Фотограф Максим Дмитриев

Mar 05, 2014 23:41

Оригинал взят у chronograph в Фотограф Максим Дмитриев
Фотограф Максим Петрович Дмитриев (1858-1948), по-праву, считается одним из основоположников публицистической, документальной и социальной фотографии в России. В начале XX столетия Дмитриев, будучи членом Русского фотографического общества, являлся одним из самых известных отечественных фотографов. Его фотоработы многократно отмечались на многих российских и зарубежных фотовыставках того времени. Но после революции имя Дмитриева было несправедливо забыто и только по прошествии многих десятилетий творчество этого талантливого фотодокументалиста было вновь по достоинству оценено. Дмитриев в начале века объездил практически все приволжские города, снимая на свою камеру красивые волжские пейзажи и непостановочные бытовые сцены. Фотографии Максима Дмитриева сегодня являются яркой документальной летописью жизни Нижегородской губернии и России в целом.




Будущий классик русской фотографии родился 21 августа 1858 года в небольшой деревне Повалишино в Тамбовской губернии. Свое образование он, как и другие сельские мальчишки, начал в обычной церковно-приходской школе. После окончания школы мальчик был вынужден зарабатывать себе на жизнь простой работой - плетением корзин для продажи и пением псалмов на похоронах. Однако мать Дмитриева пожелала, чтобы мальчик занялся каким-либо более достойным ремеслом. Для этого она отвезла его в Москву и устроила Максима подмастерьем к известному московскому фотографу М.П. Настюкову. Здесь-то он впервые узнал, что такое фотография и получил первые практические знания, связанные с вымачиванием фотопластинок в азотной кислоте, их дальнейшей обработкой и ретушью. С учителем мальчику очень повезло. Настюков был не только известным фотографом, услугами которого пользовались даже члены императорской семьи, но и чрезвычайно талантливым, начитанным и любознательным человеком. Он живо интересовался особенностями национальной архитектуры, скульптурой и памятниками древнерусского быта. Дмитриев также не оставался в стороне и впитывал в себя как в губку кладезь новых знаний об искусстве. С согласия учителя мальчик продолжил обучение в воскресных рисовальных классах Строгановского художественного училища, где он начал осваивать живопись и основные приемы работы со светом и тенью.

01. Фото сделанное в фотосалоне М. Настюкова.


В мастерской Настюкова в распоряжение начинающего фотографа попали многочисленные художественные альбомы и гравюры, которые значительно расширили творческий кругозор молодого человека. Здесь же будущий фотолетописец Нижнего Новгорода впервые заочно познакомился с этим городом и его знаменитой ярмаркой, где М.П. Настюков с 1860 года имел собственную лабораторию.

02. Максим Дмитриев


В 1874 году 16-летним юношей Максим Дмитриев впервые отправился в Нижний Новгород, чтобы работать в фотопавильоне своего наставника Настюкова на Нижегородской ярмарке. Путешествие в Нижний Новгород оказало на юного фотохудожника огромное впечатление и стало судьбоносным: именно здесь Дмитриеву посчастливилось познакомиться с известным нижегородским фотографом и художником Андреем Осиповичем Карелиным, лауреатом нескольких международных выставок. Три года спустя молодой человек отказался от работы у Настюкова и переехал в Нижний Новгород, чтобы начать работу у одного из самых способных учеников Карелина, Д.Лейбовского, основательно усвоившего манеру и виртуозную фотографическую технику своего учителя. Наконец, в 1879 году исполнилась заветная мечта молодого фотографа: ему было предложено место в фотоателье Андрея Осиповича Карелина. Работа с известным фотомастером и художником способствовала окончательному формированию творческих способностей Дмитриева, а кроме того дала необходимые материальные средства для создания фотомастерской, которая и была открыта в 1881 году совместно с другими фотографами. Впрочем, разногласия с деловыми партнерами скоро заставили Максима Дмитриева выйти из предприятия, и художник еще несколько лет "скитался" по фотографиям Орла и Москвы прежде, чем предпринять новую попытку открыть собственную фотомастерскую.

03. Андрей Осипович Карелин, в фотоателье которого работал М. Дмитриев (ПОДРОБНЕЕ О КАРЕЛИНЕ)


Владелица дома на бывшей Осыпной улице в Нижнем Новгороде купчиха Авдотья Пальцева не спешила переделывать помещение, приспособленное для фотоателье и по неизвестным причинам освобожденное А.Карелиным. Следующим арендатором помещения стал решивший начать собственное дело Максим Дмитриев. Следуя его пожеланиям, Пальцева построила новый двухэтажный флигель на месте небольшого старого. Именно там разместился фотопавильон. Фотолаборатория и зал ожидания клиентов находились на втором этаже основного здания, а на третьем поселился Дмитриев с семьей. Современники отмечали, что новая мастерская была сделана с размахом и пришлась по душе публике. Уже при входе будущий клиент мог оценить образцы работы мастера в большой стеклянной витрине. Фотографии были развешаны и вдоль крутой лестницы, по которой посетители поднимались на второй этаж в залитый светом застекленный павильон. Свои фотографии заказчики получали с фирменными паспарту с золотым тиснением: «Новая фотография Дмитриева в Нижнем Новгороде». Фотостудия Дмитриева была открыта в 1886 году.

04. Максим Дмитриев


В Нижнем Новгороде Максим Дмитриев женился на Анне Филипповне Городецкой и у них родилось трое детей - Анна, Александр и Катя.

05. Дети Максима Дмитриева.


06. Максим Дмитриев с семьёй


07. Максим Дмитриев с семьёй


08. Жена М. Дмитриева - Анна Филипповна


09. Жена М. Дмитриева - Анна Филипповна


10. Жена М. Дмитриева - Анна Филипповна в китайском костюме.


11. Жена М. Дмитриева с дочерью Анной


12. Дочь Максима Дмитриева Анна


13. Жена М. Дмитриева (справа)


14. Дети Анна и Александр


15. Брат жены Николай Филиппович Городецкий с детьми Дмитриевых.


Уже в первых самостоятельных фотоработах Максима Дмитриева четко прослеживалась главная особенность его фотографического творчества - документальные съемки с ярко выраженной социальной направленностью. Впервые М.П. Дмитриев выставил свои произведения на Всероссийской юбилейной фотографической выставке 1889 года в Москве. Там были выставлены 53 безукоризненно выполненные, большого формата фотографии самых разных жанров: портреты, пейзажи, групповые снимки, бытовые сцены. Посетители выставки восхищались великолепными волжскими видами, лесными пейзажами, группами людей и уличными сценами Нижнего Новгорода, дивились смелости фотографа, не побоявшегося выставить портрет недавнего ссыльного В.Г. Короленко. Знатоки фотографии разводили руками - такого прежде на выставках им видеть не доводилось: филигран­ное, поистине "карелинское" мастерство в сочетании с безошибочным расчётом на серьёзный коммерческий успех. Общий вывод был один: в рус­ской художественной фотографии появилось новое имя.

16. М. Дмитриев. Автопортрет с трубкой.


1889 год стал в творческой биографии М.П. Дмитриева началом его будущих блестящих успехов на фотографических выставках самых высоких рангов - отечественных и зарубежных. Спустя год - высшие награды на Одесской выставке за позировку в портретах, а в Казани - за сцены и жанры, мастерски скомпонованные. 1892 год принёс двойной успех М.П. Дмитриеву - золотую медаль Па­рижской международной фотографической выставки и Почётный диплом выставки в Амстердаме.

17.


Глубокий интерес М.П. Дмитриева к отечественной истории и этнографии сформировался благодаря его активному участию в деятельности Нижегородской губернской ученой архивной комиссии (НГУАК). Членом НГУАК Дмитриев стал по примеру своего учителя - художника и фотографа А.О. Карелина и его сына Андрея Андреевича. Оба они еще в 1888 году стали активно участвовать в действиях этой комиссии, выезжали по ее заданию на съемки исторических мест и предметов старины.

18. А. Н. Воскресенский, пристав Макарьевской части Нижегородской губернии и М. П. Дмитриев


Емкие по содержанию и прекрасно выполненные технически фотопанорамы исторических мест и отдельных памятников Нижнего Новгорода в условиях повышенного интереса к российским древностям получили широкое распространение даже среди простых обывателей. Высланная в 1895 году в столичную Академию художеств серия фотографий памятников Нижегородского Поволжья полу­чила высокую оценку. Максим Дмитриев выпустил около тысячи нумерованных видовых открыток. Кроме фотографии Максим Петрович Дмитриев занимался ещё и общественной деятельностью. Он был гласным Городской думы, присяжным заседателем при Нижегородском окружном суде, председателем нижегородского фотографического кружка.

19.


Из рекламного объявления тех лет: "Фотограф М. ДМИТРИЕВ, УДОСТОЕННЫЙ ВЫСШЕЙ НАГРАДЫ ПОЧЕТНОГО ДИПЛОМА на Голландской всемирной фотографической выставке в г. Амстердаме в 1895 г. и на Парижской всемирной фотографической выставке, по художественному отделу профессиональных фотографов за 1892 г. ЗОЛОТОЙ МЕДАЛИ, ЕДИНСТВЕННЫЙ В РОССИИ СНИМАЕТ моментально во всякую погоду ПОРТРЕТЫ, ГРУППЫ. Продаются волжские виды, типы, сцены, пейзажи, виды Н.-Новгорода, ярмарки и выставки. ПРИНИМАЮТСЯ ЗАКАЗЫ: по снятию заводов, магазинов, пароходов, животных, а также и копий со старых карточек, с которых увеличиваю до натуральной величины. Фотографии открыты ежедневно от 9 час. утра до 6 час. вечера. В ГОРОДЕ, Осыпная улица, дом Пальцевой, НА ЯРМАРКЕ 3-я Сибирская, д. Журавлева.
И ОБЩЕДОСТУПНАЯ: в собственном павильоне, рядом с цирком. Телефон № 195"

20.


21.


Максим Дмитриев сделал множество документальных серий, среди которых "Виды и люди Нижнего Новгорода", "Сормово", "Волжская коллекция", "Неурожайный 1891-1892 год в Нижегородской губернии", "Русь верующая", "Нижегородская выставка", "Портреты" и другие, подробнее расскажу в следующих постах.

22. Помимо работы в студии Максим Петрович уделял много времени съёмкам видов Нижнего Новгорода и его окрестностей. Рассматривая эти снимки, которым уже более ста лет, невольно удивляешься их качеству. На фото - Нижний Новгород, Черный пруд.


"Бывало, облюбую где-нибудь интересное местечко, в верстах в пяти-семи от города, думаю, надо бы снять. Потом выбираю подходящую погоду, денёк с облачками, утречком или к вечеру. Погружаю на рессорную ручную тележку камеру, объектив, треногу, тройку двойных кассет с пластинками, брезент на случай дождя и… айда, впрягайся, Максим Петрович, езжай на съёмку" (А. Силоамский, статья "Большой художник", журнал "Советское фото", № 11,1958 г.)

23. Нижний Новгород, вид на Главный Ярмарочный дом, около 1895 года.


24. Дмитриеву приходилось таскать многокилограмовую камеру и наборы больших стеклянных пластинок по узким лестницам в поисках хороших ракурсов. На фото - Нижний Новгород, Гордеевка. Вид на одну из улиц. Справа на заднем плане - ипподром, 1896 год.


25. Максим Дмитриев снимал как "элиту" Нижнего Новгорода", так и его "дно".


На фотоснимках Дмитриева мы можем видеть губернаторов и дворян, полицию, городскую управу, банки и учреждения, архитектурные и исторические памятники, а также культурную и повседневную жизнь горожан. Но, конечно, одним из его наиболее интересных работ были те, которые рассказывали о нижегородских босяках - странниках, нищих, сезонных рабочих, старьевщиках, обитавших в ночлежных домах и на булыжных мостовых. На своих документальных фотографиях Дмитриев сумел правдиво показать "дно" российского общества, страшное и отчаянное.

26. На фото - игра в карты под навесом на Сафроновской площади.


Сцены, характеризующие повседневную жизнь русского народа, являлись, пожалуй, наиболее характерными для Дмитриева. Можно сказать, что простой народ был главным объектом его творчества, что зачастую вызывало резкую неприязнь и отторжение у официальных российских обозревателей. За снимок "Арестанты на строительных работах" Дмитриев удостоился самых нелестных отзывов и критических замечаний. Но он сохранял социальный подтекст в своих фотоработах несмотря ни на что.

27. Нижний Новгород, толпа у Казенной винной лавки.


Максим Дмитриев был дружен со многими представителями искусства и литературы, которые посещали его фотомастерскую и с удовольствием фотографировались. Дмитриев славился и как портретист. Сохранились великолепные портреты Ф. Шаляпина, В. Комиссаржевской, И. Левитана, К. Маковского, И. Бунина, В. Короленко, Л. Андреева, В. Гиляровского и многих других. Дмитриев создал целую галерею портретов М. Горького, Е. Пешковой (1896-1904 годы) и их детей.

28. Максим Горький с сыном.


29. Нижний Новгород, Сормово, здесь Дмитриев снимал выпуск 100-го паровоза.


30. Пропуск Дмитриева в Нижегородский кремль на всероссийскую выставку, проходившую в 1896 году.


31. Император Николай II на Всероссийской выставке, г. Нижний Новгород, 1896 год


Венцом же фотографического творчества Максима Петровича Дмитриева стала работа над циклом фотографий под названием "Волжская коллекция", (или "Волга. От истока до Каспия") начатая им в 1894 году. В ходе работы над этим колоссальным проектом Дмитриев запечатлел практически все наиболее интересные места Поволжья - от Рыбинска до Астрахани. Съемки классика отечественного фоторепортажа продолжались практически в течение десяти лет. В громадной коллекции фотоснимков Дмитриева оказалось несколько тысяч негативов, на которых запечатлены исторические достопримечательности, завораживающие пейзажи рек, вековые заволжские леса, виды городских поселений, жители Поволжья всех национальностей. С камерой весом около 100 килограммов, с пластинками в 50 на 60 сантиметров фотограф плавал по Волге. Фотографировал с борта парохода, с берега, вскарабкивался на крутые холмы, колокольни и мосты. В 1899 г. по предложению председателя Русского географического общества П. П. Семёнова-Тяншанского и другого известного географа А. В. Григорьева, М. Дмитриев был избран в действительные члены Русского географического общества.

32. Село Ширяево около Самары


Длина Волги 3 690 километров, десять лет потребовалось нижегородскому фотографу Дмитриеву, чтобы сделать этот самый длинный в мире фоторепортаж, зато ни одна страна на то время не имела столь величественного репортажа. Волгу и окрестности Максим Дмитриев снимал подробно, буквально через каждые несколько вёрст, делал иногда и несколько снимков на примечательной чем-то версте. Десять лет жизни на рубеже XIX и XX веков и огромных денег потребовал труд, который ему никто не заказывал, но который он сам считал важным оставить для потомков.

33. Самара, река Самарка.


После завершения "Волжской коллекции" М. П. Дмитриев не стал сидеть дома, а вновь отправился путешествовать, правда, на более близкие расстояния - по московской, нижегородской, владимирской, костромской землям, делая видовые "открыточные" снимки, которые охотно печатали столичные иллюстрированные журналы. Много времени он проводил в своём ателье, вёл фотолетопись нижегородской жизни, приезды и отъезды высоких гостей, ярмарки, проводы на службу в армию. По просьбе Академии художеств снимал старинные городские здания, Нижегородский кремль, этапы реставрации храмов, археологические раскопки и так далее.

34. Фото из серии "Русь верующая", Странник в Серафимо-Дивеевском женском монастыре. Вместе с П.И. Мельниковым-Печерским Максим Дмитриев много ездил по заволжским лесам. Старообрядческие скиты и монастыри - большая и интересная тема, в которую было вложено немало душевных сил.


Серия фотографий "Неурожайный 1891-1892 год в Нижегородской губернии", изданная им в виде альбома, была отмечена на многих отечественных и зарубежных фотовыставках. Это документальные снимки о тяжелой жизни народа Поволжья в годы неурожая, во всех деталях рассказывающие о бедственном положении российского крестьянства. Изданный фотоальбом Дмитриева способствовал сбору средств голодающим по всей стране, так как "говорил" громче всяких слов. Это был один из первых опытов "реальной" документальной фотографии в России.

35. На фото - доктор Решетилов осматривает больного сыпным тифом Кузьму Кашина в селе Накрусове.


С тяжеловесной камерой фотограф добирался до наиболее сильно пострадавших от засухи и эпидемий уездов и снимал, не зная усталости и страха. Он смело вносил свой аппарат в тёмные прокопчённые избы, где на прелой соломе вповалку лежали целые семьи в жестокой тифозной горячке. Запечатлевал полуразваленные крестьянские дома с голыми остовами крыш, кое-где сохранившими жалкие клочки со­ломы, и застывшие около них в невыразимом отчаянии людские фигуры. Показывал самоотверженный труд местной интеллигенции - врачей, сестёр милосердия, учителей, отдельных земских деятелей, стремившихся облег­чить страдания крестьянства.

36.


37. Рыбаки в низовьях Волги.


С началом 1-й мировой войны, а потом революции, М. П. Дмитриев всё больше времени проводил в своём павильоне. Приход к власти большевиков ограничил его в выборе маршрутов для путешествий. Но ателье у него сразу не отобрали, несмотря на то, что у него было 15 наёмных работников и его причислили к эксплуататорам. Только в 1929 году фотоателье Дмитриева перешло в ведение Нижегородского крайисполкома - комиссии по улучшению жизни детей. Его самого назначили заведующим и павильонным фотографом. Максим Горький в письме нижегородскому исполкому от 26 сентября 1928 г.писал: "Очень прошу Вас, не обижайте старика М. П. Дмитриева: человек этот честно проработал до 72 лет, сильно продвинул вперёд технику русской фотографии, обратил на неё внимание Европы и вообще заслуживает всяческого почтения..."

38. Групповой снимок на 70-летии М. П. Дмитриева г. Нижний Новгород, 1928 год


О дальнейшей судьбе Максима Петровича Дмитриева мы можем узнать из его собственного письма, написанного в 1937 году на имя председателя Горьковского облисполкома товарища Юлия Моисеевича Кагановича. Вот текст письма:

"Председателю Исполнительного Комитета Горьковской области товарищу Юлию Моисеевичу Кагановичу от фотографа Дмитриева Максима Петровича, г. Горький, 6-я линия, д. 22.
Глубокоуважаемый Юлий Моисеевич! Обращаюсь к Вам за защитой моих авторских прав фотографа-этнографа. Свою трудовую жизнь я начал с 9-летнего возраста. Пройдя тяжёлый путь "мальчика", я был отдан матерью в ученики в одну из Московских фотографий. Это и определило мой жизненный путь фотографа-этнографа и краеведа. Не имея и дня отдыха, я в течение почти 60 лет фиксировал жизнь, отмечая природу, быт и события Горьковского края и всей Волги. В каждом музее нашего Союза Вы найдёте мои фотографии. Мой фотоархив состоит из нескольких тысяч негативов и обнимает всю Волгу от истока до Астрахани, буквально всё строительство нашего края, как до-, так и послереволюционного периода, по моим фотографиям можно легко проследить всю жизнь края за полувековой период с 1886 года по 1932 год. Общественность оценила мою работу, и в 1927 году в день 50-летия моей работы ряд общественных организаций и государственных отметили мою деятельность. В 1929 году я передал свои фотографии в Деткомиссию, оставшись в ней в качестве руководителя художественной частью и фотографа. Мой архив я передал во временное пользование Деткомиссии. Преклонный возраст (мне 79 лет) и слабое состояние здоровья заставили меня оставить работу руководителя, и я решил заняться чисто архивно-этнографической работой, при помощи моего фотоархива. С этой целью я в 1933 году приступил к перевозке архива из фотографии Д. Т. К. к себе на квартиру. Однако этому воспрепятствовал Председатель Крайархбюро т. Монахов и изъял из моего архива около 7 000 негативов, сделав это изъятие вопреки моему согласию и ничего мне за негативы не уплатив. Такое огульное изъятие противоречит нашему законодательству, ибо согласно инструкции Центроархива хранению в Архбюро подлежат лишь снимки, имеющие историко-революционное значение, изображающее моменты революционной борьбы. Таким незаконным изъятием т. Монахов лишил меня возможности продолжать мою полезную работу этнографа-краеведа, а также и единственного источника к существованию. Имея в своём распоряжении архив, я мог бы выполнять многочисленные заказы краеведческих организаций и выставок по отпечатыванию снимков, а следовательно, получал бы материальное вознаграждение. Кроме того, эта работа удовлетворяла бы меня и морально, так как я имел бы возможность продолжать общественно полезную работу, пользуясь трудами всей моей жизни. Негативы от т. Монахова сложены в Старом Соборе в Кремле, судьба их мне неизвестна, и меня, автора их, не только лишили права ими пользоваться, но вообще в здание архива не допускают. Меня крайне обижает такое несправедливое ко мне отношение и полагаю, что своим трудом я заслужил более чуткое внимание, тем более что пользу стране я принёс не только как фотоработник, но и как гражданин. Из копии прилагаемого при сём письма А. М. Горького Вы увидите моё небезразличное отношение к революционному движению. Моя просьба к Вам, уважаемый Юлий Моисеевич, состоит в том, чтобы Вы оказали мне содействие к возврату незаконно отобранных у меня негативов, если же Вы полагаете, что негативы эти необходимы Государству, то я, не возражая против их хранения в Архиве-бюро, ходатайствую о назначении мне пенсии, с помощью которой я мог бы безбедно прожить остаток лет".

Множество стеклянных фотопластин было безвозвратно утеряно. Говорят, что в те годы в городе появились теплицы и парники из стеклянных негативов... Максим Петрович Дмитриев до конца своих дней сохранил любовь к фотографии, несмотря на болезнь и плохое зрение. Последние годы жизни знаменитый нижегородец провёл в полном забвении. 90-летие его никак не было замечено, и после смерти М. П. Дмитриева в "Горьковской коммуне" о нём появился лишь короткий некролог.

39. Здание бывшей фотостудии М. Дмитриева, прим. 1940-1950 годы. Во время войны здесь был размещен госпиталь. В подвале до сих пор сохранились металлические двери бомбоубежища, застекленную крышу пришлось заложить, а вот знаменитой застекленной стены на втором этаже дом лишился в послевоенные годы, когда там разместилось ателье по пошиву одежды, просуществовавшее до перестройки. Сейчас в бывшей фотостудии находится "Русский музей фотографии" (ул.Пискунова, 9а http://fotomuseum.nnov.ru/), где можно увидеть фотографии Карелина, Дмитриева и других известных фотографов.


Ни один из его современников не оставил такого обширного и разно­образного наследства. Он и портретист, и документалист, и этнограф, его по праву считают родоначальником публицистического фоторепортажа в России. Нет ни одной книги, посвященной истории Нижегородского края, где бы ни занимали самое почётное место "свидетели" прошлых лет - фотографии Дмитриева. Нет ни одной музейной экспозиции, посвящённой М. Горькому, Ф. Шаляпину, дореволюционному крестьянству, чтобы в них не использовались работы Дмитриева. Учёные-историки, исследователи архитектуры и градостроительства постоянно обращаются к фотографиям, созданным Дмитриевым, как объективным, точным и информационным историческим источникам.

40.


Смотря на творчество современных фотографов невольно напрашивается вопрос, есть ли сейчас что-то подобное? Или современный фотограф "измельчал"? Интернет завален гигабайтами красивых девушек, машин и тусовок, но мало кто снимает на серьезные темы. Что руководит современным фотографом - жажда наживы, или действительно любовь к фотографии? Кто способен сейчас показать жизнь больных тифом, или отправится в путешествие длиною в 10 лет? Эти вопросы я задаю и себе. Будут ли кому-нибудь интересны мои фотографии через 100 лет?

посмотрите также подборку фотографий М. Дмитриева ( ЗДЕСЬ)

Добавить меня в друзья в Живом Журнале (КЛИКНИТЕ)
Добавить меня в друзья в Контакте (ВКОНТАКТЕ)

фотографы

Previous post Next post
Up