времени - перевод всего учреждения под Колпино. Но надо помнить, что «Кресты» это ещё и архитектурный комплекс, находящийся на учете в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников Санкт-Петербурга (КГИОП). Это объект, представляющий историческую ценность.