О стоимости картинок

Aug 03, 2012 12:11

Оригинал взят у photohelp_ru в О стоимости картинок

Сколько стоит один снимок на самом деле.

Последние несколько дней в сети блуждают ссылки на статью с рассуждениями о том, сколько стоит один снимок "на самом деле". Логика там (вернее, ее полное отсутствие) состоит в том, что рассчитываются затраты по железу - то есть стоимость съемки рассчитывается из одного только критерия - износа технического оснащения. Это, понятное дело, абсолютный и окончательный идиотизм, уж простите за резкость. Снимает не камера, снимает фотограф - и именно его расходы надо считать, чтобы понять настоящую цену одной картинки (или одного часа съемочного времени, если уж быть точным). Но и про технику мы не забудем - и даже начнем с нее, только считать будем чуть корректнее.

[Читать дальше >>>]

  1. Камера. Камер у работающего фотографа должно быть две (как и вспышек - если речь идет о репортажном фотографе). Одна камера - это не работа, это постоянные нервы на тему "что будет, если она сдохнет посредине съемки". То же самое касается вспышки, причем вспышки дохнут гораздо чаще, проверено многолетней практикой. Еще практика показывает, что при нормальной плотной работе камера меняется где-то раз в три-четыре года, переживая за это время 2-5 ремонтов. Оптика живет очень долго, если обращаться с ней бережно - то практически бесконечно долго. А теперь подсчитаем:
    камера основная - 100.000р, камера запасная - 50.000р, итого 150.000р
    вспышка х 2 - 50.000р
    оптика… тут все сложнее. В зависимости от вида съемки могут требоваться очень-очень разные комплекты. Самый "тяжелый" нужен работающему репортеру в силу просто того, что у него каждый день разные сюжеты, разные дистанции съемки, разные задачи. Самый "легкий" по деньгам, наверное, у стрит-фотографа, работающего в классической манере (хотя этот вид съемки можно в этой статье и не учитывать - денег этим жанром фотографии никто не зарабатывает). Посередине находятся свадебные, детские, журнальные, портретные фотографы. О рекламной фотографии мы сегодня говорить не будем - это очень, очень отдельная тема с совсем другими бюджетами и внутренней логикой бизнеса, да и предметную съемку для журналов тоже… в другой раз. Сегодняшняя тема - съемка людей разными способами для разных задач. Так что у нас - диапазон от одного минималистичного 24-105 (рассматривать буду кэноновскаю линейку, благо в ней ориентируюсь лучше всего) до шоколадного (но тоже не самого широкого - нормальных длинных телевиков под пресс-конференции и т.п. в нем нет) набора 16-35/2.8 + 50/1.2 + 85/1.2 + 70-200/2.8IS (это сборка под полный кадр, конечно). Еще рабочим вариантом - для нерепортажных фотографов (портрет, журнальная съемка) может быть 35/1.4 + 85/1.2 + 130/2 - ну, это если вы заботитесь о качестве кадра. 24-70/2.8 … эх, спорная это линза. Но можно в определенных условиях работать и ей, особенно если снимать на закрытых дырках или сюжеты, не требующие сухой резкости, хотя включать в основной набор я бы этот объектив не стал. Но, так или иначе, а на линзы у нас уйдет от 30.000р до 250.000р в зависимости от задачи.

    Итого, на этапе формирования системы мы потратили от 230.000 до 450.000 р. Компьютер с калиброванным монитором мы не учитываем - типа, он есть у каждого, нечего его считать. Раз в два-три года мы продаем старую камеру и покупаем новую, обычно это означает трату от 30.000 до 60.000р. Со вспышками - та же история, только потери составляют по 10.000р на вспышку. Ремонт - допустим - у нас гарантийный. Тогда в год на технику мы тратим 30.000-50.000 р. Компьютер, опять же не считаем (хотя он тоже обходится недешево) - но, пусть он падает с неба, просто и бесплатно как солнечный свет.

    Ах да! Питание для вспышки! Если вы занимаетесь репотражной фотографией, то знаете, что на съемочный день, скажем часов 7-8 активной съемки может потребоваться до 32 единиц питания АА. Может и не потребоваться, конечно, если событие на улице, а на небе легкая дымка, превращающая его в прекрасный источник яркого, но рассеянного света. Но в среднем на съемку я бы закладывал штук 12 батареек. Если покупать батарейки (а у них выше токоотдача и, следовательно, скорость перезарядки вспышки), то это 360р на одну съемку. Можно купить хорошие аккумуляторы - тогда на 12 штук вам нужно примерно 2000р. По моему жу опыту нормальный комплект аккумуляторов - это 24 штуки, т.е. 4000р. Умирают они за год практически 100% при нормальном темпе съемок, так что раз в год их нужно все поменять. Немного, конечно, 4000р в год, но будем и о них помнить.

    Особо отмечу: фильтров, штативов, карточек, ленспенов, кофров, рюкзаков, запасных аккумуляторов для камеры и прочей мелочевки (которой по моим личным подсчетам получается до 30.000р в год)- всего этого мы не учитываем, они сами берутся, из воздуха.

  2. Но все эти камеры, дамы и господа - это лирика. Это капля в море. Давайте считать "настоящие" деньги. Я буду рассматривать ситуацию, когда фотограф - это основная профессия, то, чем человек зарабатывает на жизнь, а не "я фотограф, я два раза в год за деньги круто снимаю портрет и три года назад меня даже напечатали в журнале дижитал фото!" Так вот, поскольку это основная профессия, то она должна кормить и одевать. Вот и давайте подсчитаем пару вариантов.

  3. Вариант первый. Хороший.Наш герой еще молод. Он или она живет с родителями, поэтому платить за квартиру надобности нет. Так же не стоит тратить деньги на еду - родители обеспечивают ее "само собой", вопрос ее стоимости даже не поднимается в юном мозге. Кстати, деньги на одежду тоже в основном дают родители - ну, может немножко своих тратится на эту статью расхода, но максимум 3000р в месяц - майку там прикупить клевую или кеды. Камеру нашему герою, конечно, тоже родители купили вместе с оптикой. Если родители деспоты, беспощадные твари и не понимают творческой молодой души, то ремонт техники они предлагают оплачивать самому юному дарованию, сволочи. С другой стороны, чего его оплачивать, он же гарантийный… В общем, расходов, связанных с выживанием и техобеспечением у нашего юного героя нет. А какие расходы есть? Кино+кафешки+клубы+цветы/подарки/косметика (в зависимости от пола). Ну, допустим, это 30.000р в месяц, хотя это очень, очень завышенная оценка, практически жизнь без ограничений и в шоколаде (нефтяных, газовых, сотовых детей не рассматриваем по понятным причинам). А раз так, то при 30.000 р в месяц все расходы покрываются с лихвой - ведь откладывать на поездку и отпуск не надо, его тоже проплачивают родители. Ок. Теперь думаем - энергии у нашего героя по молодости лет выше крыши, компьютером он владеет (ребенок-то современный), так что обработать картинки тоже не проблема. Если он/она делает хотя бы 10 съемок в месяц, то при стоимости 3000р за съемку все свои нужды наш подопытный образец перекрывает. Если же наш герой скромен в желаниях и трудолюбив, по кабакам не ходит, девушке дарит цветы 4 раза в год, а книжки читает на подаренной на НГ электрокниге, то 10000р ему в месяц точно хватает за глаза - и, значит, он/она честно может опустить планку цены на уровень 1000р за съемку.

  4. Вариант второй. Плохой. Но время идет, родители начинают косо посматривать, заговаривать о собственном жилье, да и вообще, хочется уже самому пожить, без надзора и жестокой опеки. Ура! Итак, считаем: снять квартиру - 30.000р/2=15.000, потому как вдвоем с кем-то (беру очень, очень средний вариант), на продукты в месяц - от 10.000 до 30.000 (тут уж кто чем привык питаться), возьмем как базу 15.000, на одежду - от 2000р до… ну, верхний предел ничем не ограничен, так что будем считать 4000р. Проезд по городу (машину не рассматриваем!) - от 1000р. Хотя бы раз в неделю сходить в кафешку - 4000р в месяц. Хотя бы пару раз в месяц сходить в кино с попкорном - 1000р. Спорт - ну, типа вышел и бегай, какие тебе бассейны-спортклубы. Лечение у нас… гм… бесплатное, и вообще в таком возрасте лечиться не от чего (ет, я не курил траву! я просто рассматриваю идеальный мир, как в фэнтези). В общем, комсомолец у нас получается (причем без девушки) или комсомолка (без косметики, гигены и личной жизни): проснулся, спортом позанимался, еду приготовил, пошел на съемку, вернулся, картинки разобрал, спортом позанимался - и спать. В первый и третий выходной - в кино, в каждый выходной - в кафе. :) Я таких людей не видел, но, говорят, они существуют. Тем не менее, в месяц уже у нас получилось 40.000р на выживание с минимальным комфортом. Если у нашего героя 10 съемок в месяц - это 4000р за съемку. 20 съемок в месяц возможны, хотя это что-то из области сказок для нынешнего российского рынка. Кроме того, 20 съемок в месяц - это, считай, жизнь без выходных и с малым количеством сна, ведь мы все знаем, что картинки сами по себе не обрабатываются, а нормальное минимальное время обработки - это удвоенное время съемки в часах. Вариант стороннего обработчика за деньги мы тоже не рассматриваем - не те бюджеты, не те заказчики. Итак, минимально возможная планка здесь - 3000р за съемку исходя из съемки через день. НО! Отпуск-то у нас не оплачиваемый! А месяц отпуска, как любому работающему - вынь да положь. Сколько стоит съездить на месяц отдохнуть - в самом дешевом варианте? Скажем, зимой, в феврале, в Турцию? (бррр…. сама идея о месяце в Турции… ну ладно, мы ж фантазируем) Думаю, тысяч 60 это встанет. делим на 12, получаем 5000р в месяц дополнительных расходов, т.е. еще плюс примерно 300р за съемку. Итого, округляя, 3500р за съемку.

  5. Вариант третий. Ужасный. Ну что, один ребенок сидит в школе, а жена сидит дома со вторым?! Эк оно все. Давайте считать. Ипотека - 40.000р в месяц. Электричество, вода и пр. - 5000р в месяц. Жена, напоминаю, не работает. Еда - от 30.000 в месяц, если вы только все скопом не едите пророщенную сою и гречу с макаронами без ничего. А уж если оба ребенка - мальчишки, то… Ладно. Одежда у нас что делает? Горит, правильно. Значит, на четверых - 10.000 в месяц как с куста - и это минимум, не предполагающий банального полушубка, хороших сапог и прочих "роскошеств". Проезд… ооо…. у нас же машина! (причем, допустим, она уже совсем-совсем своя, никаких кредитов и т.п.) Раз в 4-5 дней надо заправиться на 1000р (ездим мы мало, медленно и экономно, в пробках не стоим), т.е. 6000р как с куста на топливо. ОСАГО+ КАСКО - допустим, 60.000р в год, т.е. 5.000р в месяц. Ремонт - ну пусть будет гарантийный, падающий с неба. Ха-ха. Ну пусть. Текущие ремонты в квартире тоже делаются сами собой. Ага. Более того, посуда не бьется, мебель менять не нужно никогда, сантехники/электрики не существую и не нужны, и вообще все в доме вечное. Ага. Памперсы нам дарят, а то покупать их дорого. Но все же старшему нужно ходить хотя бы на английский и какой-нибудь спорт - это примерно 7000-10000р в месяц. Музыку, танцы, рисование, моделизм и прочие буржуазные развлечения мы отринем, нечего шиковать. Кстати, велосипед нашему герою для ребенка тоже бабушка с дедушкой подарили, как и ролики, самокат, приставку и прочее. Короче, на детей денег практически не тратится вовсе. Итого, прожиточный минимум получается у нас 100.000р в месяц - и это, прошу заметить, без кафе-ресторанов-посиделок-кино всей семьей-и прочих развлечений. Спорт, кстати, для папы и мамы если и существует, то только в формате самодеятельности, никакие клубы-бассейны-тренажерки-секции мы не закладывали. И - ах! - отпуск. Сколько нужно, чтобы раз в год съездить на две недели куда-нибудь отдохнуть вчетвером? Только уже не зимой - детям надо на теплое море. Ну? Тысяч 100.000-200.000 в зависимости от меса и сезона. Размазываем на месяцы, получаем +10.000 в месяц, т.е. 110.000 в месяц.

    А ведь годы уже не те - снимать 20 раз в месяц не получится, не та энергия. Допустим, снимам 15 раз в месяц. Тут мы, наконец, вспоминаем, что съемка - это не только щелканье камерой, это еще встреча с заказчиками после - и иногда до, т.е. это три события, хорошо если е два полных дня. А что бывает с 30-35-летним фотографом после съемки, скажем, в течении 10-12 часов? Правильно, он вымирает как минимум на сутки. Тем более, когда это происходит не один раз, не два, а с регулярностью через день (какие два выходных подряд?! никаких расслабонов! у нас 15 съемок в месяц, т.е. день-через день.) В таком режиме только люди с железным здоровьем могут еще и заниматься самостоятельной обработкой - в те дни, кгда нет съемок. Ах да. Какие-такие поиграть с детьим? Что за фигня - съездить на дачу? Какой-такой театр-шмеатр и гости-шмости? У нашего героя либо съемка, либо обработка, либо сон. Все, с него хватит развлечений, ему семью кормить надо. Итого, делим 110.000 на 15 - получаем, грубо, 7500р за съемку. Но, мать его, надо же и для себя время найти! Значит, что? Значит, нужен обработчик. А он, сволочь, берет тоже приличные деньги - от 50р за картинку. То есть, если со съемки на выходе 30 картинок - отдай 1500р. Если со съемки 200 картинок - отдай 10000. Вернее, приплюсуй к стоимости съемки. Опа… от 9000 съемочка-то получается. И это при том, что мы очень, очень недооценили реальные расходы. Ах да! 9000 - это съемка и обработка. В эту стоимость не входят аренда стдуии, а так же работа визажиста и стилиста - если мы говорим о студийной съемке.

Ой-вэй! Цены-то московские, реальность-то столичная. Как же быть бедному еврею? Шо таки ми должны понять из этой басни?
  • Стоимость съемки складывается нифига не из железа - оно, в худшем случае, дает 300-400р наценки на съемку, а может и меньше.

  • Подход к оценке работы должен складываться из реальных минимальных расходов. Или желаемых расходов. Но никак не из абстрактных "сколько клиент готов заплатить". Потому как если зарабатывать меньше, чем нужно - придется искать другую работу. Оцените стоимость съемки - и ищите под нее клиентов в достаточном количестве. Все остальные пути совершенно бесполезны.

  • Основная проблема в том, что "борзая молодежь" совершенно не понимает, что со временем их расходы на жизнь вырастут, съемки придется делать дороже. А повода для этого не будет, никогда и никакого. Если ты много лет снимаешь за 2000р за съемку, то вдруг начать снимать за 5000 или - тем более - 10.000… с какого?! Опыт? Ой, кому это интересно, опыт ваш. Вы в парикмахерской когда-нибудь слышали, чтобы мастер брал в 10 раз больше потому как он опытный? Или хлеб продавали дороже, потому как, дескать, его выпекает опытный пекарь? Хрена. не в этой стране. Единственный способ - перелезть в люкс- сегмент, но… а много ли там мест для таких перелезанцев? Ответ - нет. Поэтому, увы, если ты начал снимать дешево, то так и продолжишь.

  • В тот момент, когда ты понимаешь, что фотографией надо кормить семью, а не себе на чипсы зарабатывать, оказывается, что рынок наполнен молодыми идиотами, которые не понимают, что делают. Вернее, что срочно надо искать "нормальных" заказчиков, которые готовы платить нормальные деньги за нехалтурную работу, сделанную опытным специалистом. Вот только заказчик такой в Москве крайне, крайне редок.

  • И уже что? А ничего - надо искать те съемки, где рынок устоялся хотя бы немного. А рынок устояться может только в тех областях, где съемки много, настолько много, что клиент уже начинает понимать что такое хорошо, а что такое плохо. А это что? Свадьбы, мать их так, дни рождения и журналы. Потому как предметка у нас востребована на уровне интернет-магазинов 1000штук по 20р. за штуку, детская съемка представляет собой пока что адски дикий рынок, деловой портрет… ну… туда-сюда. Плюс - очень, очень небольшой рынок нерекламной, но дорогой съемки, которую плотно оккупирует десяток "мэтров", надежда подвинуть которых весьма призрачна.

  • Результатом всего этого является то, что в Москве очень много девушек-фотографов. Почему? Да очень просто, им на жизнь мужья зарабатывают, поэтому они могут сбивать цену до какого-то запредельно низкого уровня. Потому как в оффисе сидеть неохота, да и муж прилично зарабатывает, а тут - и удовольствие и денежки в дом. Ага. Только такое положение дел однозначно снижает уровень фотографии как профессиональной услуги и делает ее однозначно нерентабельной в очень и очень многих областях. Я ничего не имею против девушек-фотографов, мне только не нравится их прогибание под клиента и отсутствие коммерческого само-уважения.

  • Нету у нас профессиональной солидарности ребяты, увы. Но когда она была-то в Москве? Ха…. Да и еще бы в идеале как-то заставить людей думать о карьере и заработках в рассчете 10-летней перспективы, а то што ж они, суки, творят?!





[Spoiler (click to open)]

UPD --- Вижу некоторое непонимание со стороны аудитории. :) Моя вина, не акцентировал, не отметил. Это пост - для фотографов, а не для клиентов. Законодательно никто цены на фотосъемку не поднимет, волюнтаризм тут не проканывает, как и на любом рынке. Громкий крик "Хочу много денег!" не прибавит в кармане кричащего ни пятачка. Мы живем в такой ситуации, когда огромное количество людей, не обремененных необходимостью зарабатывать, вторглось на в прошлом узко-профессиональный рынок. Рынок, само собой, поплыл, поскольку расширился в десятки (если не сотни) раз как со стороны производителя, так и со стороны потребителя. Результат, как и положено на неустойчивом формирующемся рынке - массовое падение уровня цен на продукт, сопровождающееся тотальным снижением качества. Изменить это "чтобы было по-уму" нереально ни за год, ни за два, ни нашей волей, ни президенсткой. Следовательно, нам с этим жить. И вот тут уже надо оценить, готовы ли мы работать в таких условиях, интересно ли это нам как бизнес. Что за товар мы можем предложить? Есть ли на него спрос? Какова прибыльность такого бизнеса? Укладываются ли наши расходы в возможные прибыли в выбранном сегменте рынка? Если ответ "да" - в этот бизнес можно лезть. Если нет - то нефиг там делать! Собственно, я именно об этом - о причинах падения стоимости и о проблемах и возможностях, которые возникают из-за такого падения для разных участников рынка.

перепост, статья

Previous post Next post
Up